КАК ТОРГОВЛЯ АГРАРНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПОЗВОЛЯЕТ ВОДОЧНИКАМ УМЕНЬШАТЬ НДС
С 1 июля нынешнего года в нашей стране полноценно вводится система электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС). Введение данной системы предполагает полный переход на электронную отчетность и необходимость регистрации в Едином реестре всех налоговых накладных и расчетов корректировки, независимо от суммы. Предполагается, что с помощью системы электронного администрирования будет уменьшено число критериев для автоматического бюджетного возмещения. А возмещение НДС экспортерам и инвесторам в автоматическом режиме будет осуществляться на месяц раньше, чем сейчас. Но, прежде всего, система должна навести порядок с администрированием НДС и стать эффективным способом борьбы - как с коррупцией в данной сфере, так и с формированием незаконного налогового кредита. Тем временем некоторые налогоплательщики, похоже, пытаются запастись налоговыми кредитами и не стесняются при этом использовать старые схемы.
Акциз и НДС
С уплатой НДС у производителей алкоголя проблемы возникали с заметной регулярностью. Так, начиная с конца 2014 г., практически все производители алкоголя в Украине вновь снизили суммы уплаты НДС в государственный бюджет. По статистическим данным, некоторые ликероводочные компании стали платить в несколько раз, а иногда и на порядок меньше расчетных сумм налога на добавочную стоимость. При расчетах налоговые специалисты в качестве ориентира традиционно используют суммы уплаты акциза на алкогольную продукцию, ведь они соответствуют объемам легально произведенной продукции. Нормальная налоговая нагрузка по НДС для компаний алкогольной отрасли, согласно многолетней статистике, должна составлять не менее 20% суммы уплаченного акциза. Если реально НДС уплачивается меньше, это уже повод заинтересоваться предприятием; если же суммы меньше в несколько раз - необходимо бить тревогу. Поскольку НДС в нашей стране - один из основных налогов, и его собираемость напрямую влияет на выполнение бюджета Украины, фискальная служба никак не может игнорировать складывающуюся ситуацию.
Чтобы убедиться в серьезности недополучаемых бюджетом страны расчетных сумм, достаточно взглянуть на размеры уплаченного НДС за период октябрь 2014 - март 2015 гг. (см. сайт "Обозреватель", Лилия Рагуцкая "Наводка на водку: по следам неуплаченного водочного НДС").
Например, ликероводочный завод "Златогор" с октября по март внес в бюджет
3,6 млн грн, в то время как по подсчетам налоговых органов поступления должны были бы составить 21,8 млн грн. ЛВЗ "Прайм" должен был внести 44,5 млн грн, а заплатил всего 1,6 млн грн. НПП "Гетьман" заплатил 9,6 млн грн из предполагаемых 34 млн грн. Крупнейший производитель водки в Украине "Национальная водочная компания" (группа "Баядера") заплатила за шесть месяцев 70,7 млн грн из расчетных 125,1 млн грн с заметным провалом в декабре.
Картина вырисовывается достаточно интересная. С одной стороны, на все обвинения налоговиков участники алкогольного рынка заявляют, что законодательно установленной формулы, которая бы отображала связь акцизного налога и НДС, не существует. И формально это правильно. Поскольку акциз уплачивается с объема произведенной ликероводочной продукции, а НДС - с проданной. Кроме того, некорректно сравнивать уплату акциза и НДС помесячно, так как факт производства и реализации продукции не совпадают по времени. Акциз уплачивается в бюджет авансом, путем покупки акцизных марок, а НДС насчитывается исключительно после реализации товара.
С другой стороны, существует статистическая зависимость между этими двумя налогами. Определенные временные разрывы между выпуском и реализацией, конечно, бывают, но за достаточно длительные периоды времени они все же должны прийти к НДС, который стремится к 20% акциза. Это знают и налоговые специалисты, и участники рынка. Если данное соотношение серьезно нарушается, возникают основания подозревать производителя алкоголя в оптимизации налогов.
Схемы на растительном масле
Так, "Национальная водочная компания" (производитель торговых марок "Хлібний дар", "Коблево", "Маренго", "Козацька рада", "Перепілка", "Байка", "Цельсій" и "Перша гільдія") в декабре 2014 г. заметно снизила объемы уплаченного НДС. Она входит в группу компаний "Баядера": ООО "Алкогольные традиции", ООО "Баядера Логистик", ООО "Коблево" и еще ряд более мелких компаний. По расчетам фискальной службы, она должна была внести в бюджет 25,2 млн грн налога, а перечислила всего 3 млн грн ("Экономическая правда", Андрей Вышинский "Водку маслом не испортишь").При этом резко активизировался экспорт компаний группы. Месячные экспортные поставки продукции выросли с 10-20 млн грн в 2014 г. до, практически,
100 млн грн на начало т.г.
Оказывается, группа компаний "Баядера" открыла для себя новый вид бизнеса - экспорт подсолнечного масла. По всей видимости, именно эта, достаточно неожиданная, статья экспорта группы винно-водочных компаний и привела к резкому снижению уплаты НДС в казну. Во всяком случае, в январе 2015 г. 83% экспорта структурного подразделения "Баядеры" - "Национальная водочная компания" - приходилось не на водку, а на подсолнечное масло. Поступления от него составили более 80 млн грн. В феврале эта цифра возросла до 104 млн грн (и это при общем экспорте на 117 млн грн). (Сайт "Обозреватель", Лилия Рагуцкая "Наводка на водку: по следам неуплаченного водочного НДС").
Если так, то нестандартный рыночный ход "Баядеры" является, на самом деле, достаточно хорошо известной схемой оптимизации платежей в бюджет, которую фискальные специалисты называют "нетипичный экспорт".
Вообще практика операций нетипичного экспорта вместе с использованием налоговых ям позволяет компаниям оптимизировать НДС. При этом зачастую 90% сельхозпродукции, идущей на экспорт, закупается у населения за наличные и лишь частично - у реальных производителей. В данном случае роль такого производителя сводится к одному - к легализации товара, купленного у населения за наличные.
В итоге у экспортера появляется налоговый кредит, за счет которого уменьшаются налоговые платежи в бюджет от продажи основной продукции, например водки и другого крепкого алкоголя.
Возможно, использование подобной схемы позволило и "Баядере" только за первый квартал 2015 г. недоплатить в бюджет порядка 48 млн грн. (см. период январь-март 2015 г. в таблице на сайте "Обозреватель"). Заставляет задуматься и то, что недавно Госпогранслужбой была задержана крупная партия продукции компании (сайт Государственной погранслужбы, "Пограничные наряды вдоль линии разграничения на протяжении недели выявили более 300 транспортных средств с товарами") при попытке ввоза на территорию "ДНР".
Две точки зрения и национальные интересы
И экспортер масла, и производитель водки, как правило, пытаются оправдать такие операции. Налоговики, в свою очередь, рассматривают подобные операции как подозрительные. И тоже имеют на это право. Ведь эти схемы все равно являются оптимизацией налогов. Поэтому малейшие признаки "нетипичного экспорта" являлись, до недавнего времени, поводом для проведения проверки предприятия налоговой. Последние кадровые замены в Государственной фискальной службе добавили значительную неопределенность в данном вопросе.
Большинство предпринимателей, вынужденных жить и работать в украинской реальности, оправдывают уклонение от уплаты НДС несовершенными налоговыми условиями и не считают такие действия каким-то преступлением. Это способ получить более высокую прибыль, что является естественным для любого бизнеса. Другое дело, что в цивилизованных странах даже малейшие подозрения в использовании т.н. схем оптимизации налоговых обязательств с точки зрения законности считаются нечистоплотными. Не говоря уже об использовании схем, носящих характер нетипичного экспорта.
Еще один немаловажный аспект. Когда экономика работает нормально, а с наполнением бюджета страны нет серьезных проблем, налоговики и правительство еще могли закрывать глаза на полулегальные способы ухода от налогов. Так, собственно, и происходило у нас в стране достаточно долгое время. Однако сегодня, когда на территории страны ведутся боевые действия, когда бюджет не имеет средств даже для оплаты пенсий и зарплат учителям и библиотекарям, подобный бизнес уже можно воспринимать, как угрозу национальной безопасности.
При всех недостатках и сложностях системы электронного администрирования НДС есть надежда, что новое руководство налоговой ее внедрит и тем самым решит проблему, которую не смогли решить их предшественники. Не исключено, что этим же руководителям придется решать, какое наказание и в какие сроки понесут предприятия, которые сегодня цинично пользуются ситуацией и стараются "напоследок", путем нехитрых уловок, сократить и без того скудный бюджет государства, вынужденного вести войну на собственной территории.