UA / RU
Поддержать ZN.ua

Центр обслуживания подданных: жалуйтесь правильно

В рамках реформирования налоговой службы совсем не обязательно вбухивать миллионы в гравированные таблички и коридоры с евроремонтом.

Автор: Сергей Бочкарев

Как и обещали в прошлой публикации («Центр обслуживания подданных» ZN.UA, №42–43, 24.11.2012 г.), заходим из «Центра обслуживания налогоплательщиков» во внутренние подразделения налоговой инспекции. Пытаемся помечтать о том, что хотелось бы здесь увидеть.

Продолжаем настаивать: в рамках реформирования налоговой службы совсем не обязательно вбухивать миллионы в гравированные таблички и коридоры с евроремонтом. В свое время порядок «просвещенной государственной бюрократии» установился сам собой и продержался несколько месяцев по итогам помаранчевой революции. Как раз до того момента, пока новая власть не вернулась к извечному «налоговому плану». Так вот, в этот короткий период сложилось следующее положение вещей: должностные лица налоговых органов представлялись; у них на лацкане (столе, окошке) можно было увидеть бейдж с должностью и фамилией; с ними можно было дискутировать по существу законных налоговых требований; в случае необходимости можно было попасть на прием к вышестоящему руководству, причем иногда даже без предварительной записи. И все это погибло под тяжестью очередных подзаконных писем. После чего рядовой сотрудник, цитируя руководящую волю, уже не уверен в абсолютной законности сказанного. И потому начинает представляться по имени-отчеству («Марья Ивановна»), чтобы подобную идентификацию нельзя было тут же вставить в административную жалобу.

Это, кстати, существенная особенность того, как сегодня надо жаловаться. Бессмысленно жаловаться на политику «налогового органа вообще». Вам, как рядовому представителю общественности, поставить под сомнение руководящую линию партии все равно не удастся. Зато жалоба на действия конкретного проводника высшей воли, который переживает за свою личную премию, может быть гораздо более действенной. По крайней мере, была таковой до последнего времени, пока на должности в налоговой службе не начали набирать по протекции, а посему каждый рядовой винтик стал себя мнить непогрешимым представителем системы, которая не сдаст его при любых обстоятельствах. Но все же можете и сейчас попробовать.

Еще более умилительно видеть на столах руководящих начальников портреты президента. В этом отношении уместно предположить, что за предыдущую историю эти портреты насмотрелись такого, что даже государственное знамя в обнимку с флагом налоговой службы стыдливо свернулись в трубочку, пребывая в углу того же помещения.

Вообще-то, по логике «просвещенной государственной бюрократии», руководителя уважают ровно за то, что на своем месте он достойно выполняет функциональные обязанности. И если на рабочем месте должностного лица для подкрепления его авторитета выставляется портрет очень вышестоящего руководителя, в голове у посетителя начинают складываться предположения: 1) чиновник назначен по протекции, и потому боготворит властную вертикаль; 2) чиновник превозносит собственную значимость, а значит, решение вопроса обойдется дороже; 3) чиновник не вполне компетентен, и пытается этот недостаток прикрыть чужим авторитетом; 4) чиновник уверен в собственной непогрешимости, а значит, никакие сторонние аргументы на него не подействуют. Согласитесь, в любом из этих случаев у посетителя нет шансов надеяться на решение своего вопроса по существу. Поэтому я бы разрешил ставить в должностных кабинетах портрет президента только вместе с расположенной под ним веб-камерой - по ней этот самый президент мог в случае необходимости действительно взглянуть на происходящее. И тогда это действительно был бы очень ценный атрибут управленческой деятельности, к которому могли бы апеллировать все заинтересованные стороны.

Наконец, самое радикальное пожелание, действительно могущее стоить бюджету очень и очень больших денег: налоговая служба никогда и ни при каких обстоятельствах не должна давать тенденциозного толкования налоговых законов. Даже если бюджет пуст, а на очередной дизайнерский ремонт окошка по приему отчетности не хватает денег. Ибо никакая внешняя отделка не компенсирует традиции доверия. И тогда налогоплательщик вежливо и молча согласится: «Закон суров, но это закон». И не надо будет перед ним особо заискивать показательными проектами. Мы уже имели честь убедиться: справедливость по нынешним временам очень дорого стоит.