UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сезонный заработок без выезда за рубеж

Сегодня в местных супермаркетах каждое второе яблоко - польское. Еще более грустная ситуация с замороженными ягодами. Наполнив собственный рынок, крестьянские фермерские хозяйства могли бы поставлять свою продукцию в страны ЕС. Для этого им необходимы средства и знание технологий. Опыт возделывания ягод и фруктов благодаря подработке у многих крестьян есть.

Автор: Василий Худицкий

Сегодня в местных супермаркетах каждое второе яблоко - польское. Еще более грустная ситуация с замороженными ягодами. Наполнив собственный рынок, крестьянские фермерские хозяйства могли бы поставлять свою продукцию в страны ЕС. Для этого им необходимы средства и знание технологий. Опыт возделывания ягод и фруктов благодаря подработке у многих крестьян есть.

Ягода-малина

С наступлением весны жители Львовской и соседних областей спешат оформить рабочие визы на сезонные работы за рубежом. Так они пытаются хоть как-то решить свои финансовые проблемы. По оценкам специалистов кадровых агентств, количество украинцев, желающих найти хотя бы временную работу за рубежом, в 2016 г. превысит 3 млн чел. Как и в прошлом году, украинских трудовых мигрантов больше всего интересуют такие страны, как Германия и Польша.

Татьяна К. из г. Золочев многие годы ездит собирать ягоды в соседнюю Польшу. Ее заработки - существенное подспорье для домашнего бюджета. Татьянин муж также постоянно в поисках работы. Поэтому с апреля по октябрь их дети остаются на попечении дедушки и бабушки. Это не очень хорошо для воспитания детей, однако в родном государстве заработка для них нет.

"Вы ведь могли бы выращивать дома те же ягоды, что и здесь, тогда и ваши дети надолго не оставались бы без родителей", - заметил однажды польский работодатель.

"И в самом деле, почему?" - не раз спрашивала себя женщина. За много лет работы в Польше она в совершенстве овладела производством многих сельхозкультур. Ничего сложного для нее в этом нет. Но отважиться на самостоятельный бизнес и отвечать за весь процесс она пока еще не может. Хотя в Украине уже есть примеры довольно успешного бизнеса на выращивании клубники.

Два года назад в селе Подгородище Перемышлянского района создали обслуживающий кооператив "Агрофрут". Члены кооператива засадили 9 га ягодами. Из них 5 га - клубникой, 3 га - малиной и
1 га - черной бесшиповой ежевикой. В частности, клубнику выращивают по новейшим технологиям. Применяют гребневую систему посадки, капельный полив, минудобрения. За опытом ездили в село Гусятин соседней Тернопольской области, где чуть раньше с помощью международного благотворительного фонда "Благосостояние громад" и французской компании "Данон" начал функционировать кооператив по возделыванию этой культуры.

"Было довольно непросто убедить людей заняться выращиванием ягод, - рассказывает председатель кооператива "Агрофрут" Олег Йовчик. - Они пока что не готовы вкладывать свои средства и труд в бизнес, который даст прибыль лишь в последующие годы. Крестьяне очень консервативны. С деда-прадеда они выращивали картофель, кукурузу, а ягоды для них - это что-то несерьезное, без чего можно прожить. Конечно, мы побывали на многих семинарах во Львове, Киеве, Польше, однако ошибок не избежали. Например, смонтированная нами система капельного орошения какое-то время давала сбои. Но сказать, что это производство слишком сложное, тоже нельзя".

В этом кооперативе в прошлом году собрали первый урожай: 8–10 т ягод с гектара. В перспективе планируют повысить урожайность до 15–20 т. Если реализовать 1 кг клубники за 15–16 грн, то за сезон можно заработать не менее 120 тыс. грн. Конечно, это без учета всех затрат. Таким образом, в среднем каждый член кооператива сможет иметь те же 20–25 тыс. грн, что трудовые мигранты получают за рубежом за время сезонных работ.

Рынок сбыта этой продукции (как внутренний, так и за рубежом) сегодня довольно большой. Девальвация гривни открывает много экспортных возможностей.

Миллион с гектара?

Крестьянам нужно налаживать собственный бизнес. Поэтому депутаты Львовской областной рады недавно поддержали инициативу госадминистрации по созданию в области крестьянских кооперативов.

Изюминкой реформ на селе стал проект "500 успешных крестьянских хозяйств", который Львовская ОГА хочет реализовать в рамках Комплексной программы поддержки и развития агропромышленного производства Львовской области на 2016–2020 гг. Из местного бюджета на эту программу предусмотрено выделить 11 млн грн. Эти средства пойдут на частичное погашение стоимости вовлеченных кредитов (1,5 млн грн), финансовую поддержку физическим лицам, малым хозяйствам и кооперативам (8,5 млн грн), сохранение и возобновление плодородия почв (1 млн грн). Проект планируют реализовать на территории Каменка-Бугского, Перемышлянского, Золочевского и Жолковского районов. К нему приобщатся инициативные громады из других районов области. Проект рассчитан на три года. На первом его этапе власть планирует использовать 200 га. После завершения проекта кооперативы должны быть готовы самостоятельно проводить свою деятельность.

Ключевым партнером проекта стала компания "Яблуневий дар" из г. Городок. Она берется обеспечить будущих его участников рассадой, удобрениями, обучать передовым технологиям. А главное - предприятие планирует выкупать по рыночной цене 80% будущего урожая. Предварительно речь идет о малине, смородине, яблоках.

Обязательное условие участия крестьянского кооператива в проекте - площадь земельного участка, на котором будет организовано возделывание культуры, должна составлять не менее 10–20 га. Желательно, чтобы это было одно поле или хотя бы участки по соседству. Это продиктовано законами логистики. Соглашение о сотрудничестве между крестьянским хозяйством и предприятием предполагается заключить сроком на три года.

И хочется, и колется

Конечно, крестьяне тоже хотели бы иметь заработок, не выезжая за рубеж. Земля, которую они сдают в аренду другим фермерам, их не кормит. За 2 га - средний пай - они ежегодно получают около 2 тыс. грн. Это не деньги. Но прежде чем согласиться на предложение власти, они бы хотели знать все риски будущего бизнеса. Ведь, как известно, дьявол прячется в деталях. Поэтому на встрече руководителя департамента сельского хозяйства Львовской ОГА Наталии Хмыз с жителями с. Яблуневки Бугского района вопросов было особенно много. Могу ли я на 20 сотках попробовать выращивать малину? Как быть, если мой земельный участок находится в аренде? К тому же, посреди арендованного фермером поля. Кто будет платить за посадку малины, ее уход, сбор?

Как объяснила Наталия Хмыз, за сбор урожая, как, кстати, и за посадку растений, их уход, подкормку, полную ответственность будут нести члены крестьянского кооператива. Они же и будут нанимать людей на сбор урожая. На один гектар - до 40 чел. Чтобы оплатить их работу, кооперативу придется брать кредит в банке или кредитном товариществе. Уплату процентов за пользование одолженными средствами Львовская областная рада берет на себя. На остальные вопросы Н.Хмыз пообещала ответить во время следующей встречи. По ее мнению, главное - чтобы крестьяне определились, хотят ли они заниматься этим делом.

Заинтересованы в изменении ситуации на селе и сельские громады. Примером того, как богач может быть бедняком, служит история двух сел Бугского района - Рокитного и Яблуневки. Всего здесь проживают более 800 чел. На территории сельрады есть школа-девятилетка, сельская библиотека. Несмотря на то, что сельрада имеет в своем распоряжении 3,5 тыс. га пахотных земель, ее бюджет мизерный. Средств от земельного и единого налога от предпринимателей едва хватило на замену окон и дверей в школе, оплату энергоносителей и заработную плату работникам сельрады.

Розовая мечта головы сельрады - сделать освещение улиц села. На это нужно не менее 200 тыс. грн. Поэтому, по ее словам, село заинтересовано в реализации проекта. Такие же проблемы с экономикой соседнего села Побужаны того же Бугского района. Как, кстати, и многих других.

- К проекту Львовской ОГА у меня двоякое отношение, - говорит председатель Ассоциации фермеров Львовщины Ярослав Кардаш. - С одной стороны, есть перспектива постоянного сбыта сельхозпродукции. Для производителей это очень важно. Но будет ли это сотрудничество полнокровным и равноправным? Как действовать крестьянскому кооперативу, если монополист будет диктовать им невыгодные условия? Такое вполне возможно. Сначала люди согласятся, поскольку им негде брать средства, чтобы вложить их в производство. Посадка сада или плантаций качественных саженцев предусматривает огромные инвестиции. Например, при выращивании малины на 1 га нужно около 7 тыс. саженцев. Каждый из них стоит 10 грн. Это большие деньги и большие риски для крестьян.

Еще больше средств требует возделывание земляники. На 1 га необходимо вложить от
70 до 200 тыс. грн. По самой высокой цене семейному хозяйству обойдется фруктовый сад около 200 тыс. грн. Потому и неудивительно, что крестьяне весьма осторожны. Но самостоятельно начать этот бизнес тоже не могут. Нет сельскохозяйственной техники, дешевых кредитов.

Как считают некоторые эксперты, этот проект - фактически финансовая помощь через личные крестьянские хозяйства для крупных предприятий. Если бы они запустили собственные проекты, это было бы оправдано. Настораживает и то, что в этом проекте есть привязка крестьянских кооперативов к одной компании. Это - фактически крепостное право.

Если говорить о современном агробизнесе, то, как утверждают на кафедре права и предпринимательства Львовского аграрного университета, он основывается на понятии "продуктовых цепочек". Все участники бизнеса на рыночных продуктах как будто связаны в своеобразную финансовую, стоимостную, коммерческую цепь, а сила каждой "продуктовой цепочки" определяется вовсе не его самым сильным звеном, а наоборот - самым слабым. Поэтому следует поддержать небольших фермеров и личные крестьянские хозяйства. А они будут гарантировать Украине что-то более ценное, чем экспорт зерна или масличных культур: будут обеспечивать ее органическое, природное развитие и стабильность.