Власти Китая, похоже, проводят целенаправленные расследования по шпионажу против иностранных консалтинговых компаний, работающих в стране после недавних обысков в офисах нескольких международных фирм. Об этом сообщает The Guardian.
Последний известный случай — когда китайские офицеры провели обыски в нескольких офисах бизнес-консалтинговой компании Capvision в Шанхае, Пекине, Сучжоу и Шэньчжэне. Это произошло после обысков в марте в Mintz Group, когда были арестованы пять сотрудников и закрыт филиал компании. Американская консалтинговая компания Bain&Company заявила, что ее офис в Шанхае в апреле посетили китайские офицеры, а сотрудников допрашивали.
В понедельник, 8 мая, на телеканале CCTV появилось сообщение о том, что компания Capvision, основанная в Китае и имеющая совместные штаб-квартиры в Нью-Йорке и Шанхае, платила сотрудникам китайских государственных компаний за утечку секретных данных. Не указано, когда состоялись рейды, но сообщается, что в результате межведомственного расследования один сотрудник государственной компании был заключен на шесть лет за передачу государственной тайны зарубежным клиентам Capvision.
Ужесточаются подозрения в отношении иностранных фирм, а также китайских компаний, работающих в сфере юридического аудита и бизнес-исследований. В сообщении говорится, что некоторые консалтинговые фирмы игнорируют риски для национальной безопасности в поисках доли на рынке и прибыли, становясь «соучастниками заграничного шпионажа, взяточничества, сбора национальных секретов и разведывательных данных».
«В последние годы некоторые западные страны внедряют стратегии сдерживания и подавления Китая, все активнее похищая разведывательную информацию в таких ключевых сферах, как военная промышленность, экономика и финансы», - заявили государственные СМИ Китая.
Органы национальной безопасности Китая расследовали несколько особых случаев и обнаружили, что многие зарубежные организации со сложным прошлым похищали национальные секреты и разведывательную информацию в ключевых сферах через китайские консалтинговые фирмы и другие отрасли. Некоторые китайские консалтинговые компании испытывают слабое чувство национальной безопасности и ради получения экономической выгоды часто выходят на пределы закона, отмечается в сообщении китайских СМИ.
ЕС является одним из крупнейших торговых партнеров Китая и источником иностранных инвестиций. Во вторник, 9 мая, посол ЕС в Китае Хорхе Толедо Альбинана заявил, что репрессии против консалтинговых компаний «не хорошая новость».
Альбинана также сказал, что расширение антишпионского законодательства Китая может привести к действиям, которые не будут способствовать заявленным целям Пекина относительно дальнейшего открытия своей экономики для мирового рынка и иностранных инвестиций.
Фирмы, занимающиеся бизнес-консалтингом и юридической проверкой, уже давно работают в Китае, предоставляя исследования и справочную информацию иностранным компаниям, желающим вести бизнес в стране. Но рейды, которые проходят одновременно с расширением антишпионского законодательства Китая, вызвали обеспокоенность среди иностранных представителей бизнеса в стране. В частности, японские компании выразили опасения по поводу продолжения работы в Китае, где с 2014 года было задержано по меньшей мере 17 граждан в соответствии с антишпионским законодательством.
Ранее сообщалось, что китайские сервисы по мониторингу финансовых данных недавно прекратили предоставлять подробную информацию о компаниях страны иностранным клиентам, что подчеркивает рост трудностей, с которыми сталкиваются иностранные фирмы, пытаясь получить данные, которые Пекин может считать конфиденциальными.
Китай значительно расширил законы о борьбе со шпионажем, приняв поправки, которые, по мнению экспертов, могут еще больше повысить риск для иностранных граждан и организаций, работающих в стране.
Изменения расширяют сферу действия закона, охватывая все, что, по мнению руководства Китая, представляет угрозу национальной безопасности, а также расширяют полномочия органов власти по обыскам, конфискации имущества и введению запретов на въезд и выезд для отдельных лиц.