UA / RU
Поддержать ZN.ua

Адмирал НАТО: более крепкие связи России и Китая повышают риск в еще одном регионе – где именно

В НАТО все больше озабочены судоходством Китая на российском Северном морском пути, а также возможностью того, что его коммерческие и научные интересы могут быть предвестниками китайского военного присутствия в Арктике, сказал Bloomberg старший военный офицер альянса.

"Мы знаем, что на борту этих кораблей есть военные ученые", - сказал адмирал Роб Бауэр, глава Военного комитета НАТО, в субботнем интервью в Исландии.

Читайте также: Си Цзиньпин встретился с президентом Вьетнама: США и Китай соревнуются за влияние в Юго-Восточной Азии

НАТО обеспокоена целями Китая, учитывая все более тесные связи с Россией, включая сотрудничество в сфере энергетики и транспорта, что повлекло за собой резкий рост поставок российской нефти в Китай из-за арктических вод.

Замечания Бауэра состоялись после выступления на конференции Ассамблеи полярного круга в Рейкьявике, в ходе которой он выразил обеспокоенность укреплением российско-китайских связей. В то время как намерения России в Арктике становятся все более очевидными, «намерения Китая относительно региона остаются непрозрачными», — сказал он аудитории.

Гао Фэн, специальный представитель Китая по делам Арктики, не обращался к комментариям Бауэра в своей речи на конференции.

Читайте также: Россия впервые позволила неукрепленным нефтяным танкерам двигаться через Арктику: это чревато экологической катастрофой — FT

"Напряженность в Арктике не только усложнит наше сотрудничество, но и повлияет на глобальную стабильность", - сказал Гао. Китай и другие азиатские страны могут играть важную роль в защите, исследовании, развитии и управлении Арктикой.

В том, что рассматривается как первый шаг к регулярным малым контейнерным перевозкам по Северному морскому пути, китайское грузовое судно использовало этот путь для трехмесячного путешествия из Балтийского моря в Китай, а Россия перестроила коммерческие связи после ее вторжения в Китае. Украина увеличила поставки нефти в Китай.

Читайте также: Повреждение газопровода Balticconnector: Финляндия сосредоточила внимание на роли китайского судна

"Мы не можем быть наивными и ожидать, что эти новые маршруты будут использоваться исключительно коммерческими судами", - сказал Бауэр на конференции.

На встрече группы в прошлом году Бауэр вызвал гнев китайского дипломата в аудитории, обвинившего его в самомнении. В свою очередь Бауэр спросил, почему Китай не осудил нападение России на Украину.

Читайте также: Экспортные ограничения США будут препятствовать прогрессу Китая в производстве микросхем — замминистра торговли

Российская угроза

Россия инвестировала значительные средства в арктические авиабазы и другую инфраструктуру. Хотя бюджетные ограничения, связанные с войной на Украине, задержали поставку новых ледоколов, ее значительные воздушные и военно-морские ресурсы в Арктике остаются нетронутыми, сказал Бауэр в интервью.

Читайте также: В НАТО заявили, что могут одновременно помогать Украине и Израилю

НАТО должно быть готово к конфликту в регионе, учитывая способность России действовать в Арктике, сказал Бауэр на конференции. Несмотря на это, в НАТО не считают, что Арктика станет горячей точкой немедленно.