UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Зеленый" тариф в природоохранной зоне

"Зеленый" тариф и далее прельщает частный бизнес вкладывать значительные средства в малую гидроэнергетику. И в этом нет ничего удивительного: ведь если государственные большие ГЭС вынуждены продавать произведенную электроэнергию оптовому рынку по 49 коп. за кВт/ч, то малые и мини-ГЭС отпускают ток по значительно более высокой цене - от 2,05 грн до 3,43 грн за кВт/ч.

Автор: Роман Якель

"Зеленый" тариф и далее прельщает частный бизнес вкладывать значительные средства в малую гидроэнергетику. И в этом нет ничего удивительного: ведь если государственные большие ГЭС вынуждены продавать произведенную электроэнергию оптовому рынку по 49 коп. за кВт/ч, то малые и мини-ГЭС отпускают ток по значительно более высокой цене - от 2,05 грн до 3,43 грн за кВт/ч. Инвестиции здесь окупятся в самые сжатые сроки - максимум за три-четыре года. И чувствительный к прибылям частный капитал не только спешит использовать гидропотенциал горных рек в Карпатах, но и прокладывает тропу на Полесье. Выгоду учуяло ООО "Энергетическая компания "Случь", планируя выстроить малую ГЭС на реке Случь около села Губков Березновского района на Ровненщине.

Свои планы компания особо не афишировала. Большинство природоохранных организаций, ученые и журналисты узнали о них лишь осенью 2014-го. Они увидели, что Ровненский филиал ГП "Укргосстройэкспертиза" два года назад - 1 ноября 2012 г. - представил заказчику положительный экспертный отчет о безопасности проекта строительства малой ГЭС. А в нем черным по белому написано: "На участке проектной деятельности реки Случь высокие берега. Жилая застройка и земли сельскохозяйственного назначения находятся на отметках, значительно выше от уровней воды во время паводков. Существенных изменений (спросим: где критерии существенности? - Р.Я.) природного ландшафта не предполагается… Проектом предусмотрено устройство рыбопропуска для прохода рыбы на нерест с нижнего бьефа в верхний (как аналог взята конструкция рыбопропускного сооружения, построенного на малой ГЭС в Италии)". "Вода затопит лишь узкую прибрежную полосу - неугодья и кустарниковые заросли!" - заверял автора этих строк директор компании-заказчика Вадим Козлюк. Он утверждает, что жители трех прислучанских населенных пунктов - сел Губков, Маринин и поселка Сосновое - не возражают против этого строительства. Некоторые из них будут трудоустроены для обслуживания ГЭС, а все вместе - получат обустроенный пляж с инфраструктурой. И поэтому во время общественных обсуждений они поддержали проект строительства малой ГЭС. Но, как выяснилось, такие общественные слушания, где были приняты и зафиксированы конкретные решения, состоялись не во всех общинах. Например, такое событие в разговоре со мной отрицает поселковый голова Соснового Владимир Сидорчук.

Проект строительства малой ГЭС вовсе не был безопасен для окружающей среды и жителей. Именно поэтому в июне 2012 г. начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в области Петр Колодич прислал упомянутому ровненскому филиалу "Укргосстройэкспертизы" суровое заключение - "размещение малой ГЭС на реке Случь около села Губков приведет к нарушению природоохранного законодательства", в частности ряда положений Закона "О природно-заповедном фонде". Ведь объекты и территории природно-заповедного фонда, входящие в региональный ландшафтный парк "Надслучанский" (не зря эту местность называют надслучанской Швейцарией!), попадут в зону влияния реки.

В результате, запроектированное строительство плотины, как выяснили представители природоохранных организаций Ровненщины, отодвинули максимально на 300 м от границы ландшафтного заказника "Соколиные горы", и заказчик получил желаемый для себя экспертный отчет "Укргосстройэкспертизы". Но никуда не деться - водохранилище ГЭС все же войдет в уникальную экосистему, объединяющую в себе скальные выходы гранитов с нетипичной и редчайшей флорой, и приведет к ее разрушению. А ведь согласно положению об этом заказнике, запрещаются мелиоративные и любые другие работы, которые могут привести к изменению гидрологического режима заказника, нарушению режима водоохранных зон и прибрежной полосы. Ни экологической, ни санитарно-эпидемиологической экспертизы проект строительства ГЭС на реке Случь не прошел. Тем временем проведение указанных экспертиз относительно объектов 4-й и 5-й категорий сложности требует Закон "О регулировании градостроительной деятельности" (ст. 31). Не зря департамент экологии и природных ресурсов облгосадминистрации (письмо-ответ ровненской городской общественной организации "Экоклуб" от 08.09.2014 г.) не согласовал строительство на территории заказника гидротехнических сооружений ГЭС, хотя в приложении к экспертному отчету сказано, что схема генплана с этим структурным подразделом исполнительной власти согласована.

Ученые уже теперь конкретизируют разрушительные и непредсказуемые последствия от будущей деятельности ГЭС. Справедливым является мнение ведущего научного сотрудника Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины, профессора Ровненского национального университета водного хозяйства и природопользования Дмитрия Стефанишина: "Уникальность регионального ландшафтного парка "Надслучанский" заключается в том, что горный каньон объединяется с равнинной рекой. И последствия строительства ГЭС будут не как для горных, а именно как для равнинных рек. На участке реки возле села Маринин есть большой ареал редчайших видов рыб - ерша-носаря и марены днепровской. И когда заработает ГЭС, безопасный рыбоход, вопреки сказанному в экспертном отчете, нельзя будет обустроить. Эти рыбы живут исключительно в чистой проточной воде, там, где есть каменное, гравийное, плотно песчаное или глинистое дно. А тогда течение реки будет замедлено, в чаше водохранилища начнут откладываться наносы, и река будет постепенно заиливаться.

Река Случь и так деградирует, ведь на ней и ее притоках большое количество прудов. Это послужило причиной нарушения баланса наносов, поступающих в реку в лишнем объеме. На отрезке 15 км, от села Бельчаки до Губкова, благодаря ускоренному течению и порогам река еще борется с этой бедой. А горе-заказчики и проектировщики хотят лишить ее этой возможности. Если они перегородят реку в Губкове, то сделают этот участок реки неспособным транспортировать наносы вниз по течению. Мало того, что водный туризм на реке можно будет исключить. Для жителей это обернется экологическим бедствием. Через несколько лет участок реки возле села Бельчаки активно заилится. Из-за отложенных наносов поднимется дно реки, и когда будет паводок, село затопит, что видим на Прикарпатье и Закарпатье. В другое село - Прислуч - беда постучится раньше, ибо оно уже сегодня страдает от чрезмерных разливов реки, и вода подходит к усадьбам людей. А в селе Быстричи пострадают пастбища. Потому что там река делает меандр, и русло начнет расширяться (реке ведь надо куда-то девать энергию). А людям об этом не говорят. Общественные слушания в этих трех селах, к сожалению, не проводились".

Заказчик проекта и проектант, подписав положительное заключение для строительства малой ГЭС на реке Случь, проигнорировали комплексный бассейновый подход к природопользованию, размещению новых хозяйственных объектов, заложенный в Водной рамочной директиве ЕС и Совета Европы от 2000 г. И не следует забывать, что Украина подписала ее в еще в 2006 г. Поэтому в конце 2014-го ученые Ровненского национального университета водного хозяйства и природопользования совместно с общественными организациями выразили решительный протест строительству малой ГЭС на реке Случь возле села Губков. Собравшись на научные слушания, они предложили инвестору разместить ГЭС в другом месте на реке Случь, например, в селе Тынном Сарненского района, где сохранилась плотина, а для предотвращения подтопления близлежащих территорий посоветовали использовать каскад подпороговых русловых плотин и польдерные системы.

Активист РГОО "Экоклуб" Олег Гетун описывает всю сложность борьбы с размещением таких мини- или малых ГЭС: "О несоблюдении законодательства при предоставлении экспертного заключения мы информировали в различные контрольные и правоохранительные организации - экологическую инспекцию, санэпидемстанцию, прокуратуру области. А они отвечают, что проверки субъектов хозяйствования могут быть проведены только с разрешения Кабмина или самого хозяйствующего субъекта. Так поступает, например, Государственная экологическая инспекция в области. А прокуратура области, потеряв функцию общего надзора за соблюдением законодательства органами власти, направляет наши жалобы в другие органы, которые никак не могут провести проверку. И получается замкнутый круг".

В мае 2014-го тогдашний глава облгосадминистрации Сергей Рыбочок своим распоряжением утвердил проект землеустройства об отводе земель в аренду ООО "Энергетическая компания "Случь" сроком на 49 лет и обязал Березновскую райгосадминистрацию заключить с инвестором договоры аренды земельных участков в селе Губков и поселке Сосновое. Спросите, какие суммы средств получат местные бюджеты от аренды земли под гидросооружениями? Аж 1–2 тыс. грн в год, что просто курам на смех. Хорошо, пять-шесть местных жителей получат работу на обслуживании ГЭС. Но суммы налога на доходы физических лиц и налога на прибыль предприятий (а прибыль будет существенной) не способны компенсировать вред для окружающей среды и безопасной жизни жителей от деятельности такой гидроэлектростанции. Не выдерживает критики и утверждение руководства облгосадминистрации о том, что в результате деятельности малой ГЭС на реке Случь область получит значительные объемы электроэнергии и станет более энергонезависимой. Ведь, по данным Национальной энергетической компании "Укрэнерго", в 2013 г. Ровненщина потребила 2432,1 млн кВт/ч электроэнергии. А проектная генерация малой ГЭС в Губкове - 6,1 млн кВт/ч в год, т.е. намного меньше одного процента. Да и отдельные села не получат больше электроэнергии, в чем уверяют инициаторы и лоббисты строительства малых ГЭС, ведь произведенную электроэнергию малая гидроэнергетика вынуждена отдавать в общую энергосеть. А от некоторых видов альтернативной энергетики, призванных к жизни исключительно высоким "зеленым" тарифом, отдает плохой альтернативой. Потому что "зеленым" тарифом в Украине может воспользоваться не обычный житель, продавший произведенную из водных ресурсов электроэнергию, а кучка бизнесменов. Для которых безопасная окружающая среда и жизни тысяч жителей - что-то второстепенное.