UA / RU
Поддержать ZN.ua

Статуэтки для тех, кто платит…

В январе стартовал конкурс социально ответственных компаний, который обещает быть для участников полезным в нелегком деле защиты прав предпринимателей.

Автор: Нина Григоренко

В январе стартовал конкурс социально ответственных компаний, который обещает быть для участников полезным в нелегком деле защиты прав предпринимателей. Правда, для участия в нем придется… сполна заплатить налоги.

Организатор конкурса «Ответственные налогоплательщики» - Всеукраинская общественная организация «Ассоциация налогоплательщиков Украины» (АНПУ) - сейчас заканчивает «отборочный» тур, по результатам которого будут определены победители рейтинга в десяти секторах экономики в каждом регионе. Они же кандидаты на победу во втором, всеукраинском туре конкурса. От кандидатов в социально ответственные требуется только справка о своих платежах в бюджет и параметрах предприятия.

Подсчет ответственности

Рейтинговые комиссии, состоящие из представителей бизнеса, налоговиков, юристов, собираются оценивать деятельность участников по девяти критериям. Семь из них представляют собой сухие бухгалтерско-юридические формулы типа «соотношения суммы уплаченного налога на прибыль и суммы полученного дохода». «Главным критерием отбора, и мы это подчеркиваем, в том числе в лимите баллов на каждый критерий, будет уровень уплаты налогов», - говорит первый вице-президент АНПУ Василий Матийчик.

Впрочем, ценных призов за этот уровень давать не будут. Собственно «социальная ответственность» конкурсанта отражается в критериях размера средней зарплаты по предприятию и количества наемных рабочих.

Создается впечатление, что организаторы мероприятия отдают себе отчет, что более-менее нормальные отношения чиновников и бизнеса одной лишь критикой и «отрицаловом» установить нельзя. Конкурс - это своего рода работа с властью, демонстрация порядочности отечественных налогоплательщиков в основной своей массе. А еще напоминание о том, что с легально работающими бюджетными донорами нужно считаться, а не создавать им искусственные, в частности законодательные и налоговые барьеры. Не зря Ассоциация налогоплательщиков приложила усилия и, похоже, «внедрилась» в общественные советы при Государственной налоговой администрации на разных уровнях. «К нам прислушиваются, потому что мы конструктивные, но дотошные профессионалы с огромным опытом работы в бизнесе и юриспруденции. Наших представителей чиновникам не запугать и не запутать», - уверяет Василий Матийчик.

Плати и бери

Зачем создавать еще один, пятый или десятый по счету, рейтинг «ответственных» предприятий? Ведь в рамках многочисленных «фортун» и «триумфов», шумно продвигаемых по телевизору, как правило, присутствуют статуэтки за «социальную ответственность бизнеса», а также «грамоты», вручаемые налоговиками.

В АПНУ считают, что им удалось нащупать свободную нишу, которая позволит дополнительно обратить внимание на все еще чужое для Украины понятие «ответственный налогоплательщик». «Во-первых, большинство «рейтингов», о которых вы говорите, открыто продают «победителям» церемонию вручения своих статуэток и соответствующую рекламу. Да-да, потенциальным участникам приходит по факсу коммерческое предложение с детальным прайсом. А у нас, как вы видите, выписаны четкие хозяйственно-правовые критерии, подтверждаемые документами конкурсантов. Наши участники заплатят в бюджет, а не в карман», - говорят в ассоциации. - Никакие платежи в пользу каких-то организаций, в т.ч. самой налоговой, не нужны, а власть получает возможность поблагодарить своих плательщиков за добросовестное отношение к своим обязанностям».

«Нам как людям, работающим с налогоплательщиками и работодателями, надоело жонглирование фразой «социальная ответственность». Я уважаю крупных бизнесменов, которые пиарятся на подобных наградах, но у многих из них заводы расписаны по офшорам, работают по толлинговым схемам, а рабочие оформлены в ООО «Рога и копыта». Инвесторы не одни виноваты, что в стране так сложилось. Но и называть подобные схемы «социальной ответственностью» нечестно по отношению к предпринимателям, которые работают «по-белому», - говорит Василий Матийчик.

В общем «оригинальность» наград конкурса достанется победителям недешево - более полной уплатой налогов, - чтобы использовать их как элемент бренда. Ведь речь идет об «оформлении» непростых отношений предпринимателя с бюджетом. В условиях работы, которые сложились после краха коммерческого кредитования и принятия Налогового кодекса, ответственные налогоплательщики могли бы стать передовым отрядом давления на чиновников, которые должны помнить, что получают свои зарплаты из госбюджета.