UA / RU
Поддержать ZN.ua

Розница бьет ОПТ

Почему введение первой очереди плодоовощного оптового рынка «Столичный» мало повлияло на состояние розничных цен?

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

Обычных рынков у нас хватает. И в столице, и в ее области: и вещевых, и продовольственных, и дорогих, и дешевых. А вот с оптовыми, особенно плодоовощного направления, которые устанавливали бы эффективные связи между производителями и покупателями и не давали розничным ценам разгуляться, проблемы.

В последнее время общественность готовили к мысли, что введение в строй 25 оптовых рынков плодо­овощной продукции, на возведение которых выделены бюджетные средства, поспособствует цивилизованной торговле, снижению высоких цен на овощи и фрукты. В середине нынешнего лета вступил в действие рынок-первенец - первая очередь оптового рынка «Столичный» в Киево-Святошинском районе Киевской области. Увы, хотя предприятие с первых дней работы стало популярным среди киевлян и жителей Киевщины, особого влияния на розничные цены оно не оказало.

Первый блин

Принятие мер, направленных на борьбу с неоправданным подорожанием плодоовощной продукции, в последнее время актуально как никогда. Достаточно сказать, что овощи и фрукты с мая нынешнего года по сравнению с таким же периодом предыдущего подорожали на 72%. А компоненты борщевого набора - на 93%. Расчеты показывают, что львиная доля вздорожания приходится не на производителей продукции, а на торговлю. И хотя к середине августа стоимость плодоовощной корзины украинских потребителей снизилась на 15,7%, это можно отнести скорее к сезонному удешевлению. В этих условиях оперативное введение в строй объекта, призванного исправить ситуацию, вполне оправданно.

Чтобы попасть на новый оптовый рынок, в указателях нет нужды. На околице Софиевской Борщаговки изрядная часть автомобилей с Окружной с недавних пор поворачивает на добротную дорогу, ведущую к оптовому рынку. Туда же заворачивают большинство маршруток с объясняющей надписью «Столичный». Вот уже несколько недель здесь в двух вступивших в строй павильонах (по 8 тыс. кв. м каждый) проходит торговля отечественной плодо­овощной продукцией. В третьем павильоне, предназначенном для реализации импортных продуктов питания в четырех десятках магазинов, строители завершают работы. На огромной площади в 140 га, где в ряде мест видны строительные краны, до 2014 года вступит в строй еще немало объектов.

- Нам было очень важно, - объясняет коммерческий директор рынка Вячеслав Забелин, - прежде всего запустить павильоны для продажи отечественной продукции, поспеть к пику сезона купли-продажи скоропортящейся продукции.

Уже за первых 10 дней, по его словам, сюда заехало более 37 тыс. автомашин. В первоначальный период было распродано овощей и фруктов более чем с тысячи автомашин. По словам Забелина, еженедельный прирост продаж увеличивается примерно на 20%. Масштабы рынка позволяют обеспечить торговыми местами всех желающих. К их услугам оборудованные весами и всем необходимым торговые места. Есть и лаборатории проверки качества. Если продавец не запасся соответствующими справками, то сможет проверить продукцию на соответствие требованиям на месте. Право проведения торговли в павильонах, каждый из которых может вместить три сотни автомобилей, оценивается в зависимости от размера транспортного средства - от 50 до 180 грн. за сутки. Плата за въезд на рынок автомобилей для закупок чисто символическая - 6 грн. Крупные производители сельхозпродукции имеют возможность на основе заключенных договоров получить услуги в рамках дистанционной продажи своей продукции с правом наблюдать и управлять процессом, корректируя цены на товар.

Большинство продавцов, не привыкших к комфорту, удовлетворены условиями для их пребывания на рынке. Хорошо воспринимается порядок, согласно которому оплата за въезд и торговое место дифференцируется в зависимости от грузоподъемности транспортного средства и места, которое оно занимает. Это дает возможность участвовать в оптовой торговле как крупным, так и мелким торговцам. Например, предприниматель из села Вербивка Винницкой области Сергей Козаченко за двое суток реализовал семь тонн ранних яблок. Заплатил за услуги 200 грн. Рассказывает, что раньше для реализации продукции приходилось неделями ездить по многим торговым площадкам, столичным дворам. Уже подумывал сменить занятие, но торговлей на новом рынке доволен, и сегодня же выезжает за новой партией товара. Словом, отзывы на условия торговли в «Столичном» в основном благожелательные. Особо отмечают торговцы бойкую торговлю в выходные дни.

Третий - не лишний

Но не все так однозначно. Фермер из Скадовского района Херсонской области Александр Иваненко, отдавая должное высокому уровню обслуживания, замечает однако, что устраивает его не все. Он же не отдыхать приехал на огромной фуре с арбузами, а торговать. Рассчитывал на скорую продажу оптом. И выставленная цена 1,2 грн. за килограмм арбузов, казалось, могла этому способствовать. Но быстрой торговли не вышло. Планировал провести на рынке сутки, от силы двое, а получилось в два раза больше. Только несколько раз посчастливилось продать арбузы сразу по две-три тонны, т.е. оптом. А львиную долю товара продавал в основном в розницу, по два-три арбуза. Потери от такой торговли значительные. Ведь за каждые сутки за пребывание большегрузной машины на площадке приходилось платить по 180 грн. Но, главное, потерял много времени, да еще в разгар сельскохозяйственных работ.

Фермеров и продавцов, томившихся в ожидании оптовых покупателей, было немало. Среди них и иностранцы. Группа продавцов из Туркменистана жаловалась, что вместо ожидаемых продаж оптовыми партиями приходится торговать среднеазиатскими деликатесами почти что… «по 100 грамм». Торговцам, рассчитывающим на оптовую торговлю, приходилось в основном обслуживать розничных покупателей. Такая неопределенность создает условия для вклинивания во взаимоотношения между производителями и оптовыми покупателями разного рода дельцов-посредников. Так, один из авторов этих строк сыграл роль оптового продавца, которому недосуг продавать товар мелкими партиями. Свои услуги сразу предложил черноглазый Артур. И тут же цену сложил: согласился закупить семь тонн лука по 1,8 грн. за килограмм. В то время как оптовая цена на рынке сложилась на гривню выше.

Ввод в эксплуатацию «Столичного» позволил многим киевлянам и жителям столичной области приобретать на нем по низким ценам овощи и фрукты. Нет сомнения, что число желающих здесь отовариться будет расти. Однако это обстоятельство угрожает тем, что оптовый рынок может превратиться в большой, но обычный розничный. Привлечь столько оптовых покупателей, чтобы привозимая продукция сразу же развозилась по всему столичному региону и становилась доступной во всех его микрорайонах, оказалось сложнее. В результате люди едут за десятки верст «киселя хлебать», а большегрузные автомашины со свежей продукцией вынуждены стоять по несколько суток в ожидании покупателей. Если бы не наплыв обычных, неторговых людей, в основном пенсионеров, которые пока что являются основными покупателями, то оптовым реализаторам «Столичного» пришлось бы худо.

Выполнение одной из главных задач оптового рынка - снижение цен в рознице - еще далеко от реальности. Дело в том, что за время отсутствия налаженной оптовой торговли в стране сложилась специфическая, во многом теневая система заготовок и реализации плодоовощной продукции. С появлением «Столичного» она не исчезла и, похоже, исчезать не собирается. Факты говорят сами за себя. Большинство собственников плодоовощных магазинов, киосков, ларьков Киева с открытием «Столичного», судя по весьма скромным объемам оптовых закупок на нем, не кинулись закупать свежую и довольно дешевую продукцию, а продолжают торговать дорогими и часто уже не свежими овощами и фруктами, поставляя их в основном «из своих источников». Выходит, чтобы торговлю сделать цивилизованной, мало вводить в действие современные оптовые рынки. Для полной отдачи вложений необходимо модернизировать, осовременить розничную торговлю, сделать ее прозрачной, менее подверженной спекулятивной составляющей.

Кто кому мешает?

Похоже, что новоявленные столичные оптовики, натолкнувшись на первые трудности и не вполне осознавая их происхождение, усмотрели главную причину нехватки оптовых покупателей в работе коллег по бизнесу. Дело в том, что на околице столицы, на Троещине, работает оптовый рынок плодоовощной продукции «Фермер». Ни по масштабу (занимает всего несколько га), ни по оснащению он несравним со «Столичным». Его услугами пользуются многие фермеры и торговцы не только из Киевской области, но и из соседних регионов, немало предпринимателей столицы. И на торговлю плодоовощной продукцией в Деснянском районе, где он расположен, его влияние ощутимо. Недаром на Троещине, особенно в микрорайонах, примыкающих к «Фермеру», розничные цены на овощи и фрукты намного ниже, чем в других районах столицы.

Казалось бы, наличие в столичном регионе двух оптовых рынков сельхозпродукции - крупного многопрофильного и небольшого, скорее районного масштаба, должно бы радовать как представителей власти, так и новоявленных оптовиков. Как-никак есть возможность для сравнения и анализа результатов деятельности, обмена опытом, особенно в столь остром вопросе, как разграничение и гармонизация оптовой и розничной торговли. Но… для торговцев и посетителей троещинского рынка после введения в эксплуатацию «Столичного» наступили сложные времена. Даже работники ГАИ именно в «переходный» период почему-то так «регулировали» движение, что фуры с плодоовощной продукцией, по привычке направляющиеся на «Фермер», попадали на… «Столичный». Активизировались в своих претензиях пожарные и другие контролирующие службы. А на площадку, где обычно останавливались большегрузные автомашины, прибывающие на троещинский рынок, предъявила права одна из коммерческих структур.

Некоторые же чиновники в открытую заговорили о том, что с пуском «Столичного» «Фермер» городу уже не нужен, и его необходимо или закрыть, или перепрофилировать в обычный рынок.

С мешком - за оптом

У обоих оптовых рынков, по существу, общая беда. Несмотря на обилие желающих отовариться и тут, и там, надолго «застревает» немало оптовых продавцов, которые не могут сбыть свежие, хорошего качества недорогие овощи и фрукты. Предпринимателя из Кривого Озера Николаевской области Тамару Васильевну мы застали на троещинском оптовом рынке. Она вторые сутки не могла продать оптом закупленные у земляков семь тонн ранних яблок отличного качества. Рассказала невеселую историю: сначала завезла товар в «Столичный», но там крупными партиями его никто не брал. За весь день продала всего несколько ящиков яблок. Теперь второй день ждет не дождется оптового покупателя на «Фермере».

Пока оптовики воюют между собой, привлекая на помощь группы влияния, владельцы тысяч раскладок, киосков, магазинов, заполонивших Киев, продолжают свое привычное дело: взвинтив цены на овощи и фрукты, опустошают кошельки потребителей. Делать оптовые закупки ни во вновь открытом «Столичном», ни в давно работающем «Фермере» они не спешат. Предпочитают отработанные схемы. После посещения двух оптовых рынков, где арбузы (причем свежие, как и все остальное) продавались по 1,2-1,4 грн. за кг, помидоры - 2,5-3,5 грн., картофель - 3-4 грн., лук - 2,8-3,5 грн., странно было видеть ценники на ту же продукцию, но уже не первой свежести, соответственно 2-2,5 грн., 4,5-6,5 грн., 5-7 грн., 4,5-6,5 грн. Как видим, розничные цены отличаются от оптовых не на 25-30%, как следовало бы, а в разы.

Учитывая, что в осуществляемом на основе государственно-частного партнерства создании современных оптовых рынков, включая «Столичный», участвуют крупные, приближенные к нынешней власти бизнесмены, а троещинский «Фермер» принадлежит предпринимателям районного масштаба, исход зарождающегося конфликта нетрудно предугадать. Если, конечно, не придет понимание того, что ликвидацией конкурента делу не поможешь. Эффективная оптовая торговля сельхозпродуктами, которой так жаждут производители, возможна лишь при прозрачной, четко налаженной рознице. Чтобы люди могли закупать продукцию по сходной цене по месту жительства, а не штурмовать с мешками оптовый рынок.