UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем кошмарить бизнес?

Требования принятого в ноябре прошлого года антикоррупционного закона, обязывающего бизнес раскрывать конечных получателей дохода (бенефициаров) и таким образом нанести прицельный удар по коррупции и монополизму, нежданно-негаданно обернулись шоком для предпринимательского сообщества страны. Причиной ажиотажа стали не содержание или буква законодательного акта, а… странное начало его исполнения.

Автор: Елианд Гоцуенко

Требования принятого в ноябре прошлого года антикоррупционного закона, обязывающего бизнес раскрывать конечных получателей дохода (бенефициаров) и таким образом нанести прицельный удар по коррупции и монополизму, нежданно-негаданно обернулись шоком для предпринимательского сообщества страны. Причиной ажиотажа стали не содержание или буква законодательного акта, а… странное начало его исполнения. В частности, соблюдение установленных сроков предоставления в регистрационную госслужбу сведений по форме №4. После майских праздников, вместо того чтобы заниматься делом, предприниматели, юристы предприятий и фирм надолго застряли в очередях к госрегистраторам.

К отделу госрегистрации Дарницкого района Киева корр. ZN.UA подъехал как раз к тому времени, когда чиновники закрывали кабинеты и уходили обедать, а несколько сот очередников, покинув здание, собрались у его входа. Оказалось - на очередную перекличку. Это довольно длительное мероприятие не придало оптимизма уставшим и измотанным людям, многие из которых простояли в живой очереди с шести, а кто - и с пяти часов утра. Сведения, озвученные самоорганизовавшимися предпринимателями с импровизированной трибуны, тоже не порадовали. Из записавшихся в очередь предыдущего дня нескольких сотен человек документы на регистрацию успели сдать менее ста. Таким образом, очередь текущего дня, дополненная вновь записавшимися, превысила 500 чел. И едва ли не у каждого были основания для беспокойства. Оказалось, например, что существовало несколько списков. Кто-то, записавшись ранним утром, к обеду не обнаруживал своей фамилии в списках, но, предоставив фотоснимки, возобновлял свое место в очереди. Другие, не догадавшись зафиксировать свое присутствие, смирялись с неудачей и записывались вновь. Нервозная атмосфера способствовала возникновению ссор и скандалов. Но присутствия милиции, несмотря на почти круглосуточное скопление людей, не наблюдалось.

В толпе шныряли, выискивая добычу, разного рода "посредники" и профессиональные "стояльщики". Они не особенно скрывали род своих занятий. На входной двери какое-то время висело объявление: "Подача формы №4 за два часа. Стоимость 250 грн" - с указанием двух номеров мобильных телефонов. Автор этих строк, пытаясь узнать детали посреднических проделок, без особого труда вышел на одного из таких дельцов. Но договориться не удалось, поскольку сразу же подскочил представитель конкурирующей "фирмы", полагающий, что у него нагло перехватили выгодного клиента. Соперники сцепились всерьез - еле развели.

Естественно, в такой атмосфере претензии возникают с обеих сторон. Госрегистратор Любовь Ковалевская объяснила журналистам наличие ажиотажа тем, что люди вовремя не приходили, притом что уже полгода можно было подавать документы. У предпринимателей по этому поводу - иное мнение. Обе стороны - сидящие за столами и томящиеся в очереди - пребывают в стрессовом состоянии вследствие крайне неэффективной организации дела, длительных проволочек с началом приема документов формы №4. Юрист одной из фирм Алена К., сообщившая прессе о своей неудавшейся попытке заблаговременно сдать на регистрацию соответствующие документы и отказе принять их как поданные преждевременно, оказалась не одинокой. Подобные попытки, предпринятые некоторыми другими, стоящими в очереди, тоже оказались неудачными.

Если учесть возможности периодически переформатируемой, но де-факто не реформируемой регистрационной службы, то в отведенное законодателями время с 25 ноября 2014 г. по 25 мая 2015 г. провести регистрационные действия было сложно, но возможно. Однако львиная часть отведенного полгода была потрачена на разного рода согласования, разработку и утверждение формы отчетности. Бланки формы №4 на места поступили в середине апреля, а кое-где - даже в начале мая. А там подоспели и майские праздники с их расслабляющим воздействием на чиновников. В общем, настоящая работа началась с середины мая, когда до времени "Ч" с его угрозой штрафных санкций осталось всего две недели. И за это время во всех городах и весях предстояло сделать объем скрупулезной и ответственной работы, требующей не одного месяца. Ажиотаж, огромные очереди, дискредитирующие предпринимательскую деятельность, позорящие государство, были предопределены заранее.

В связи со сложной ситуацией, связанной с исполнением закона в части внесения информации о конечных бенефициантах в Единый госреестр юрлиц и физических лиц-предпринимателей в регистрационных службах вынуждены принимать меры, вводить временные правила. В частности, в регистрационной службе Дарницкого района ввели ограничения в количестве пакетов предоставляемых документов - не больше трех от одного лица при одном посещении. Пересмотрено число госрегистраторов, принимающих документы от местных предпринимателей и иногородних, обращено внимание посетителей на то, что для регистрации данных можно воспользоваться альтернативным способом - подать заверенные нотариусом документы почтой.

Есть примеры принятия и более радикальных мер. Во Львове, например, местное управление юстиции приняло решение об установлении дополнительных рабочих дней 16,17, 23 и 24 мая. Но эти меры не в состоянии существенно повлиять на ситуацию. Поскольку специалистам ясно, что успеть вовремя зарегистрировать документы удастся далеко не всем. В том же Львове, где насчитывается более 30 тыс. юридических лиц, и где госрегистраторы ежедневно принимают лишь около 400 посетителей, для окончания процесса дополнительно потребуются не дни, а месяцы. В Харькове, где число тех, кто должен зарегистрировать документы по форме №4, почти вдвое больше, ситуация еще сложнее. Здесь провели расчеты, которые не порадовали. Оказалось, что при существующих темпах регистрации из 60 тыс. юрлиц, регистриующих документы по форме №4, успеют это сделать к намеченному сроку только 9 тыс. А над остальными 50 тыс. повиснет угроза штрафов. Здесь откровенно говорят, что завершить сложную работу к намеченному сроку нереально, и ожидают разъяснений из столицы, как быть.

Недавно запущенный проект "Экстерриториальность" дал возможность подавать документы на проведение регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц-предпринимателей независимо от их местонахождения. От проекта ожидали многого. Но при всех "плюсах" он не смог закрыть все образовавшиеся бреши. Во-первых, потому, что эсктерриториальное взаимодействие ограничивается пока только Киевом, Киевской и Винницкой областями, городами Ивано-Франковском и Калушем. Во-вторых, в то время, когда бизнес застыл в очередях, такой подход вносит дополнительную сумятицу, поскольку и так недостающих госрегистраторов приходится "делить" между местными и иногородними посетителями.

Ажиотаж и спешка, непродуманные и нескоординированные действия могут серьезно снизить качество давно ожидаемой, важной и ответственной работы по обеспечению прозрачности бизнеса. Ряд экспертов отмечают "сырость" формы №4, отразившей, в частности, неистребимое стремление отечественной бюрократии стричь всех под одну гребенку, требовать одинаковый объем сведений как от крупных предприятий, располагающих юридическими службами, так и от представителей бизнеса гораздо меньших масштабов. Даже некоторые работники регистрационных служб (правда, не на камеру и не на диктофон) высказываются в том плане, что можно было бы существенно сократить количество лиц, обязанных отчитаться по форме №4, тем более, что большинство их уже подавали необходимую информацию в текущих отчетах.

По ходу мытарств у людей возникает много вопросов. Самый невинный - что мешает заменить живую очередь электронной? И более сложный - возможно ли с демонстрируемым ныне уровнем исполнения закона реально поставить на место искушенных офшорных монстров?