UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская фэшн-индустрия: «переломная» осень-2008

По уже сложившейся традиции, осенний Киев снова собрал под одной крышей модниц, дизайнеров, журнал...

Автор: Наталья Вареник

По уже сложившейся традиции, осенний Киев снова собрал под одной крышей модниц, дизайнеров, журналистов и представителей фэшн-индустрии на Ukrainian fashion week, проходившую с 15 по 21 октября в одном из выставочных павильонов Пушкинского парка. Это яркое, масштабное мероприятие заставило меня задуматься не только о тенденциях современной моды, но и о проблемах одного из самых красивых, но не простых видов бизнеса.

Сегодня фэшн-индустрия переживает сложные времена. При колоссальных объемах продаж одежды, которые составляют в Украине 10 млрд. долл. в год, объем ее производства на отечественном рынке упал на 15% — это цифра, вызывающая тревогу…

Нелегкая промышленность

Украинская легкая промышленность, весьма перспективная до недавнего времени, так и не стала объектом серьезного внимания государства. За годы независимости не были приняты законы, способные поддержать отечественного производителя и оградить его от посягательств зарубежных коллег и нечестной конкуренции.

Как это ни парадоксально, в Украине нет министерства легкой промышленности — проблемами этой отрасли занимаются отделы Министерства промышленной политики.

И хотя в Украине проживает около 46 млн. человек, которых нужно одевать, фабрики и магазины закрываются, государство теряет поступления в казну, а общество — рабочие места…

Украинская неделя моды родилась в 1997 году — нелегкое для отечественной легкой промышленности время. Сегодня она имеет свое, традиционное, зафиксированное в международном календаре место: примерно через семь дней после Недели прет-а-порте в Париже.

— Главная наша цель — привлечь внимание общественности к отечественным дизайнерам и показать их творческий потенциал, — рассказывает соучредитель и глава оргкомитета Украинской недели моды Ирина Данилевская. — Неделя моды — это один из камней в фундаменте фэшн-индустрии. Она обычно проводится в странах, которые хотят развивать фэшн-бизнес. Вместе с тем есть страны, где развита легкая промышленность, но нет недели моды, как, например, в Чехии и Польше. Наша Неделя моды создана по аналогии с неделями прет-а-порте, которые проходят в Париже, Лондоне и Милане. Она стала первой на территории Восточной Европы и призвана стимулировать дизайнеров для создания коллекций, показываемых дважды в год. Кроме того, она готовит общество к восприятию украинских дизайнеров и отечественной одежды. Наша деятельность началась с поездок по Украине и показов коллекций в Киеве и других городах. Позже мы обратились к своим коллегам в Париж с просьбой прислать положение о неделе прет-а-порте. Думаю, что они поразились такой смелости, но прислали нам положение на десятках страниц, которое мы адаптировали для Украины…

Кстати, наша страна — не совсем обычная для законодателей мод и мировых брендов. Стиль одежды украинцев по европейским меркам — особый. Специалисты считают, что это связано с нашей ментальностью, ведь украинцы — южный, эмоциональный народ с яркими традициями национального костюма. Как и у итальянок, у украинок в крови желание красиво одеваться, поэтому они всегда будут подбирать аксессуары и стараться хорошо выглядеть.

Отечественные дизайнеры стараются не растерять это качество: сегодня границы стираются, Европа объединяется, а ее северная часть, например, отличается монохромной неяркой удобной одеждой, несмотря на то что население этих стран достаточно платежеспособное.

Даже универсальные торговые сети стараются учитывать национальные особенности той или иной страны, отслеживая, чтобы в каждой стране продавался разный ассортимент одежды.

Например, для Украины и Литвы закупают совершенно различные коллекции в разных цветовых гаммах. Для нас — более яркие, насыщенные тона, для литовцев — более спокойные.

«Одевать» украинцев иностранные бренды начали сравнительно недавно.

В Украине всегда была развита легкая промышленность, работало много фабрик пошива одежды, которые до сих пор сохраняют сильный потенциал. В перестроечный период все это было разрушено, поскольку система центральных универмагов и привычные торговые сети перестали существовать. Фабрики начали работать по «давальческой» схеме, получая заказы от зарубежных торговых марок и производя для них одежду в Украине.

Такая работа, несмотря на минусы, позволила сохранить базу и специалистов. Не секрет, что у нас «отшивались» Cerutti, Stefanel, Hugo Boss и другие мировые бренды.

Позже появилась тенденция переброски всех этих заказов в Китай, Филиппины и другие страны.

А в Украине в такой степени выросли цены на землю и недвижимость, что владельцы отечественных фабрик сегодня стоят перед дилеммой: продавать фабрику вместе с землей и сразу заработать свои миллионы или зарабатывать те же миллионы десятилетиями, работая по «давальческой» схеме и довольствоваться небогатыми заказами внутреннего рынка.

Экономисты говорят об уникальном географическом положении Украины, которое дает шанс, что заказы крупных европейских марок вернутся сюда, поскольку сейчас люди начали думать не только о дешевой рабочей силе. Отправлять заказы в Китай и получать их оттуда довольно сложно, на это уходят месяцы, особенно если заказ большой и идет кораблем.

Это дает надежду сохранить потенциал отечественной легкой промышленности, хотя и не работает на своего украинского производителя.

Костюмчик за два доллара

Не секрет, что подавляющее большинство украинцев покупают одежду на рынках или в непонятных торговых точках. При этом сограждане жалуются на цены в солидных магазинах, которые остаются заоблачными для среднестатистического покупателя.

Специалисты утверждают, что высокий ценовой барьер связан с условиями транспортировки и качеством одежды. В магазинах продается честно произведенный и честно приобретенный товар. На рынках же мы покупаем то, что было ввезено в Украину в сумках, скрыв от государства реальную цену товара и не заплатив за него налоги.

Именно поэтому, например, в соседней России запрещена продажа одежды на рынках под открытым небом — российские власти стремятся отправить всех торгующих в торговые центры и магазины. Это позволяет хоть в какой-то мере контролировать происходящее, создает более комфортные условия для покупателей.

В Украине под видом секонд-хэнда продают новую одежду с ярлыками, в то время как в другие страны, например в Польшу, давно запретили ввозить секонд-хэнд…

Курьезно, но статистика такова, что мужской шерстяной костюм стоит у нас два доллара — судя по налогам, уплаченным за него. Ясно, что ни о какой конкуренции «челноков» с украинским производителем, который у всех на виду (и в первую очередь, у налоговых служб) не может быть и речи…

Государство, к сожалению, не волнует вопрос, из чего произведен подобный товар, какого он качества, имеет ли соответствующие сертификаты. За пределами зоны внимания остается самое главное — здоровье населения.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что одежду нужно продавать цивилизованно, но это не значит, что люди должны покупать ее за сумасшедшие деньги. Нужно, чтобы заработали фабрики, которые будут производить качественную одежду по доступным ценам, а для этого необходимо защитить отечественного производителя…

— Завышенные цены на товар связаны, в первую очередь, со стремительно растущей арендной платой на торговые площади, — комментирует Ирина Данилевская. — Из-за этого наблюдается тенденция «свертывания» рынка, еще недостаточно явная, но ощутимая. Арендная плата, особенно в Киеве, настолько нереальна, что впору сказать: нужно продавать наркотики или оружие, чтобы содержать магазин. Такое стремительное повышение арендной платы бьет, в первую очередь, по тем, кто продает либо недорогую, либо очень дорогую одежду, потому что продать последнюю нелегко. В эту категорию попали и украинские дизайнеры, которые понемногу закрывают свои торговые точки. Из одной торговой сети уже ушла Виктория Гресь, покидают «Альта-Центр» некоторые наши дизайнеры. Сегодня арендная плата в Киеве превосходит цены в Бельгии и Германии и приблизительно равна ценам в Париже и Милане…

Общеизвестно, что украинцы любят покупать импортное. Между тем вещи с красивыми ярлыками, купленные в сомнительной торговой точке, скорее всего, сшиты «цеховиками» где-то под Харьковом.

Гарантия приобретения фирменной вещи достаточно простая: уважающий себя производитель всегда знает, в каком магазине и на какой улице будет продаваться его вещь.

Купить фирменную вещь в подземном переходе или палатке невозможно. Порой под видом модного товара продают вещи из «стока», провалявшиеся на складе не один год. Некоторые фабрики сбывают свои залежалые товары, очищая складские помещения, но в большинстве случаев устаревшую продукцию просто утилизируют. Это вопрос престижа и аргументации, например, производители точно знают, сколько костюмов Brioni может быть продано в Польше или в Украине…

На сегодня рынок продажи одежды в нашей стране уже заполнен. Есть очень знаковые бренды, появление которых в любой стране говорит о полном или частичном формировании этого рынка.

То, что у нас несколько лет назад появился Louis Vuitton, — очень хороший показатель высокого уровня благосостояния определенной прослойки населения.

Последним, весьма характерным событием в этом ряду стало открытие магазинов сети Zara, которые предлагают более массовую одежду. Теперь у нас в Украине, как и в любой европейской стране, представлен весь спектр одежды — от массовой до эксклюзивной.

Кроме того, существует несколько отечественных торговых групп, которые начали работать уже давно и успешно продвигаются на рынке. Это киевская Helen Marlen Group, донецкая сеть «Домино» и другие крупные игроки…

Покупаем отечественное в Милане

Но вернемся к Украинской неделе моды. В этот раз зрители с ее помощью смогли приобщиться к творчеству немецкого дизайнера Аннетт Горц, грузинского модельера Автандила Цквитинидзе, увидеть совмест-
ный проект Ukrainian fashion week с фондом Антиспид.

Но, пожалуй, главным событием этой осени стало открытие вторых линий украинских дизайнеров — Ирины Каравай (NB KARAVAY) и Елены Даць, а также коллекции Алексея Залевского, Натальи Глазковой и Виктора Анисимова в первой национальной сети женской одежды Yellow & Blue.

Как и во всем мире, существовать на одних эксклюзивных коллекциях любому украинскому дизайнерскому дому очень сложно.

Одна из ведущих мировых модельеров Стелла Маккартни призналась, что первые пять лет работы над собственной торговой маркой принесли ей только убытки.

Первые линии — это то, что призвано показать творческий потенциал дизайнера, создать ему авторитет, круг звездных клиентов и дать возможность сделать «второй шаг» — собственно создание вторых линий одежды, продаж фирменных аксессуаров, духов и т.п.

Аналитики считают, что именно подорожание эксклюзивной одежды, вызванное повышением арендной платы торговых площадей и ростом заработной платы, подтолкнуло дизайнеров открывать вторые и третьи линии.

Естественно, речь не идет о создании массовой одежды: масс-маркет — это все равно дизайнерские коллекции. Просто за счет своего тиража они стоят немного дешевле. Но и в этих вторых линиях присутствуют качественные ткани, идеальное шитье, хорошая фурнитура — эти изделия не уступают первым, только чуть проще. Например, во второй линии Ирины Каравай есть шелка и кашемир. В то же время не всякая одежда, привезенная из Италии и Англии, сделана из натуральных тканей. Украинские модельеры работают с тканями, которые покупают в Париже и Милане. Для коллекций речь идет только об эксклюзивных материалах. Выкупить большой тираж такой ткани (200—300 метров) безумно дорого. Если его и покупают, то всегда под реальный заказ.

Промышленники иногда работают на отечественной шерсти или хлопке. Но и дизайнерские коллекции, и модели серьезных отечественных производителей всегда будут отличаться от китайского или турецкого ширпотреба, который в какой-то период при попустительстве государства заполонил украинские прилавки…

Так почему же в магазинах нечасто увидишь изделия наших модельеров?

— Обычно места продаж увеличивают стоимость товара в два-три раза, чтобы покрыть все свои расходы и иметь возможность делать скидки, — рассказывает Ирина Данилевская. — Когда наши дизайнеры передают магазину свою одежду, хозяевам кажется, что это дорого, и они делают небольшую наценку. К сожалению, сегодня крупные торговые сети не работают с нашими модельерами, хотя был точечный опыт, когда одежда того или другого дизайнера появлялась в мультибрендовых бутиках. Наши баеры (люди, закупающие товар) с осторожностью относятся к отечественным дизайнерам, их волнуют сроки выполнения заказов и ассортиментная сетка. Кроме маркетингового, есть еще и психологический момент: нет пророков в своем отечестве…

Парадоксально, но «монстры» бутиковых продаж не против работать с нашими модельерами, прикупив их коллекции через Миланский шоу-рум. В России в этом отношении наметился прорыв: есть несколько бутиков, торгующих отечественной дизайнерской продукцией. В Москве продают коллекции и украинских дизайнеров Лилии Пустовит, Ирины Каравай, Андре Тана, а в восьми российских магазинах — Натальи Глазковой. Кстати, желания самых капризных баеров уже выполнены, и они могут насладиться коллекциями Лилии Пустовит в Лондоне и Париже…

В Украине до недавнего времени не было крупных сетей по продажам одежды. Сегодня появилась Yellow & Blue (это цвета нашего украинского флага). Кроме украинцев, сопартнерами этой сети стали австрийцы, имеющие большой опыт подобной работы. Магазины новой сети уже открылись в Кривом Роге, Днепропетровске, открываются в Киеве, Одессе и Харькове.

В них будут продаваться вторые линии украинских дизайнеров, финансово и технологически адаптированные для сетей, возможно, с нюансами разных регионов.

Кстати, в Италии и во Франции существуют серьезные таможенные правила импорта одежды, и завезти туда товар не очень просто — каждая страна защищает своего производителя.

Сегодня у нас никто не ждет от государства каких-то дотаций и льгот — хотя бы законов в защиту от зарубежной экспансии.