25 июня свой юбилей отмечает Государственная таможенная служба. 20 лет назад, когда государство Украина еще не оформило свою политическую независимость, была создана структура для обеспечения независимости экономической. И только позже появились погранслужба, СБУ, налоговая, гимн и другие атрибуты самостоятельности. С каждым годом значение таможни как одного из основных инструментов наполнения бюджета и регулирования импортно-экспортной политики в государстве возрастает. Руководители этого ведомства не стремятся к публичности, но по влиятельности в политике и бизнесе они всегда входят в число ключевых игроков. При распределении должностей в команде Виктора Януковича именно за руководство ГТСУ разгорелась самая ожесточенная политическая борьба, и назначение председателя службы состоялось в самую последнюю очередь, после того, как утвердили всех остальных руководителей правительства.
Таможня - это высокая ответственность и высокая ставка. 25 июня исполняется ровно год, как предыдущий руководитель ведомства Анатолий Макаренко находится под арестом, став заложником политической ситуации и жертвой бизнес-интересов другого бывшего главы ГТСУ, а ныне председателя СБУ Валерия Хорошковского. Таможня стала исполнителем многих действий украинской власти, связанных с изменениями в таможенной политике, с переделом рынков и финансовых потоков, квотированием и лицензированием в Украине. Работу таможни лично курирует президент Янукович. И явно не собирается перепоручать кому-либо из приближенных контроль над ведомством. После статьи «Таможня: парадный вход и черный выход» (ZN.UA №11 от 25 марта 2011 года) президент вызвал с докладом о состоянии дел в таможне, в том числе и по вопросам, затронутым в материале, главу Государственной таможенной службы Игоря Калетника.
В канун 20-летия ГТСУ Игорь КАЛЕТНИК в интервью ZN.UA рассказал нашим читателям об актуальных проблемах и перспективах таможенной службы.
- Каковы результаты реформы в Гостаможне? Насколько сокращены расходы на содержание управленческого аппарата, как это сказалось на эффективности деятельности ГТС?
- На 2011 год на содержание таможни по штату было запланировано 2,7 млрд. грн. Однако в результате сокращения и реорганизации в связи с административной реформой мы уложимся в 1 миллиард 403 миллиона. На 50% сократили количество руководящих должностей в ведомстве, а также центральный аппарат и его структурные подразделения.
Объективные показатели: за пять месяцев 2011 года в бюджет перечислено почти 40 млрд. грн., план доходов бюджета, установленный министерством финансов, выполнен на 105%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года собрано на 7,7 млрд. грн. больше. Так что судите сами, насколько эффективно у нас организована работа. По тенденции, с большим запасом будет перевыполнен и годовой план наполнения бюджета.
Особо отмечу, что 70% в структуре импорта занимают средства производства. Таким образом, нынешняя таможенная политика государства стимулирует внутреннего производителя, а не импорт готовых потребительских товаров. Это очень важная тенденция, которая позволяет говорить об импортозамещении, о защите своих рынков, о создании рабочих мест в Украине. Это подтверждается и растущим товарным экспортом.
По сравнению с 2010 годом на 31% вырос экспорт изделий из зерновых культур. Импорт мяса и мясных изделий сократился на 37%, при этом экспорт увеличился на 82%. Экспорт круп вырос на 51 %, а продуктов переработки овощей - на 47%. Да, правительство и таможню можно критиковать, и вы, пресса, делаете это во многом справедливо: у нас есть проблемы, создававшиеся системно последние 20 лет. Но факты - вещь упрямая, и они говорят, что государство предпринимает шаги в правильном направлении. Конечно, для некоторых это выглядит болезненно. Конечно, мы тоже делаем ошибки. Но мы двигаемся вперед, и результаты обнадеживают.
- Честно говоря, за последний год я общался со многими предпринимателями, но ни один из них не говорил, что его обнадеживают результаты работы таможни. Насколько сократились временные и материальные затраты субъектов внешнеэкономической деятельности? Каким отраслям экономики и каким предприятиям конкретно стало легче и удобнее работать с таможней, какие таможенные процедуры удалось упростить?
- Я скажу так: таможенник работает хорошо, когда им недовольны. Если таможенник стал популярной и симпатичной фигурой, значит, он не соответствует своей должности. Скажу в шутку, что если импортеры начнут хвалить таможню, значит, мне уже пора подавать в отставку. Налоги не хочет платить никто, а бюджет наполнять надо, и сделать это можно только соответствующими мерами. И если граждане получают зарплату и пенсии, если строятся мосты и дороги, то те, кто получает, - довольны, а те, кто за это платит, - нет. Для бизнеса естественно оптимизировать свои накладные расходы. И с бизнесом таможня не обменивается комплиментами - мы ведем прагматичный диалог. Его результаты видны по наполняемости бюджета и по структуре импорта. Все остальное - лирика, не относящаяся к делу.
А по делу - мы отказываемся от физического контроля всего, что проходит через границу, ускоряем товарооборот, убираем почву для коррупции. Крупные импортеры постепенно освобождаются от утомительных процедур. Так, в 2009 году при таможенном оформлении досматривалось 69% грузов, а за пять месяцев 2011-го - всего лишь 23%. Но и это еще много. Чтобы отвечать в этом плане стандартам Евросоюза, мы предполагаем сократить этот показатель до 10%. Я говорил об этом на встрече с представителями ведущих европейских и международных корпораций, состоявшейся на прошлой неделе в Брюсселе по приглашению европейской бизнес-ассоциации. Это станет возможно благодаря усилению аналитической работы и тесному взаимодействию с предпринимательскими объединениями, с добросовестными налогоплательщиками, которые достойны находиться в «белом» списке импортеров.
В рамках подготовки к Евро-2012 наша служба совместно с таможенниками Польши начала в 2011 году эксперимент по обмену информацией о транспортных средствах, проходящих через международный пункт пропуска «Рава-Русская-Хребенное». Теперь, получая информацию от польских коллег, мы на порядок сократили время пропуска за счет отмены процедуры взвешивания транспортных средств и за счет ежедневной автоматической сверки информации о въезде и выезде транспорта. Планируем распространить эту практику на все пункты пропуска, чтобы к чемпионату Европы по футболу очереди на переходах полностью исчезли.
В 2011 году принят закон о наделении таможенных органов полномочиями по осуществлению санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического контроля отдельных товаров и контроля за перемещением культурных ценностей в форме предварительного документарного контроля. В ближайшее время 95% импорта и транзита будут оформляться в такой форме, а функции контроля будут переданы соответствующим службам внутри страны. Разумеется, на порядок сократятся и объемы коррупции, а также временные потери и затраты предпринимателей в пунктах пропуска.
Уже сейчас реформы таможни позволили сократить время таможенного оформления при импорте в мае 2011 года по сравнению с октябрем 2010-го в шесть раз - с 10 часов 40 минут до 1 часа 46 минут. При экспорте время оформления сократилось с 1 часа 44 минут до 58 минут - почти вдвое.
Средний показатель оформления автобусов сократился с 10 до 6 минут, легковых машин - с 5 до 3 минут, грузовых машин - со 100 до 90 минут.
- Как принятие нового Таможенного кодекса повлияет на снижение коррупции и уменьшение накладных расходов бизнеса на взятки чиновникам?
- Главное достоинство проекта нового Таможенного кодекса - его соответствие мировым стандартам и, в частности, Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Кодекс значительно расширяет права импортера и повышает их защиту. Определяется исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для осуществления таможенного контроля, основных и дополнительных документов, подаваемых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также порядок действий декларанта и таможенного органа при возникновении спорных вопросов. Будут отменены все открепления и разрешения, и, аккредитовавшись один раз, предприятие сможет оформляться в любом таможенном органе.
Декларант получает право задекларировать товары до момента их прибытия в Украину, причем под одним кодом можно будет оформлять значительное количество наименований товаров. Предусмотрены случаи автоматического применения метода определения таможенной стоимости по цене договора. Чтобы предприниматели перестали быть заложниками недобросовестных чиновников, они освобождаются от ответственности за неумышленные ошибки в таможенном оформлении. Если таможенное оформление не проведено на протяжении четырех часов с момента подачи декларации, должностные лица таможни привлекаются к ответственности. Для защиты бизнеса от необоснованных повторных досмотров основанием для такого досмотра определена исключительно официальная информация правоохранительных органов. И, наконец, кодекс регламентирует электронное декларирование, которое полностью исключает для предпринимателя необходимость личного контакта с таможенником.
Полагаю, что принятие нового Таможенного кодекса станет важной составляющей экономической реформы.
- Что делается для координации работы ГТС и ГНС Украины? Поддерживаете ли вы планы правительства по объединению таможни и налоговой под эгидой Министерства финансов?
- Для координации работы с налоговой службой мы ввели систему обмена информацией. Сейчас таможня в полном объеме передает всю информацию о ввезенных товарах и субъектах в ГНС, которая должна отслеживать движение товара и его стоимость и достоверность его налогообложения внутри страны. Вместе с тем, думаю, для фискальных органов в настоящее время главным приоритетом является не организационное, а информационное объединение. А также создание законодательной базы для организации контроля над перемещением товаров в стране. Сначала надо выполнить указ главы государства об административной реформе.
- Однако информационное объединение не позволяет принимать адекватные организационные меры и ликвидировать контрабандные схемы. Почему сорван ваш план по совместной проверке фискальными органами импорта ювелирных изделий и другой дорогостоящей продукции?
- Эта проблема была актуальной до 1 января 2011 года - до момента вступления в силу Налогового кодекса и утверждения постановлением правительства от 27 декабря 2010 года порядка координации проведения плановых выездных проверок контролирующими органами. Теперь координация работы между таможней и налоговой регламентирована. С начала года только на авиационном транспорте таможенные органы пресекли незаконный ввоз 18 партий ювелирных изделий на сумму 5,3 млн. грн. Правоохранительные органы в 2011 году возбудили два уголовных дела по правонарушениям, предметом которых были высоколиквидные товары на сумму
5,5 млн. грн.
- Боюсь, эта цифра говорит о некомпетентности контролирующих органов, в том числе подразделений по борьбе с контрабандой таможенной службы. Совместные проверки налоговой и таможни ювелирных магазинов прекратились, хотя, согласно логике Налогового кодекса, должны были бы усилиться. При официальном импорте драгоценностей на 300 млн. долл. в год пресекается незаконный ввоз на сумму в 600 тыс. долл., включая и брендовую одежду, возбуждается всего два дела. А ведь ювелирка, брендовая одежда - одна из самых прибыльных сфер контрабанды. Не хотите ли вы сказать, что теперь все предметы роскоши импортируются и продаются законно?
- Я лишь хочу сказать, что таможня действует в этом вопросе в рамках закона и установленных полномочий. Мы осуществляем контроль только в пункте пропуска. Трудно выявить перемещение товаров, имеющих высокую стоимость и небольшие размеры, если они перевозятся в качестве личных вещей и в единичных экземплярах. Мы не можем устраивать поголовные обыски, досмотр и экспертизу всех личных вещей пассажиров. Таможня не является правоохранительным органом и не имеет права на ведение оперативно-разыскной деятельности.
Следует отметить, что значительная часть товаров всемирно известных марок в украинской торговле является не контрабандой, а низкокачественной подделкой, производимой непосредственно на территории Украины.
- Поскольку вы признаете наличие контрафактной продукции на рынке, поскольку по этим фактам открывается мизерное количество уголовных дел, можно предположить, что и контрабанда сохраняется, так как внутренний рынок для сбыта нелегальной продукции существует. Какие законодательные инициативы таможни направлены на системную борьбу с уклонением от уплаты налогов и «серым» импортом?
- Главной проблемой контроля импорта является не контрабанда, а уклонение от уплаты налогов путем поставки товаров в Украину с использованием взаимосвязанных посредников, которые путем «бумажной» передачи товара предоставляют документы на груз с заниженной таможенной стоимостью. Сегодня мы добились, что 91% импортных поставок оформляется исключительно по прямому контракту с компанией-нерезидентом. Однако во многих случаях во время проверок данные бухучета полностью совпадают с данными, поданными к таможенному оформлению, по причине перечисления компанией-нерезидентом денежных средств через другие спрятанные расчетные счета, в виде наличных средств либо через механизм товарного кредита. Даже если нам попадали в руки документы о занижении цены товара относительно рыночной, таможня не могла рассчитать таможенное обязательство.
Однако в первые дни 2011 года, по сути, произошел настоящий прорыв в создании новой нормативной базы работы таможни. Принятие Налогового кодекса и четырех постановлений Кабинета министров закрепило право таможенных органов определять базу налогообложения и налогового обязательства налогоплательщика на основании документов, которые имеют непосредственное отношение к импортированному товару, хотя и не подтверждаются первичными документами объекта контроля.
Наряду с этим введено частичное налогообложение товаров в режиме временного ввоза. Сокращен ряд льгот. Рассчитываю, что мы в этом году добьемся отмены льгот по неуплате НДС для импортных лекарственных препаратов. Эта схема уклонения от уплаты налогов путем фиктивного завышения фактурной стоимости лекарств тормозит развитие отечественной фармацевтики.
Считаю, что системные изменения нормативной базы позволили разрушить основные схемы уклонения от уплаты налогов. Это серьезное достижение правительства в деле наведения порядка и легализации импорта.
- Украинская ассоциация легкой промышленности заявила, что 70% одежды и обуви в Украине - это контрабанда. Почему таможня не может остановить поток контрабанды в страну?
- Это заявление не соответствует действительности. Не знаю, в каких целях и в чьих интересах оно было сделано, но факты говорят об обратном. В 2010 году по сравнению с 2009-м в десять раз увеличились поставки промышленного оборудования и в семь раз вырос импорт сырья для легкой промышленности. Кто бы эксплуатировал это оборудование и использовал сырье, если бы почти весь рынок был завален контрабандой? Уверен, члены Ассоциации легкой промышленности не стали бы работать себе в убыток. Более того, значительно вырос экспорт товаров отечественной легкой промышленности. О чем это говорит? Отрасль быстро оживает благодаря борьбе с контрабандой и благоприятным условиям для развития производства внутри страны.
- За счет дешевой рабочей силы в Украине они вполне могут позволить себе работать на экспорт, именно потому что неконкурентоспособны на внутреннем рынке. Да и какой смысл Ассоциации легкой промышленности выступать против таможни с заявлениями, если, по вашим словам, ГТС делает все для процветания легпрома? Зачем же бизнесу рубить сук, на котором он сидит?
- К слову, у меня есть свежая информация: за пять месяцев 2011 года по материалам таможенных органов составлено 73 протокола о нарушении таможенных правил, где предметами правонарушений являются, например, детская одежда и обувь, за весь 2010-й таких протоколов было составлено 120. При этом по материалам таможни в текущем году правоохранительными органами было возбуждено два уголовных дела о контрабанде на сумму 18,8 млн. грн., тогда как в прошлом было возбуждено пять дел на сумму 1,8 млн. грн.
- Министерство инфраструктуры критикует таможню за ужесточение бюрократических процедур, что привело к сокращению транзита через украинские порты, уходу транзитеров в порты России и Румынии. Что предпринимает таможня для восстановления объемов транзита?
- Таможенная служба совсем недавно проверила эту информацию. Действительно, товарооборот в Ильичевском порту в 2010 году по сравнению с 2009-м уменьшился на 7,6%, а товарооборот Одессы - на 11,8%. Но сокращение товарооборота произошло за счет падения объемов экспорта. По Ильичевску транзит как на ввоз, так и на вывоз товаров даже увеличился - с 3,6 млн. тонн в 2009-м до 4,26 млн. тонн в 2010-м. По Одессе транзит сократился - с 11 млн. тонн в 2009-м до 10,1 млн. тонн в 2010-м.
В течение 2010 года количество таможенных оформлений в Одессе и Ильичевске возросло на 34%. Для ускорения транзита по территории Украины контейнерными и контрейлерными поездами «Викинг», «Зубр», «Ярослав» установлены нормативы - время оформления таких поездов не должно превышать 1,5-2 часа с момента подачи документов. К товарам, которые перевозятся этими поездами, не применяются меры гарантирования доставки, а таможенный контроль этих поездов не осуществляется, за исключением случаев, определенных законом, - при наличии ориентировки правоохранительных органов.
То есть объем нашей работы значительно вырос, просто в силу различных причин упали объемы. Это объясняется, прежде всего, внедрением мероприятий нетарифного регулирования - лицензирования и квотирования на вывоз зерна.
Особо отмечу: ни одной жалобы субъектов внешнеэкономической деятельности относительно таможенного оформления экспортных грузов в Гостаможслужбу не поступало. Таким образом, сокращение товарооборота через морские порты не связано с деятельностью таможенных органов.
- Жалобы есть. 23 июня в Одессе состоялась акция протеста около 50 предпринимателей - представители Профсоюза транспортников, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков выступили с требованием отставки руководства Южной таможни. Вопреки вашим словам о нормативах на оформление грузов до четырех часов, представитель Союза независимых перевозчиков А.Захаров привел ZN.UA данные, что сейчас таможенное оформление груза в режиме транзита составляет в среднем 17 часов, в то время как в режиме импорта - около часа. Демонстранты заявили, что в 2009 году в день оформлялось по 500-600 контейнеров, а сейчас в среднем 25, и «Южная таможня уничтожает транспортную отрасль».
- Мне известно об этой ситуации, и заявления транспортников, конечно, прошли самую серьезную проверку, причем не в первый раз. Причины задержки прохождения транспортных средств с контейнерами в портах в значительной мере связаны, в частности, с неорганизованностью работы фирм-экспедиторов по предоставлению документов и контейнеров с товарами для таможенного контроля. Пропуск товаров в таких случаях зависит от времени обращения экспедитора (получателя, перевозчика) для предоставления услуг обработки грузов, оформления ими документов, необходимых для фиксации и расчетов за услуги обработки грузов. Также здесь важен уровень оборудования портом мест таможенного оформления для взвешивания товаров без открывания контейнеров, время предоставления контейнеров для сканирования.
Проблема снижения транзита - это комплексная проблема, и странно, что транспортники видят в ней вину только таможни, не обращая внимания, что здесь ответственны и другие ведомства. Далее. Большую часть времени транзита груз перемещается внутри страны - по нашим дорогам, на нашем транспорте, с использованием нашей транспортной инфраструктуры, с учетом всей нашей специфики. Все это дополнительные расходы по транзиту, которые могут сделать его нерентабельным еще до того, как транзитер столкнется с таможней в пункте пропуска.
Мы проанализировали статистику по сумме судового сбора в Одесском и Ильичевском портах и в румынской Констанце. Судовой сбор у наших портов в среднем в 5-6 раз превышает сборы румынского порта.
Меняется конъюнктура рынка. За первые пять месяцев 2010-го таможня сделала 130 тыс. отправлений - примерно 870 в сутки. В 2011-м - 164 тыс. и 1095, соответственно. Мы прилагаем усилия к тому, чтобы увеличить пропускную способность портов. И по сравнению с 2010-м транзит в этом году начал расти. Таможня 17 июня направила письмо в Министерство инфраструктуры с предложением реализовать ряд мероприятий по усовершенствованию оборудования Одесского порта, чтобы повысить скорость таможенного оформления. Эту проблему можно решить с участием портов, с участием областных властей.
- Почему вместо «Электронной таможни» внедряется электронное декларирование для отдельных предприятий по отдельным товарам? Почему не внедряется ключевой элемент «Электронной таможни» - цифровая подпись? Без этого нельзя регламентировать права, обязанности и ответственность всех участников внешнеэкономической деятельности и защитить бизнес от произвола таможенников.
- Мне кажется нелогичным слышать критику в этом плане. Мы впервые за все время работы украинской таможни сейчас реально внедряем электронное декларирование. Да, можно делать это быстрее. Да, можно делать в больших масштабах. Электронное декларирование - это лишь часть создания многофункциональной электронной таможни. Но даже в Евросоюзе внедрение электронного декларирования заняло не один год. Единая электронная таможня ЕС, к слову, не создана до сих пор.
Еще нет «Электронной таможни» и в Украине. Почему? Потому что общая стоимость этой программы - 3,3 млрд. грн., что в 2,5 раза превышает весь наш годовой бюджет. Мы работаем при минимальном финансировании. Наш недавний пример - процедура таможенного оформления груза в электронном виде заняла девять минут. Это успех, образец, по которому мы будем строить работу в ближайшем будущем. Таможни одна за другой внедряют электронные декларации. В этом году мы рассчитываем пройти экспертизу построенной в таможенной службе системы защиты информации и до конца года внедрить использование электронной цифровой подписи. Постепенно увеличивается число предприятий, которые участвуют в пилотном проекте электронного декларирования, - их уже более 30. До конца года эта цифра возрастет до 100 предприятий.
- Однако 30 или даже 100 предприятий - это капля в море по сравнению с 34 тыс. субъектов внешнеэкономической деятельности. И без внедрения цифровой подписи предприятия все равно полностью зависимы от воли конкретных чиновников, с которыми вынуждены контактировать. Если механизм уже готов, то почему даже заявки крупных импортеров на внедрение у них электронного декларирования пока не реализуются? Почему бы не внедрить электронное декларирование для всех операций Южной и Киевской таможен, которые обслуживают основные товарные потоки, а не ставить эксперименты для одного-двух предприятий на каждой таможне в стране?
- Это интересная идея. В настоящее время мы решаем большой объем задач, связанных с переходом на электронный документооборот, созданием электронного анализа рисков, управлением таможенными процедурами на основе анализа. Этот механизм обкатывается. Думаю, в 2012 году мы начнем широкомасштабный переход на электронное декларирование, и в этом режиме начнут работать тысячи предприятий. И надо отметить, что 100 предприятий - это все-таки много, учитывая, что прежде всего на электронное декларирование мы переводим самых крупных импортеров.
Цифровые подписи - это всего лишь вопрос времени, уверен, очень скоро они у нас появятся. Решение этого вопроса находится на завершающей стадии.
- Почему не финансируется установка видеокамер в пунктах пропуска?
- В нынешних ценах на установку видеокамер в пунктах пропуска необходимо 800 млн. грн.. А таких средств в бюджете нет.
- То есть государство не заинтересовано в реализации системных мер по пресечению коррупции и «серого» импорта, которые могли бы значительно повысить доходы бюджета?
- Государство заинтересовано, но у бюджета есть социальные обязательства, обязательства по погашению кредитов, и не все структурные реформы можно реализовать сразу. Таможня внесет предложения по установке видеокамер и в проект госбюджета 2013 года. Мы не откажемся от этой идеи, потому что без такой системы контроля говорить о надежности наших таможенных границ нельзя.
- Почему вокруг каждой таможни создана небольшая группа своих «блатных» брокерских контор, которые монополизировали поставки в Украину большинства потребительских товаров? Почему малый и средний бизнес административными мерами ограничен в правах, и созданы искусственные преференции для небольшого числа крупных компаний? Это государственная политика таможни? Кто несет ответственность за монополизацию импорта?
- Вас кто-то дезинформирует. На сегодняшний день зарегистрирован 6761 представитель таможенного брокера. Поступают новые заявки, значит, этот бизнес расширяется, что при полной монополизации, о которой вы говорите, было бы невозможно. Таможня никоим образом не причастна к какой-либо монополизации и каким-либо искусственным преференциям. Более того, никаких заявлений о создании конкурентных преимуществ руками таможни от субъектов внешнеэкономической деятельности не поступало. Давайте не кидаться обвинениями, которые ничем не аргументированы.
- Работают все фирмы, но почему-то кто-то идет по всей процедуре и сталкивается с бюрократическими проволочками, а кто-то, как неофициально говорят брокеры, «трансатлантики», «вега логистики» и «дельта си», оформляет все, что необходимо, в самые сжатые сроки.
- Ваша оценка не подтверждается фактами. Импорт в контейнерах потребительских товаров в общей массе импорта составляет не более 3-4%. Таможня работает с крупнейшими мировыми корпорациями, объемы легального импорта и его таможенная стоимость реально растут. Мы делаем все возможное, чтобы крупные импортеры, которые привозят в Украину высоколиквидные товары, новейшие технологии, открывают представительства, создают рабочие места, могли комфортно работать. Давайте не сводить все проблемы таможенного оформления к выяснению отношений, кто и какие контейнеры растаможивает в Одессе. Не надо упрощать ситуацию. Уверяю вас, даже когда мы полностью введем электронное декларирование, все равно будут недовольные.
- Однако даже крупные импортеры на неофициальных встречах с руководителями таможен повсеместно заявляют, что сплошь и рядом нормативы таможенного оформления не соблюдаются. Я лично присутствовал на таких встречах, и вы знаете, что это так и есть. Хотя официально наши предприниматели всегда всем довольны. Наши люди боятся всего, и отсутствие заявлений - еще не показатель реальной ситуации.
- Вы об этой проблеме знаете, потому что присутствовали на одной из официальных встреч с импортерами, которые регулярно организуются в каждой таможне. В этом и состоит цель диалога таможни и бизнеса. Принятие нового Таможенного кодекса и переход всех крупных импортеров на электронное декларирование полностью урегулирует здесь все вопросы.
- Спустя год вашего руководства таможней правоохранительные органы заявляют о высоком уровне коррупции в ГТСУ. Генпрокуратура заявила, что возбуждено 21 уголовное дело, СБУ проводит серии арестов высокопоставленных сотрудников таможни. Почему, несмотря на проведенные вами кадровые перестановки всего руководящего состава ГТСУ, уровень коррупции не снижается?
- К сожалению, не один год процесс подбора кадров на таможне определялся не профессиональными, а корыстными мотивами. На работу принимались просто случайные люди. Например, в 2005 году был даже случай, когда начальником таможни стал заведующий аптекой.
На работу в таможню приходили люди, ориентированные на обслуживание частных коммерческих интересов, которые о государственных интересах даже не вспоминают. Сформировалась культура бизнеса на таможне, в которую втягиваются и совсем молодые, новые сотрудники. Украина - большая страна. И у нас нельзя, как в Грузии, уволить всех таможенников и набрать новых, честных и обученных, потому что у нас другие масштабы, и у нас 532 пункта пропуска и мест таможенного оформления, а не как в Грузии - 10-15. Поэтому неизбежно и еще не один год будут применяться самые жесткие меры, чтобы выжечь коррупцию из таможни. Показательный факт - мы уволили за подделку дипломов 34 сотрудника, принятых на работу в предыдущие годы. То есть совершенно неподготовленные люди покупали себе диплом, покупали себе должность, участок работы. И это было, по сути, массовым явлением.
Чудес не бывает - нельзя искоренить коррупцию в отдельно взятом ведомстве за один год. Чем глубже мы проводим реформы, тем более решительные меры по борьбе с коррупцией применяем. За пять месяцев 2011 года таможня провела 198 служебных расследований (в 2010-м - 69) и 537 проверок (в 2010-м - 657). Уволено из таможенных органов 84 сотрудника (в 2010-м - 10). Сами таможни в отношении своих сотрудников передали в правоохранительные органы в этом году 103 сообщения о возможных признаках коррупционных действий. А за весь 2010-й таких обращений было всего 105. Правоохранительные органы по признакам преступлений в сфере служебной деятельности возбудили 37 уголовных дел, в том числе по материалам самой таможни - 14. В 2010-м было осуждено три таможенника. В 2011-м пока осужденных нет.
- КПД борьбы с коррупцией на таможне весьма невысок. Коррупционеры есть, а ответственность, как это положено по закону, они не несут. ZN.UA писала об аресте назначенного вами высокопоставленного сотрудника ГТС - начальника таможенного поста В.Зорина. СБУ сняла видео, как в течение месяца, сразу после назначения, ему 64 раза частные лица передавали деньги в служебном кабинете. Зорина назначали лично вы, и какую ответственность руководство таможни понесло в результате этого скандала?
- Да, Зорина назначал я, но по представлению начальника Киевской региональной таможни, чьим непосредственным подчиненным он являлся, и по его рекомендации. После получения информации о задержании санкции последовали незамедлительно. Зорин был уволен из таможенных органов, на посту начата серия служебных проверок. Начальник Киевской таможни Г.Романенко снят с занимаемой должности.
- Но получил должность советника в аппарате председателя таможенной службы. Суровое наказание для вашего друга. Не опасаетесь, что он снова вам кого-нибудь посоветует?
- Никаких претензий у правоохранительных органов к Романенко нет. Он потерял в результате этой истории одну из высоких должностей в таможне, которая не идет ни в какое сравнение со статусом советника. Думаю, это серьезный урок для всех руководителей таможни. В случае выявления фактов коррупции мы будем жестко подходить к оценке уровня соответствия занимаемой должности руководителем подразделения. Независимо от личных связей и профессиональных заслуг.
- Вы вспомнили 2005 год. Тогда главу ГТС В.Скомаровского сняли с должности после того, как СБУ сняло фильм о том, как сотрудники таможни в разных регионах Украины берут взятки с предпринимателей. Складывается впечатление, что сейчас СБУ готовит подобный фильм и о вас. В той же Киевской таможне арестовано за год пять сотрудников и, по неофициальным данным, еще по 12 сотрудникам заведены оперативно-розыскные дела. Кто их назначал, известно, сюжет уже готов, оперативное видео имеется…
- Аналогий с 2005 годом здесь нет. ГТС оказывает полное содействие Службе безопасности и органам прокуратуры в пресечении коррупционных действий в таможенной службе. Более того, инициаторами большинства расследований являемся мы сами. Давайте не искать во всем политику. СБУ делает свою работу, ГПУ делает свою работу, и можно только приветствовать, что борьба с коррупцией сейчас приводит к конкретным результатам. Я прекрасно понимаю, что эти аресты наносят ущерб репутации таможни. Но было бы гораздо хуже, если бы арестов не было и преступные схемы продолжали тихонько существовать. Таможне нужны весомые и серьезные сигналы, что борьба с коррупцией - это не пиар-акция, а настоящее дело. Неприкасаемых в таможне быть не может.