UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война — это трагедия, но военная экономика — это возможность

Ароматы будущего роста

Автор: Иван Верстюк

Сейчас главная задача по организации жизни тыловой Украины — это восстановление ее экономики и производственных мощностей. Крайне трудно привлекать инвестиции и заниматься каким-либо восстановлением, пока в небе каждый день и каждую ночь летают российские ракеты и беспилотники. Но первые ранние птицы экономического возрождения могут появиться на наших территориях уже скоро.

Читайте также: В Украине по примеру Израиля хотят страховать от военных рисков инвестиции в промышленность

Для начала очерчу проблемные тренды в украинской экономике, исправить которые возможно серьезными смелыми решениями, а не капиталом и инвестициями. Это — деструкция системы так называемого постсоветского капитализма с его неравными возможностями достичь материального успеха на профессиональном или карьерном пути.

Если мы не обеспечим инфраструктуру равных, доступных возможностей для профессионального и карьерного роста для всех без исключения украинцев, в обществе послевоенной Украины усилятся настроения недовольства, которые будут иметь заметный протестный потенциал. Сейчас мы в проблемной ситуации. Исторически так сложилось, что, несмотря на лейбористский характер украинского Трудового кодекса, который так и не удалось переписать правительству экс-премьера Алексея Гончарука, права работников защищены очень плохо. Это нужно исправить.

Читайте также: Как построить Украину мечты после победы: примеры

Кроме дефицита равных возможностей, постсоветский капитализм был враждебно настроен к иностранным инвестициям, что мы видели и в приватизационных аукционах Фонда государственного имущества, и в секторе частной инвестиционной деятельности.

Приведу только один пример. Еще до войны ФГИУ хотел выставить на приватизационный аукцион Объединенную горно-химическую компанию, добывающую титановые руды на двух месторождениях, которые потом становятся сырьем для химической промышленности, в частности, для производства красок и красителей, а также лаков, эмалей. Несмотря на то, что приобретением ОГХК интересовалась инвестиционная группа из США, она столкнулась со значительными трудностями в процессе подготовки к участию в приватизационном аукционе. Зато ОГХК входит в сферу бизнес-интересов Дмитрия Фирташа, который мог бы замкнуть эту компанию в производственный цикл вместе с компанией «Крымский титан», активы которой находятся в оккупированном Крыму.

Блокирование иностранных инвестиций приводило к тому, что даже такие привлекательные объекты недвижимости в Киеве, как имущественные комплексы заводов «Электронмаш», «Большевик», продавали практически по балансовой стоимости. Из-за этого в итоге украинские правоохранительные органы позже обжаловали результаты этих аукционов.

Еще одна линия постсоветского капитализма, которую нам необходимо исправить, — это зарплатный вопрос. Он прямо связан с инфляционными трендами. До войны обычным делом была следующая ситуация: цены в украинском ритейле росли на том же уровне, что и зарплаты украинцев, поэтому по результатам годовой динамики украинцы богаче не становились. Зато ритейл традиционно выходил в свою высокую маржинальность на уровне 25–30%, хотя для его успешности достаточно было бы и маржинальности на уровне 10–15%. Поэтому здесь требуется государственная регуляторная политика, которая могла бы повлиять на систему ценообразования в розничной торговле с целью защиты финансовых интересов украинских граждан.

Читайте также: Зарплата в Украине и Польше: на сколько они отличаются

Теперь о наших возможностях. В условиях нынешнего доминирования государственного капитала в экономике и вакансий государственного, муниципального секторов на рынке труда акценты в экономическом развитии страны сейчас расставляет украинское правительство, а не украинский корпоративный сектор. Это создает некоторые возможности. Поставки товаров и услуг для потребностей государственного сектора могут стать хорошим прибыльным бизнес-трендом.

Например, если у вас есть команда инженеров-программистов, которые могут разрабатывать качественные решения по киберзащите, то и киберполиция и отделы киберзащиты государственных служб и структур были бы заинтересованы в приобретении таких решений. Был бы заинтересован в них и частный сектор, по крайней мере та его часть, у которой до сих пор есть некоторые финансовые резервы для собственного развития.

Если же вы предпочитаете построить собственное дело с нуля, то у государственных банков есть хорошо известные программы льготного кредитования, где вполне реально получить первоначальные средства для развития собственной предпринимательской инициативы. Возможностей для предпринимательства в Украине, в украинских городах сейчас очень много. Немалое количество ресторанов, уличных сервисов обанкротились, и на замену им должно прийти новое поколение украинского бизнеса. Новая генерация.

Читайте также: Экономика Украины в 2022 году из-за войны сократилась на более чем 35% – ООН

Наверное, дефолты в корпоративном секторе Украины еще какое-то время будут продолжаться. Но эта волна закончится, как только стабилизируется ситуация в экономике в течение трех-четырех месяцев. Впрочем, чтобы она стабилизировалась, нужно не просто сидеть и ждать, а активно заниматься бизнесом. Моим советом будет обратить внимание на низкомаржинальные методы ведения бизнес-деятельности, что может обеспечить вам преимущества по сравнению с вашими реальными и потенциальными конкурентами. Все просто: не гонитесь за высокой маржой, продавайте товары в духе магазина «Копійка» или «Червоний» — зарабатывайте прибыль не маржинальностью, а количеством проданных товаров. Товаров дешевых, доступных.

Украинский капитал привык вести себя консервативно. Он не любит лишний раз рисковать, чаще всего выбирая пережить кризис в государственных облигациях — Украины или других стран, или, если есть такая возможность, вложиться в недвижимость. Именно так возникло в свое время поколение украинских инвестфондов. Но война изменила нашу страну и нашу экономику. Бизнес без риска стал невозможен, поэтому украинскому капиталу стоит идти в новые сегменты, открывать новые перспективы. Не следует бояться микроинвестиций, даже наноинвестиций, то есть вложений небольших сумм в бизнес-проекты, которые сначала могут казаться рискованными и даже странными. Сейчас просто нет другого выхода, потому что мы строим новую экономику послевоенной Украины. Экономику, в которой у всех нас будет шанс стать богаче, чем сейчас.

И хотя некоторые прогнозы об экономической ситуации в Украине в 2023-м остаются пессимистичными, надо помнить, что все зависит от нас и наших усилий. Многие украинцы сейчас живут за счет помощи от родных — родственников и друзей, которые проживают и работают за границей. Это так называемые helicopter money, как говорил об этом феномене нобелевский лауреат по экономике Мильтон Фридман. То есть деньги, предоставленные бесплатно без особой цели. Мильтон считал, что такие деньги не могут привести к экономическому росту, а вот новую волну инфляции вызвать могут.

Читайте также: Новые рецепты для украинской экономики

Война может закончиться совершенно неожиданно. Совершенно неожиданно. Жить с мыслью, что восстанавливать экономику нужно начинать на следующий день после официального объявления победы, не совсем правильно. Уже сейчас мы можем делать вещи, которые ускорят процесс послевоенного экономического восстановления и сделают его более устойчивым и инклюзивным.

Вот несколько мыслей по этому поводу. Отдельным группам собственников украинского капитала нужно рассмотреть возможность объединить свои усилия. Например, две группы собственников владеют двумя небольшими коммерческими банками, у каждого из которых есть собственные проблемы с бизнес-моделью, а в 2023-м НБУ будет проводить стресс-тестирование банков, поэтому оптимизировать бизнес-модель сейчас совершенно необходимо.

Также огромной проблемой для экономики является миграция, по оценкам ООН, более восьми миллионов граждан за границу. Очень желательно вернуть если не всех, то хотя бы большую часть этих граждан назад в Украину. Если у вас есть родственники, друзья за рубежом, убеждайте их рассмотреть возможность возвращения. Этим мы сможем насытить наш рынок труда квалифицированными кадрами во всех секторах экономики, от технологий до аграрной сферы.

А еще я бы посоветовал внимательнее присматриваться к коммерческим возможностям, которые уже можно заметить невооруженным глазом. Война — это трагедия, но военная экономика — это возможность. Люди меняют свое потребительское поведение, свои финансовые привычки, поэтому тот, кто раньше поймет природу этих изменений, сможет выйти в лидеры рынка.

Давайте оставаться оптимистами. Послевоенное восстановление украинской экономики точно привлечет в страну масштабные иностранные инвестиции, которые создадут рабочие места. Надо быть терпеливыми, но вместе с тем активными, энергичными. Не съедать нервы друг другу, как это украинцы умеют делать, а взаимодействовать друг с другом, сотрудничать. Так мы и отстроим нашу экономику.

Больше статей Ивана Верстюка читайте по ссылке.