UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рейтинг для добросовестных

В нынешнем году состоится уже третий ежегодный Всеукраинский рейтинг "Добросовестные налогоплательщики-2012". Среди критериев конкурса - сухие цифры, характеризующие долю уплаченных налогов, заработной платы и благотворительных расходов в доходах компании-участника за 2012 г.

Автор: Ольга Рогоза

Деньги, деньги, деньги... Впрочем, существует и моральный фактор, не менее важный, чем материальный. Не случайно в цивилизованном капиталистическом мире уже давно прижилась система оценки деятельности бизнеса не только по печально известному "валу". Составляются рейтинги и проводятся конкурсы по целому ряду параметров, позволяющих оценить не только и не столько абсолютные показатели деятельности компании, а прежде всего качество построения самого бизнеса и его отношения с обществом. Поэтому размер компании или котировки ее акций на биржах в этом случае не имеют решающего значения. Следовательно, есть возможность показать себя обществу не только крупным компаниям, но и средним. В частности, таким рейтингованием в Украине занимается Ассоциация налогоплательщиков.

В нынешнем году состоится уже третий ежегодный Всеукраинский рейтинг "Добросовестные налогоплательщики-2012". Среди критериев конкурса - сухие цифры, характеризующие долю уплаченных налогов, заработной платы и благотворительных расходов в доходах компании-участника за 2012 г. Кроме этого, оцениваются налоговая дисциплина, средняя зарплата штатных работников и количество официально трудоустроенных. Как видим, перечисленные критерии оценки деятельности бизнеса значительно серьезнее одномерных характеристик, которые компании обычно открыто демонстрируют обществу в своих отчетах, - наподобие объема благотворительных расходов или размера уплаченных налогов.

Чтобы уровнять шансы бизнеса разных размеров и секторов экономики в конкурсе, выделили 11 отраслевых номинаций. Причем в каждой из них отдельно соревнуются малые, средние и крупные предприятия. Кроме этого, рейтингование будет проводиться в два тура. Первый из них является отборочным и будет проходить в регионах. Региональные туры конкурса продлятся с 4 февраля по 11 марта. Победители всеукраинского рейтинга станут известны в мае. Участие в обоих турах бесплатное для участников и финансируется за средства Ассоциации налогоплательщиков Украины (АНПУ) и ее партнеров.

Интересно, что в структуре победителей всеукраинского рейтинга 2010–2011 гг. не доминировали киевские, донецкие или, например, днепропетровские компании. А преобладали предприятия из областей средней зажиточности: Львовской, Харьковской или приморских. По мнению президента АНПУ Валентины Арбузовой, это подтверждает объективность конкурса. "Если применить объективные финансовые критерии, становится понятно, что главное - это идеология бизнеса, а не его рынок. Если ты настроен честно работать с государством и персоналом, это можно делать везде", - подчеркивает она.

Впрочем, донкихотская риторика Ассоциации налогоплательщиков Украины имеет экономический смысл. В условиях затяжного, а точнее, нового мирового кризиса Украина стала аутсайдером на мировом рынке внешних инвестиций. Иностранцы не спешат вкладывать свои миллиарды в наши бизнес-проекты. Причин этой непривлекательности Украины немало. "Напрашивается вывод: главными инвесторами в Украину в ближайшие годы будут украинский капитал и государство, заинтересованные в крупных инфраструктурных проектах наподобие Евро-2020, Олимпиады или Евробаскета", - отмечает Сергей Бубка, член Высшей рейтинговой комиссии конкурса "Добросовестные налогоплательщики-2012" и президент Национального олимпийского комитета.

По мнению экспертов Ассоциации налогоплательщиков Украины, добросовестность предпринимателя в налоговых обязательствах является одним из ключевых факторов инвестпривлекательности его бизнеса. "Именно так, - подчеркивает президент АНПУ, - если бизнесмен выполнил свои обязательства перед государством, он вправе требовать от него достойного, даже особого отношения". Ассоциация налогоплательщиков фактически открытым текстом призывает предпринимателей использовать участие в конкурсе для лоббирования своих проектов и решения споров с властью.

Международные партнеры ассоциации одобряют инициативу такого конкурса в Украине. "АНПУ оказывает очень хорошую услугу государству, инициируя такие проекты. Поэтому, надеюсь, государство благодарно и тем, кто получает такую награду", - отмечает Скотт Хенниг,
вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Канады. Кстати, прошлогодняя торжественная церемония награждения добросовестных налогоплательщиков совпала с международной конференцией Всемирной ассоциации налогоплательщиков. По приглашению АНПУ в Киев приехали представители 22 стран мира.

Украинские предприятия международного масштаба пока не попадают в мировые рейтинги социально ответственных компаний (где прозрачность и отношение к персоналу - одни из главнейших критериев). Например, в рейтинг KLD 400 Social Index Лондонской биржи FTSE или в Calvert Social Index Нью-Йоркской биржи.

Но это не означает, что остается только сидеть сложа руки. Организаторы всеукраинского рейтинга уверены, что вскоре он станет "отборочным туром" для отечественных компаний, готовых в будущем появиться в престижных международных биржевых рейтингах. "Инвесторы ищут стабильности и предсказуемости. И знать, что основные правила закона выполняются большинством представителей бизнес-среды и это публично доказано, - очень важно для развития бизнеса в вашем государстве", - подчеркивает Скотт Хенниг.

По мнению независимых специалистов, участие в конкурсе "Добросовестные налогоплательщики" должно способствовать повышению прозрачности и легальности отечественного бизнеса. Ведь не секрет, что Украина ежегодно занимает все более низкие места в международных бизнес-рейтингах Doing Business и Transparency Index. Следует обратить внимание, что среди десятка критериев этих рейтингов есть и оценка деятельности частного бизнеса. А именно - массового уклонения от налогообложения и "конвертных" зарплат...

Блиц-интервью

Александр РАДЧЕНКО: "Статус победителя возлагает на нас прежде всего ответственность"

В прошлом году в региональном туре конкурса по Киеву в категории "Добросовестный налогоплательщик в медицинской отрасли" победила "Аврора" - известная частная клиника, обеспечивающая инвалидов слуховыми аппаратами. Директор фирмы Александр Радченко был скромным по поводу своих достижений, но и от критики в адрес государства не удержался.

- Почему ваша фирма решила соревноваться в рейтинге "Добросовестные налогоплательщики"?

- Какого-то особого решения посоревноваться не было. Мы понятия не имели, кто еще принимает участие. Просто добросовестно выполняли обязательства перед государством, всегда оформляли работников официально. Поэтому, узнав об этом конкурсе, подали заявку на всякий случай. И вот победили.

- Какие преимущества вашему бизнесу дает победа в конкурсе?

- Мы еще об этом не думали. Но уже понятно, что статус победителя возлагает на нас ответственность - и в дальнейшем держать марку.

- Как вы можете охарактеризовать налогово-регуляторный режим в Украине конкретно для медицинского бизнеса?

- Сейчас нет замечаний к ставкам и порядку начисления налогов. Хотя в позапрошлом году были вопросы к налогу на прибыль. А вот администрирование налогов очень обременяет. Необходимо уменьшить и упростить налоговую отчетность. Надеюсь, Ассоциация налогоплательщиков Украины активизирует работу с налоговиками, чтобы эти проблемы решить.

- Что вас больше всего беспокоит в налоговой сфере?

- Наша фирма обслуживает инвалидов по слуху, которые освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость при покупке протезного оборудования (в этом случае - слуховых аппаратов). Именно эти льготы позволяют людям получать без очереди качественную помощь на современном импортном оборудовании. Поэтому никакие планы по увеличению бюджетных доходов не должны коснуться инвалидов.