UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Сначала нам говорили ставить штамп made in Italy, потом — строить завод в Польше»

История украинских предпринимателей, которые остались

Автор: Анна Гребенчук

Им говорили: ничего не стройте в Украине, лучше в Польше, и даже ставьте штамп made in Italy. Татьяна и Сергей не прислушались, поверили в победу, за три месяца построили в Украине сверхсовременный завод и сейчас делают престижным made in Ukraine уже в 36 странах мира. Ставка на UA себя оправдала за последний год они увеличили выручку втрое и попали в Next-250 от Forbes.

В 2017 году Татьяна и Сергей запустили крупнейшее в стране производство гаджетов для салонов красоты SheMax, изменив к лучшему работу сотен мастеров индустрии красоты в мире.

Читайте также: Более дешевая электроэнергия для малого бизнеса: "Оператор рынка" открыл платформу для розничной торговли

Еще несколько лет назад никто не придавал значения вреду пыли от спиливания лак-геля. Пока Татьяна с мужем не заказали первое в мире научное исследование и доказали, что длительная работа мастеров без вытяжки действительно приводит к накоплению пыли в легких, а далее — к аллергическим заболеваниям. С этого и начался бренд SheMax.

Сегодня это крупнейший завод в Украине по производству профессионального оборудования для салонов красоты, который активно развивается, на сто процентов ориентируясь на экспорт.

Основатели компании Татьяна и Сергей Шелест рассказали ZN.UA, как им это удалось.

Татьяна Шелест/facebook

Превратили стандартные пылесборники в современное оборудование индустрии красоты.

Заниматься производством пылесосов для мастеров маникюра Сергей и Татьяна Шелест начали пять лет назад. После свадьбы молодая семья решила начать собственное дело, сложив для стартового капитала свои сбережения.

«Когда мы с Сергеем запускали производство профессиональных маникюрных пылесборников, за моими плечами был опыт построения первого в Украине виртуального каталога всех мастеров и клиентов салонов красоты MaxWoman. Вот секрет того, как мы быстро зашли во все салоны красоты. А вот у Сергея был бизнес в сфере внешней рекламы и большой инженерный опыт по проектированию. Все сбережения вложили в новое дело — производство вытяжек для маникюра. В 2018 году мы одновременно строили отношения, развивали бизнес, еще и сына родили», — рассказывает Татьяна.

«Вспоминаю, первые чертежи делали в гараже, а потом до утра сидели на кухне и все рассчитывали, мечтали. Когда начали, нас не устраивали технологии на тогдашнем рынке: высота стандартной врезной маникюрной вытяжки была 14 сантиметров, к тому же громкий мотор и мешок ногтевой пыли внизу, который было неудобно очищать. Это для нас было неприемлемо. Мне пришло в голову: а что, если использовать мотор с эффектом «торнадо», разместив его горизонтально? А вместо традиционного мешка для сбора пыли установить закрытый многоразовый фильтр и утопить его в столешнице. Тогда, чтобы сменить его, достаточно будет поднять стильную металлическую решетку на магнитах. Так мы создали вместо габаритных вытяжек компактный профессиональный девайс высотой всего шесть сантиметров и, соответственно, вдвое легче», — объяснил Сергей.

Впервые предприниматели вышли на прибыль за полтора года. Хороший результат, но амбиции супругов, которые восхищаются революцией Стива Джобса и Apple, были больше. Так что поставили перед собой цель выйти за рамки индустрии красоты, да еще и вывести украинский продукт на мировой рынок. Хотя все вокруг убеждало, что технически это невозможно.

Из-за плагиата со стороны конкурентов они закрыли производство первых вытяжек и запустили новый модельный ряд. Из-за непорядочности поставщиков начали сами изготовлять нужные детали. Из-за пандемии полностью вышли на европейский рынок и сосредоточились лишь на экспорте, собственной дистрибьюторской сети и продвижении своего бренда на международных выставках.

Наконец, до полномасштабной войны вышли на стопроцентный экспорт в 16 стран мира.

Читайте также: Украинский бизнес идет на иностранные рынки: что думают об этом люди

Первые, кто доказал вредность ногтевой пыли

Сергей и Татьяна Шелест, по сути, сами для себя создали нишу, первыми в мире заказав исследование, научно доказавшее вред ногтевой пыли для здоровья мастеров маникюра и клиентов. Ведь, если не пользоваться вытяжкой, и мастера, и посетители салонов рискуют развитием заболеваний глаз и дыхательных путей.

«В 2019 году на базе научно-исследовательской части ГНУ им. Олеся Гончара специалисты-химики провели комплексный анализ пыли после маникюра, определили его размеры, формы и движение в помещении в течение рабочего дня. Таким образом мы официально доказали, насколько вредна работа мастера маникюра без профессионального оборудования»,рассказал Сергей.

Читайте также: Ошибку, требовавшую от бизнеса работать с Минобороны без прибыли, исправили – Гетманцев

Полномасштабная война и релокация бизнеса в Ужгород

«Год до войны стал годом нашего стабильного роста. Новая команда, новое оборудование, офис. Мы начали искать землю под строительство завода в Днепре. И уже были готовы подписать договор», — вспоминает Татьяна.

«24 февраля мы собрали всех сотрудников и сказали: «Вы можете уйти домой или остаться с нами до конца — выбор за вами». Тогда из офиса никто не ушел, а на производство вышли все. Так что мы продолжали работать», — говорит Сергей.

Но работать было непросто. С 24 февраля все договоры встали на паузу, а планы были отменены. Сергей сразу же отправил жену с ребенком за границу. Но уже через три недели супруги решили жить и работать в Украине. Через месяц переехали в Закарпатье, купили три гектара земли просто в поле и начали строить завод. Все стройматериалы закупали в городах, которые находились под постоянными обстрелами, а строили на генераторах, потому что не было электричества. Но уже через три месяца с нуля возвели свою мечту. До конца 2022 года полностью перевезли производство из Днепра в Ужгород и 30 декабря 2022 года отправили в Польшу первую продукцию уже с нового завода.

«Самым сложным было осмелиться и рискнуть. Это мы сделали с женой просто на кухне. Главная причина — быть вместе в Украине. Нам тогда говорили, что стартовать в Польше такому бизнесу было бы намного проще. Я им отвечал: мы верим в Украину!» — вспоминает Сергей.

Параллельно со строительством завода супруги открыли еще две компании, зарегистрировали торговую марку SheMax в Европе и вышли на американский рынок. На сегодняшний день компания экспортирует продукцию в 36 стран Европы и четыре штата США.

«Сегодня в нашем штате более 30 сотрудников и стопроцентная загруженность производства. Наш штат укомплектован и работает в одну смену, хотя мы уже думаем о двух. Ведь производим не только вытяжки, но и фильтры, подставки для маникюра и фрезы»,рассказал Сергей.

Восстановление после релокации и виды на будущее

В июне 2023 года компания впервые на 50 процентов перевыполнила план, полностью отгрузив все заказы в том же месяце. До тех пор из-за релокации производства, неналаженной работы склада, задержки в закупках, поиска и обучения новой команды раньше, чем через месяц, товар отправлять не удавалось. А после выставки в Европе продажи еще возросли. Предприниматели едва справились с огромным объемом заказов.

Следующая цель — запустить производство ультрафиолетовых ламп для сушки маникюра и мебели для салонов. А еще бизнесмены уже строят новый завод, что именно будут производить, сейчас — коммерческая тайна.

«Хочу, чтобы весь мир знал, что бренд SheMax сделан в Украине. Чтобы эта отметка априори означала педантичность, высокое качество и красоту. Нашу компанию будут знать во всем мире как производителя высококачественных товаров из Украины»,уверяет Татьяна.

«Для нас важно производить продукцию именно в Украине, а экспортировать в Европу. То есть зарабатывать деньги там и привозить их сюда. Так мы поддерживаем экономику, платим налоги, развиваем нашу родную страну», — уверен Сергей.

А о помощи от государства говорят: «Государство нам помогает тем, что не мешает. Если говорить о Закарпатье, то нам расчистили дорогу к заводу. И за это мы благодарны».

Читайте также: Украинский бизнес впервые с февраля-2022 увидел «свет в конце тоннеля»

Как можно облегчить жизнь малому и среднему бизнесу?

«Считаю, что в любом училище или университете должно быть 80 процентов практики и 20 — теории. Мечтаю, чтобы это было установлено на уровне государства, чтобы это внесли в учебные планы, — подчеркивает Татьяна.Создать государственный клуб, куда вступают аккредитованные предприниматели, которые смогут студента взять на практику. Только не для формы, как это сегодня происходит. Учебное заведение должно дать студенту возможность выбирать место прохождения практики. Студент подписывает договор с бизнесом. А после трех-пяти лет обучения получает сертификат высокой квалификации, понимание трудовой дисциплины, сто процентов навыка работы и высокую зарплату. Покажите мне хоть одного маляра-штукатура в 18 лет, который умеет шпаклевать или красить сразу после училища? Или продавца-консультанта, который сделает перерасчет сразу после училища? Студенты должны находиться в рабочем пространстве во время обучения, а не за тетрадями в кабинетах просиживать штаны».

Только так, по убеждению Татьяны Шелест, страна и экономика получат квалифицированных специалистов, а специалисты, вчерашние дети, — гарантированную работу с достойной зарплатой.