UA / RU
Поддержать ZN.ua

Субсидия наизнанку

К чему приводят на практике постоянные изменения Порядка предоставления субсидий.

Автор: Виктор Власов

Как вы думаете, читатель, сколько раз в году правительство вносит изменения в Положение о порядке назначения жилищных субсидий с целью упрощения этого самого порядка (в названии соответствующего постановления Кабмина №848 так прямо и написано: с целью упрощения)?

Давайте посчитаем.

В 2015 году изменения вносились 6 раз, в 2016-м - 3, в 2017 - 4, 2018-м - 5 раз, в текущем - уже дважды. В результате скромный на первых порах документ превратился ныне в трудночитаемого монстра, занимающего в эквиваленте 38 страниц печатного текста. То, что было раньше понятно каждому среднестатистическому гражданину, теперь превратилось в казуистику, доступную для пониманию разве что опытному юристу. Не говоря уж о времени, требуемом хотя бы для вдумчивого прочтения этого документа.

Понятно, что упрощением тут и не пахнет. Речь, скорее, о том, чтобы отсечь, тех граждан, которые в субсидии на самом деле не нуждаются, и таким образом сэкономить государственные финансы. Во всяком случае, хочется верить, что именно так и обстоит дело. Но только практика свидетельствует, что гладко выходит не всегда.

Так, в результате активного совершенствования правил начисления жилищно-коммунальных субсидий право на получение субсидии утратили следующие категории граждан:

1) владельцы жилых помещений с большой квадратурой: площадь квартиры превышает 120 кв. метров, а дома - 200 кв. м. Ограничение не распространяется на детские дома семейного типа, приемные и многодетные семьи;

2) лица трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в Центре занятости в качестве безработных.

А теперь конкретный пример из реальной жизни столицы Украины. Наталья С. - мать пяти малолетних детей, которая после этих изменений фактически утратила возможность получить жилищную субсидию, независимо от скромного дохода ее семьи. Невольно вспомнилось мнение чиновников Международного валютного фонда, которые уверены, что высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Украине не страшны для населения, ибо каждый в них нуждающийся получает субсидию. Позвольте усомниться…

Заметьте, первый указанный нами пункт (о площади жилья) учитывает особенности многодетных семей. Зато второй, по сути, приравнял многодетную мать к городским тунеядцам или к лицам, втихаря работающим и при этом утаивающим свои доходы. Хотя, думаю, всем понятно, что мать с пятью детьми ни первым, ни вторым не является.

Почему появилось слово "городских"? Да потому, что в Положении наблюдается более жесткое отношение именно к неработающим жителям крупных городов: "В г. Киеве и Севастополе, областных центрах и городах областного значения в случае, если у члена домохозяйства или у члена семьи лица из состава домохозяйства доходы, учитывающиеся при назначении субсидии, являются таковыми, которые определены в абзацах втором-четвертом подпункта 3 пункта 6 данного Положения, позитивное решение комиссии о назначении жилищной субсидии может быть принято лишь в случае, если такие лица либо другие члены домохозяйства, которым предоставляют социальные услуги, находятся в местах лишения или ограничения свободы, под домашним арестом…"

А поскольку мать с пятью детьми не находится под домашним арестом, то для получения субсидии она обязана вместо того чтобы заниматься воспитанием своих детей, оставить их одних и работать. То, что у нее пятеро школьников, один из них первоклассник, которому до апреля не было и 7 лет и которого, между прочим, кто-то должен был забирать из школы сразу после третьего урока, авторы субсидийного Положения в расчет никак не принимают. Как не учитывают и то, что в случае ЧП родители отвечают за своих детей перед государством, вплоть до лишения родительских прав.

Конечно, Украина - не США, где ответственные за безопасность детей госорганы рекомендуют не оставлять их без присмотра до исполнения 12-14 лет, и не Британия, где дети до 12 лет не считаются достаточно зрелыми, чтобы оставаться в одиночестве в течение длительного времени даже дома. (Другие цивилизованные страны тоже принципиально стоят на защите здоровья и жизни ребенка.) Но даже у нас в Украине 3 октября 2018 г. правительство приняло постановление, которым среди фактов, оценивающих безопасность ребенка (и ответственность родителей), принят пункт: "оставление ребенка в возрасте до 7 лет или ребенка в беспомощном состоянии (больного, с ограничением жизнедеятельности и т. п.) в помещении, общественном или ином месте без присмотра лиц, достигших 14 лет". И самое главное - даже в отсутствии четких законодательных норм проблема у ребенка всегда чревата наказанием родителей.

Проживая в современном мегаполисе (где, между прочим, в последнее время едва ли не ежедневно фиксируются десятки сообщений о минировании общественных мест), где опасности подстерегают ребенка на каждом шагу, ответственные родители просто обязаны сопровождать своих детей. А если их пять? А ведь в школу их нужно не только отвести, но и забрать, причем в разное время. А это уже полноценная, хоть и неоплачиваемая работа. И это только в случае, если все в порядке и ничего не случилось. Ведь если хоть один заболел или случился какой-либо стресс в школе, задача мамы значительно усложняется - прошу смотреть выделенную цитату.

Да и сама мама прежним здоровьем уже не блещет. А кому нужен работник, который постоянно вынужден отпрашиваться с работы или сидеть на больничном по уходу за детьми?

"После того как на неурегулированном пешеходном переходе на моих глазах чуть не сбили ребенка, идущего из школы, и после зафиксированного полицией случая, когда злоумышленники прямо у ворот школы в течение недели отбирали у детей смартфоны с применением силы, я просто считаю своей обязанностью обезопасить своих детей, - говорит многодетная Наталья С. - На работу я уже устроилась, но на неполный рабочий день, т.е. так, чтобы это не мешало безопасности и воспитанию моих детей. Если государство ставит вопрос ребром: или субсидия, или дети, - конечно, я выберу детей".

Не так давно государство расщедрилось, пообещав перед президентскими выборами многодетным (трое детей и больше) ежемесячную доплату на ребенка до 6 лет. То что после исполнения ребенку 6 лет многодетная семья с пятью детьми не то что доплату, но даже субсидию не получит, чиновники, неверное, и не догадываются.

А ведь для получения субсидии никаких заслуг перед родиной не требуется. Ее, согласно декларации правительства, получает каждый, кто в ней нуждается, т.е. в зависимости от доходов домохозяйства и его расходов на жилищно-коммунальные услуги. Как видим, в жизни почему-то получается совсем не так.

Так, может, вспоминать о многодетных нужно не только перед выборами? Желательно также понимать, что расходы на ребенка после 6 лет лишь возрастают.

Ладно, у молодого воюющего государства нет средств. И оно не может себе позволить помогать семьям с детьми как это делает, например, соседняя Польша - 500 злотых ежемесячно по достижении ребенком совершеннолетия. О Германии вообще лучше помолчать. У нас в стране отсутствует и посемейное налогообложение, учитывающее состав семьи. Но состряпать Положение, которое отнимает у семьи с пятью малолетними детьми возможность получить субсидию, т.е. ту самую субсидию, которую дают всем, согласитесь, это уже чересчур.

Любопытно было бы знать, что по этому поводу может сказать Министерство социальной политики Украины?