Можно сколько угодно роптать на войну, объяснять неудачи реформ происками врагов... Можно ждать иностранного инвестора и того, что МВФ построит нам здесь Сингапур. Но терять время - это в нашей ситуации большая роскошь. Сами граждане должны быть рупором реформ и первыми сознательными инвесторами своих громад. Другой вопрос, есть ли для этого возможности - или их еще надо создавать, и с чего, собственно, начинать.
Нежелательные гости на пороге
Деньги любят тишину, а не артиллерийские канонады. Они любят защиту честного правосудия и опеку управленцев-профессионалов. Капитал любит свободное движение в прогнозируемой среде, без коррупционных рифов, виражей новаций фискалов и "набегов" силовиков... Поэтому не удивительно, что иностранные инвесторы ныне не выстраиваются в очередь, например, за выставленными на приватизацию объектами.
Нежелательные гости. Так к ним относились в начале 90-х. Например, одно научно-исследовательское учреждение, со слов его бывшего руководителя, было в перечне запрещенных к приватизации объектов из-за того, что имело отношение к государственной тайне. Но, как заметил собеседник, фактически данные, которыми там оперировали, к тому времени уже объективно потеряли соответствующий статус. Настоящая причина отказа допустить иностранного инвестора к участию в капитале крылась в нежелании директоров с "совковой" ментальностью работать в новых условиях.
Растерянностью народа, который не умел инвестировать и не знал, что делать с приватизационными сертификатами, воспользовались олигархи, которые это понимали лучше. Кто знает, если бы население было финансово более грамотным, может, не пришлось бы позориться с несовершенными потугами приватизации на обломках СССР.
Сам себе инвестор
Отечественная промышленность, коммунальные предприятия, как тогда, так и сейчас, нуждаются в умном инвестировании для обновления материально-технической базы, для отхода от энерго- и ресурсоемких технологий, для создания устойчивых (замкнутого цикла) бизнес-моделей. Последнее особенно актуально в наших реалиях с "мусорным" кризисом.
В мире существует практика инвестирования местными жителями в объекты инфраструктуры на территории своей громады.
Например, швейцарское село Дудинген с почти 7,3 тыс. жителей. Там для устройства централизованного водоснабжения была создана акционерная компания. Ее задача - содержать, обслуживать, обновлять систему водоснабжения в селе. "Причиной того, почему управление водоснабжением в Дудингене было начато как акционерная компания, стало то, что у коммуны не было достаточных финансовых ресурсов для строительства сети". ("Организация питьевого водоснабжения в селах Швейцарии. Швейцарско-украинский проект DESPRO. - К. - 2012). 40% ее акций принадлежали коммуне. Доли также имели церковь, крупные предприятия, частные лица. Немало людей владеет лишь одной акцией, на которую начисляются небольшие дивиденды. Дело в том, что для людей намного большее значение имеет получение качественных услуг и возможность принимать участие в выборах правления и ежегодном собрании акционеров. Местные жители платят по относительно низким тарифам, поскольку это в интересах самих акционеров - потребителей. Заметим, что попытка коммуны выкупить акции не увенчалась успехом: крестьяне решили сохранить статус участников компании.
В своем доме...
В Украине привлекать внутреннего инвестора путем использования инструментов фондового рынка - акций, облигаций - теоретически возможно. Но механизм заработает при условии, что у граждан будут свободные финансовые ресурсы, а также надежные и конкурентные инструменты. Их развитие, по мнению президента ОС "Украинское объединение рынков капитала" Сергея Москвина, надо начинать с облигаций местных займов (ОМЗ).
В Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку констатируют: последние несколько лет не было ни одной эмиссии ОМЗ. В отличие от США, где, по словам профессора Киевского национального экономического университета Николая Бурмаки, 60% органов местного самоуправления выпускают ценные бумаги с целью привлечения инвестиций.
Идея выпуска облигаций городскими радами и коммунальными предприятиями, реализуемая в рамках швейцарско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине - DESPRO", актуальна для масштабных проектов, которые предусматривают создание рабочих мест, а не для решения текущих задач, скажем, латания дорог... По мнению городского головы Миргорода Сергея Соломахи, средства таким способом целесообразно привлекать под проекты, которые в будущем будут приносить прибыль, - водоснабжение/водоотвод, энергосбережение в жилой сфере, переработка мусора.
Для развития такого инструмента фондового рынка, как ОМЗ, нужна соответствующая подготовка кадров на местах, чем должны заняться участники упомянутого проекта. Кроме того, следует упростить процедуру согласования условий выпуска ОМЗ с Минфином, принять законодательство в сфере защиты прав владельцев облигаций (законопроекты уже разработаны и ждут зеленый свет от парламентариев).
Отпугнуть коммунальные предприятия и городские рады могут большие затраты на выпуск облигаций. Так, коммунальному предприятию придется оплатить аудиторские услуги, услуги Национального депозитария - около 9000 грн, при публичном размещении (т.е. круг лиц-инвесторов заведомо не определен), также добавляются еще и такие статьи затрат, как подключение и доступ к терминалу фондовой биржи (2000 грн), опубликование документов по требованию регулятора (около 19 350 грн). Затраты возрастут при привлечении поручителей или гарантов, поскольку придется оплачивать услуги нотариуса.
Само собой понятно: чтобы население воспринимало ОМЗ не как исключительно социальный проект, их доходность должна быть сопоставимой с депозитом.
Со своей стороны, местные громады ожидаемо поддержат такую инициативу по развитию фондового рынка. Хотя бы потому, что научатся быть сознательными инвесторами (в отличие от держателей приватизационных сертификатов 90-х), будут иметь более широкие возможности для контроля, поскольку предприятие возьмет на себя обязательство раскрывать информацию о лицах, чьими услугами пользуется, долями каких компаний владеет и т.п. То есть публичность коммунальной собственности станет контролируемой со стороны регулятора и финансово заинтересованной громады.
…Настоящие реформы начинаются с потуг "снизу", внутри страны, а не приходят из-за границы, да еще и с мешком денег. Реальные изменения наступают тогда, когда начинаешь искать способы, а не причины.