UA / RU
Поддержать ZN.ua

Байден предлагал Путину "навести мосты", но кто об этом вспомнит? Детали статьи FT "Китай и реванш геополитики"

История почти ничему не учит в современной "большой игре власти". Спустя шестнадцать месяцев после 24 февраля мир находится под большим риском конфликта великих держав, чем после пиковых моментов Холодной войны. 

Легко забыть, что в начале президентства Джо Байден предпринял попытку "навести мосты" с Путиным, установить с ним контакт, говорится в статье Financial Times. Материал посвящен попыткам Вашингтона в формировании общего фронта против Китая и желанию США миновать прямую конфронтацию. А также тому, что война в Украине значительно усложнила поиск решений для экзистенциальных угроз. О каких именно идет речь?

Читайте также: Китай и РФ начинают использовать военное сотрудничество, чтобы "проецировать силу" против других стран — FT

Обозреватель издания Эдвард Люс, автор книги «Отступление западного либерализма» и «Америка в эпоху падения» отмечает, что во время предвыборной кампании 2020 года нынешний американский президент избегал упоминаний о Москве как о геополитическом сопернике, сосредоточившись в целом на Пекине.

"Все внимание привлек Китай. На Женевском саммите со своим российским коллегой в июне 2021 года президент США приложил немало усилий, чтобы утешить самолюбие президента РФ, даже назвав Россию "великим государством"".

Далее следовало выведение американского контингента из Афганистана, что тоже не придало ему популярности.

Читайте также: Возвращение к «холодной войне»: НАТО планирует утвердить оборонные планы на случай конфликта с РФ — Reuters

Один из самых опасных моментов после Холодной войны

В этой статье FT усматривают некоторую связь между выходом США из этой ближневосточной страны и вторжением РФ 24 февраля 2022:

“Оглядываясь назад, становится ясно, что два, казалось бы, не связанных между собой события — позитивное настроение Байдена по отношению к России и его уход из Афганистана — подкрепили решение Путина вторгнуться в Украину. Запад, по мнению Путина, вряд ли отреагирует на запланированную им аннексию Украины более решительно, чем на Крым в 2014 году. Через шестнадцать месяцев российской «специальной военной операции» мир находится под большим риском конфликта великих держав, чем после самых опасных моментов холодной войны», - делится своим мнением Люс.

Хотя сейчас эксперты по геополитике сходятся на том, что разговоры о возрождении "либерального международного порядка" — определенное донкихотство, современный мир вряд ли может позволить себе прямую войну между Вашингтоном и Пекином. Автор наталкивает на определенные параллели с Pax Britannica — периодом относительного мира в Европе и мире в 1815–1914 годах, в течение которого Британская империя полностью доминировала на море и контролировала большинство морских торговых путей. Судя по всему, отдавая эту доминирующую нынешнюю роль американцам.

Читайте также: Масштабнейшие со времен Холодной войны авиаучения НАТО: NYT о сигнале Запада России

Вызов, стоящий перед США и их западными союзниками, тройной.

Глобальный Юг как платформа борьбы Китая и США

Платформой для борьбы за влияние Китая и США в настоящее время считается Глобальный Юг. Это экономический неологизм, обозначающий страны в Азии, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне, которые Всемирный банк считает низким или средним доходом.

Этот регион очень восприимчив и к последствиям войны Кремля против Украины. Рост цен на энергоносители и продовольствие подтолкнул этот зависимый от внешних влияний регион регион до кризиса долга.

Читайте также: США не против восстановить с Китаем климатическую дипломатию: последствия глобальной жары

Автор считает, что коллективное Запад может разыграть карту в этом регионе, при этом делая хорошее дело типа финансирования «зеленой» энергии, облегчения долгов и тд. Это придало ему козырей в большой игре с Китаем, который также находится в вечных попытках распространить свое доминирование в регионе..