UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шлагбаум на рельсах

Как бы ни настаивало правительство, таможня не спешит давать «Укрзалізниці» статус таможенного перевозчика.

Автор: Виктор Ключев

В начале сентября вице-премьер Борис Колесников во всеуслышание объявил, что до конца месяца «Укрзалізниця» вернет себе статус таможенного перевозчика, полученный в апреле 2004-го и отобранный год спустя. Причем пообещал громогласно - мол, если этого не произойдет, то Гостаможня будет самостоятельно перевозить грузы в вагонетках.

Похоже, вагонетки пора готовить. Сентябрь уже подходит к концу, а статус таможенного перевозчика на горизонте «Укрзалізниці» так и не замаячил. Таможенная служба, освоившаяся в роли государства в государстве, передавать свои полномочия каким-либо иным структурам не спешит. Ситуация становится, как и многое в нашем государстве, парадоксальной, если не комичной, еще и потому, что в проекте нового Таможенного кодекса статус таможенного перевозчика вообще отсутствует. И фактически «Укрзалізниця» все эти годы боролась и продолжает бороться за тот статус, от которого таможенная служба в ближайшем будущем планирует отказаться.

Вопрос с насыщенной предысторией

В 2004 году «Укрзалізниця» получила - после длительных переговоров с Государственной таможенной службой - статус таможенного перевозчика, позволявший госмонополисту перевозить транзитные грузы без таможенного досмотра, а грузы, предназначенные для получателей в Украине, ввозить по упрощенной процедуре. По сути, этот самый статус помогал «Укрзалізниці» наращивать свои объемы - ведь ее специальные полномочия существенно облегчали жизнь грузоотправителей и избавляли их от множества бюрократических проволочек. А уж о таможенных проволочках известно, увы, очень хорошо.

За время действия этого статуса «Укрзалізниці» объем транзитных грузов, перевозимых по железной дороге, ежемесячно увеличивался на 300 вагонов. А по итогам года этот объем увеличился почти в два раза. Свою выгоду получило и государство, поскольку внедрение упрощенных правил сразу же оживило транспортные коридоры страны.

Однако проработал этот едва запущенный механизм недолго. Следующей весной приказом тогдашнего председателя Гостаможни Владимира Скомаровского лицензия «Укрзалізниці» на осуществление посреднической деятельности таможенного перевозчика была аннулирована с формулировкой «в связи с неоднократными нарушениями законодательства по вопросам таможенного дела». При этом в кругах железнодорожников расхожим анекдотом оказался список этих самых нарушений, обнаруженных таможней: по большей части речь шла о пойманных на горячем проводниках, пытавшихся провозить в вагонах продукты, бытовую технику, деньги и наркотики. Дело, безусловно, неблагодарное, но какое оно имело отношение к осуществлению «Укр­заліз­ницею» транзитных перевозок - большой вопрос.

Ответ, по крайней мере один из них, - на поверхности. После того как статус таможенного перевозчика был отобран у железных дорог, такой статус был дан частной фирме «Гарант-сервис», которую связывали с экс-председателем таможенной службы и экс-главой СБУ Леонидом Деркачом (подробно «ЗН» писало об этой истории в статье «Своя рука - владыка, или Как наша таможня ставит палки в колеса транзита», №15 от 23 апреля 2005 г.). Точнее, даже не передан, а возвращен - услуги посредника эта фирма оказывала и до 2004 года, вот только на условиях, куда менее удобных для грузоотправителей, чем «Укрзалізниця». В частности, если «Укрзалізниця» не требовала от отправителей залог за перевозку груза (как юридический гарант операции), то для услуг «Гарант-сервиса» необходимо было перевести на счет фирмы до 70% стоимости груза, что извлекало на долгое время внушительные суммы из собственного оборота отправителей.

Лишение «Укрзалізниці» статуса таможенного перевозчика привело к оттоку высокотарифного подакцизного транзита из Украины, поскольку повысило для грузовладельцев стоимость железнодорожной перевозки за счет необходимости платить финансовый залог.

«Укрзалізниця» не стала безропотно мириться с новыми-старыми порядками и начала долгий процесс переговоров со всеми вовлеченными в эту ситуацию госструктурами. Так в описываемой пьесе появился второй акт. В ноябре 2009 года подразделение «Укрзалізниці» - таможенный терминал «Одесса - Лиски» получил право заниматься таможенным оформлением транзитных под­акцизных товаров. И вновь статус этот долго не продержался - правительство поручило разработать лицензионные условия для работы таможенных перевозчиков, что так и не было сделано. В начале 2011 года законодательно была исключена возможность получения лицензии на такую деятельность, и статус таможенного перевозчика наш железнодорожный монополист утратил повторно. Его многолетние попытки восстановить статус блокировались Гостамож­службой, выдвигавшей невыполнимые для железных дорог лицензионные условия. В частности, запрет перевозить грузы с участием нескольких железных дорог, обязательное использование вагонов именно той железной дороги, которая осуществляет перевозки. Для нашей железнодорожной системы, состоящей из шести железных дорог (покрывающих различные регионы), подобные требования являются непреодолимыми и, в общем, неадекватными.

Затяжной клинч

Однако и на этом история с транзитными перевозками «Укрзалізницею» не закончилась.

- «Укрзалізниця» не прекращала роботу по восстановлению статуса таможенного перевозчика и включению нас в реестр, - рассказывает первый заместитель начальника Глав­ного коммерческого управления «Укрзалізниці» Юрий Меркулов. - Работа по самой процедуре включения была приостановлена изменениями, принятыми к Закону Украины «О лицензировании определенных видов деятельности», из которого исключили обязательность лицензирования деятельности таможенного перевозчика. Собственно говоря, позиция Государственной таможенной службы Украины четко обозначена - пока не будет разработан иной порядок, «Укрзалізниця» не может получить этот статус. Стоит заметить, что по этим же причинам в данный период статуса таможенного перевозчика лишились многие предприятия - как железнодорожники, так и автомобилисты. Поэтому сейчас сложилась такая ситуация, что статус таможенного перевозчика, который определен кодексом, получить невозможно.

У Министерства финансов Украины, курирующего Гостаможню, сегодня следующая позиция: разрабатывать отдельные порядки не целесообразно из-за перспективы пересмотра Таможенного кодекса в целом. Железнодорожники подготовили свои предложения к проекту Таможенного кодекса и передали их в профильный комитет Верховной Рады. Однако предложения «Укр­залізниці» в первом чтении редакции Таможенного кодекса учтены не были. А самое интересное, что ко второму чтению раздел «Таможенный перевозчик» оказался полностью исключенным из проекта ко­декса.

Железнодорожников в этом вопросе поддерживает Минис­терство экономики Украины, выразившее готовность участвовать в разработке соответствующего нормативного документа. Сейчас «Укрзалізниця» ведет переговоры с общественным советом при Гостаможне и заинтересованными предпринимателями о том, чтобы выработать правильный метод, который позволил бы снять с бизнеса дополнительное бремя в виде отвлечения средств финансовым посредникам и увеличить объемы транзита.

«Укрзалізниця» никак не может добиться права упростить прохождение таможенных процедур. Ведь статус таможенного перевозчика позволил бы существенно оживить транзитный грузопоток и оформлять импортные грузы не на границе, а по месту назначения. Но комфорт для предпринимателей - не наш конек, увы. И потому повторяется мизансцена шестилетней давности.