Лидер Китая Си Цзиньпин во вторник, 12 декабря, начинает двухдневный визит во Вьетнам с целью укрепления связей между двумя странами через три месяца после поездки президента США Джо Байдена в Ханой. Пекин и Вашингтон соревнуются за влияние в Юго-Восточной Азии, пишет Reuters.
По словам официальных лиц, первая за шесть лет поездка Си во Вьетнам планировалась месяцами. Даже рассматривалась возможность того, что китайский лидер посетит Ханой за несколько дней до визита Байдена.
Несмотря на тесные связи на экономическом фронте, соседи Китай и Вьетнам расходятся во мнениях о границах в Южно-Китайском море и имеют широкую историю конфликтов.
Си накануне своего визита написал в статье для газеты Коммунистической партии Вьетнама, что будущее Азии в руках жителей региона.
"Сообщество с общим будущим" между двумя странами будет иметь стратегическое значение, добавил он, предостерегая от роста "гегемонизма" в мире, вероятно, имея в виду Соединенные Штаты, хотя и не называя их напрямую.
Визит Си откладывался также из-за длительных переговоров о фразе "общее будущее", которую Пекин хотел использовать для описания связей между двумя сторонами, а Ханой сопротивлялся, говорят официальные лица и дипломаты.
Помимо вывода связей между странами на более высокий уровень, повышение статуса отношений будет сопровождаться подписанием "десятков документов о сотрудничестве", цитируют вьетнамские СМИ посла Китая Сюн Бо накануне визита Си.
Ожидается, что соглашения будут включать китайские инвестиции в модернизацию железнодорожного сообщения между соседями, а также гранты, хотя объем и условия возможных кредитов пока не уточнялись.
Усиление транспортного сообщения позволит Вьетнаму больше экспортировать в Китай, особенно сельскохозяйственной продукции, тогда как Пекин хочет еще больше интегрировать север страны со своими южными сетями поставок.
В этом году китайские компании перенесли некоторые операции во Вьетнам, пытаясь быть поближе к западным клиентам, снизить риски от торговой напряженности между США и Пекином, а также снизить уязвимость на фоне ослабленной экономики Китая.
Более мощные железнодорожные сети ускорят импорт компонентов из Китая для сборки во Вьетнаме, что фактически расширит китайскую инициативу «Один пояс, один путь».
В своей статье Си призвал к ускорению сотрудничества в развитии инфраструктуры. Китай настаивает на включении Вьетнама в свой «Цифровой Шелковый путь», что может предусматривать инвестиции в новые подводные оптоволоконные кабели, сеть 5G и другую телекоммуникационную инфраструктуру.
Хотя метро в Ханое является единственным вьетнамским проектом, получившим кредиты инициативы «Один пояс, один путь», в стране, где антикитайские настроения все еще достаточно распространены, внимание на этом не акцентируется, чтобы такие шаги не рассматривались как слишком сильное сближение с Пекином.
Си призвал к более широкому сотрудничеству в сферах безопасности, связи, зеленой энергетики и критически важных полезных ископаемых, имея в виду редкоземельные элементы, в переработке которых Китай является мировым лидером, а Вьетнам имеет вторые по величине запасы после своего соседа.
Для США Вьетнам является важнейшим торговым партнером в Юго-Восточной Азии. Но для Вьетнама сближение с США является тяжелой балансировкой между тем, чтобы сотрудничать с Вашингтоном и не огорчать Пекин, хотя Ханой обеспокоен ростом активности Китая в Южно-Китайском море. Две страны годами ведут спор за потенциально богатый энергоресурсами участок акватории, который Вьетнам называет Восточным морем.