В 2008 году основной индикатор украинского фондового рынка — индекс ПФТС — потерял по состоянию на 24 сентября 781 пункт, или 66,5%. Сентябрьский обвал цен на акции на 35% является худшим результатом за всю историю украинского фондового рынка.
На первый взгляд, ситуация на фондовом рынке касается сравнительно небольшого количества украинцев, но через три-четыре месяца волна может докатиться и до большинства наших сограждан. Приведет ли это к социальному кризису и массовому недовольству, предсказать, конечно, трудно, но разочарования будут точно. Кризис ликвидности и потеря капитализации отечественными предприятиями может привести к замораживанию роста зарплат и пенсий и к потере темпов развития украинской промышленности и экономики в целом. И это еще далеко не самый пессимистический сценарий развития событий.
Мировой кризис
Подобных потрясений на мировых финансовых рынках не наблюдалось со времен Великой депрессии. Америка продолжает оставаться источником финансовых катаклизмов. К настоящему времени из пяти крупнейших частных инвестиционных банков США осталось всего два — Goldman Sachs и Morgan Stanley. Банкротство четвертого по величине американского инвестиционного банка Lehman Brothers и поглощение третьего по капитализации инвестиционного гиганта Merrill Lynch & Co. избавили инвесторов от иллюзии, что мировой финансовый кризис удастся разрешить малой кровью.
На прошлой неделе министерство финансов США предложило беспрецедентные меры для стабилизации финансового рынка страны, парализованного неликвидными ипотечными активами. Правительство намерено выкупать «плохие» активы, связанные с ипотекой, у финансовых компаний, «штаб-квартира которых расположена в Соединенных Штатах». Программа по «очищению» рынка от рискованных инструментов будет действовать в течение двух лет. Министерство финансов США просит у конгресса на эти цели 700 млрд.
долл., хотя для этого необходимо увеличить потолок госдолга США с 10,6 трлн. долл. до 11,3 трлн. долл.
Российское руководство также обеспокоилось ситуацией с ликвидностью на рынке и в срочном порядке приняло решение оказать помощь крупнейшим российским банкам, прежде всего тем, которые выдают кредиты под покупку ценных бумаг. Предусматривается возможность использования денежных средств в объеме до 0,5 трлн. рублей на поддержку стабильности фондового рынка, в том числе 250 млрд. рублей зарезервировать непосредственно в бюджете.
Медвежьи услуги
В то время как российское правительство принимало экстренные меры по спасению своего фондового рынка, а американское правительство заявляло о готовности потратить на оздоровление своего финансового рынка сумму, достаточную для победы над голодом в странах Африки, Азии и Латинской Америке, президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко обвиняли друг друга в предательстве и умственной отсталости.
В результате акции украинских предприятий оказались самыми уязвимыми бумагами в мире, продемонстрировав сомнительный мировой рекорд по темпам их обесценивания. Весомыми причинами столь болезненной реакции рынка стали политическая неопределенность и сильная зависимость от иностранных инвесторов, поддерживавших наш рынок последние годы. Разрастающийся мировой финансовый кризис заставил иностранных инвесторов активно выходить с развивающихся рынков. А специфика нашего рынка состоит в том, что купить бумаги намного проще, чем их потом сбыть, — внутренний инвестор у нас практически отсутствует, и продать большой объем акций просто некому. В результате предложение у нас в разы перекрывало спрос, соответственно произошло столь глубокое падение рынка.
Кроме того, массовый исход с украинского фондового рынка иностранцев открыл широкие возможности перед отечественными спекулянтами. Они стали играть на коротких продажах, провоцируя быстрое снижение котировок, чтобы во время максимального падения откупить необходимые бумаги по более низким ценам и заработать на разнице. То, что при этом реально страдали конкретные предприятия и украинская экономика в целом, многих фондовых игроков не особо беспокоило. Вкус сиюминутной прибыли заставлял забыть и о совести, тем более — о патриотизме.
Сегодня медвежья стратегия начинает уже себя исчерпывать. Каких-либо реальных заработков при существующих торговых оборотах и крайне низких ценах спекулянты уже не получают. Все меньше желающих продавать по таким низким ценам, поэтому продавливать рынок вниз становится все сложнее.
Курсовой доход и прочие «лакомства»
Следует отметить, что бездеятельность власти и спекулятивные игры были не единственными факторами, ускоряющими темпы падения украинского рынка бумаг. Проблемы в финансовой системе Украины начались задолго до того, как рухнули мировые биржи. Иностранцы стали избавляться от украинских ценных бумаг не вчера, а сразу же после укрепления гривни, то есть еще весной. Закрывая позиции при крепкой гривне, иностранцы получали дополнительный курсовой доход, подчас превышающий биржевую прибыль.
Кроме того, в августе на наш рынок давил не только мировой финансовый кризис, но и военный конфликт между Россией и Грузией, негативно повлиявший на российские фондовые индексы и, опосредованно, на наши.
На стоимости украинских акций отрицательно сказалась и публикация финансовой отчетности за I полугодие многих крупных отечественных предприятий: результаты оказались хуже ожидаемых. В частности, существенное ухудшение финрезультатов «Азовстали» и Енакиевского метзавода (в I полугодии они снизили доналоговую прибыль соответственно на 34,7% и 23,6%) послужило сигналом к распродаже акций этих компаний. В августе котировки «Азовстали» и Енакиевcкого метзавода упали на 27% и 25% соответственно.
Стабильно дешевели и акции украинских банков. После краха американских финансовых гигантов западные инвесторы в принципе опасаются вкладывать деньги в акции любых банков, в т. ч. украинских. С начала года на нашем рынке существенно подешевели бумаги Укрсоцбанка (-62%), Райффайзен Банка Аваль (-52%). Существенно потеряли в цене и акции предприятий горно-металлургического комплекса. Прежде всего — из-за снижения цен на металл на мировых рынках, отсутствия заказов в среднесрочной перспективе. А также из-за осложнения торговых отношений с Россией, закрывающей свой рынок для нашей продукции и ограничивающей поставки коксующегося угля на украинские меткомбинаты. Цены на металл упали из-за экспансии Китая на этом рынке.
Светлое будущее и туманные перспективы
Ценовой провал должен был бы подтолкнуть крупных и средних национальных фондовых игроков значительно активизировать работу по привлечению на украинский фондовый рынок внутренних и внешних инвестиций для покупки акций по бросовым ценам под среднесрочные и долгосрочные стратегии. Однако в настоящее время это достаточно сложно реализовать — частные инвесторы в массовом порядке покидают фондовые рынки даже в развитых экономиках, а западные инвестиционные фонды, сами испытывающие острый дефицит ликвидности, до конца года скорее всего не станут входить в высоко рисковые украинские бумаги.
Несколько улучшить ситуацию могло бы вмешательство правительства и Нацбанка, однако никаких конкретных признаков их озабоченности кризисом пока не наблюдается. Таким образом, переломить ситуацию смогут опять же лишь иностранные инвесторы, которые сегодня заняли выжидательную позицию. По информации экспертов, они не выходят на ПФТС с покупками, но и не выводят деньги со счетов в украинских банках. Большинство украинских управляющих компаний в ближайшие несколько месяцев, по-видимому, также займут выжидательную позицию и вернутся на рынок в качестве покупателей акций уже тогда, когда на мировые рынки начнет возвращаться массовый инвестор, а Украина вновь станет интересна для нерезидентов как один из самых недооцененных рынков.
Если говорить о перспективе в полгода-год, то нас, вероятнее всего, ожидает застой. А вот долгосрочно (два—пять лет) мы обречены на успех. Это не вызывает сомнений.