UA / RU
Поддержать ZN.ua

Производство восстанавливается, но малому бизнесу до сих пор тяжело

Бизнес постепенно адаптируется к войне

Авторы: Евгений Ангел, Оксана Кузякив, Ирина Федец

Несмотря на полномасштабное российское вторжение, ожидания украинского бизнеса в краткосрочной перспективе остаются оптимистичными. Бизнес постепенно адаптируется к работе в условиях войны. Таковы основные результаты второго ежемесячного опроса предприятий, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций в июне 2022 года.

Объемы производства: резкое падение, медленное восстановление

Начало полномасштабного российского вторжения стало настоящим вызовом для украинского бизнеса. Если одни компании столкнулись только с разрывом цепей поставок, нехваткой топлива или уменьшением спроса, то другие пострадали от повреждения имущества или же были вынуждены начать продолжительный процесс релокации производственных мощностей.

Результаты опроса свидетельствуют, что большая часть предприятий (в частности промышленных) сократили объемы производства или вообще закрылись (см. рис. 1). В июне почти 8% предприятий сообщили, что прекратили свою деятельность в течение войны. Это приблизительно на уровне мая (10%), что подтверждает медленное восстановление производства среди бизнесов, полностью прекращавших работу. Больше всего страдает микробизнес, среди которого самая большая доля неработающих бизнесов (16% в июне против 18% в мае). Вместе с тем среди крупных предприятий, у которых больше возможностей для преодоления кризисных ситуаций, всего 1% «неактивных».

В противовес этому в июне 12% опрошенных работают на 100 и больше процентов по сравнению с довоенными объемами (15% в мае). Почти вдвое выросла доля предприятий, работающих почти на полных объемах производства (на 75–99% от довоенных масштабов), — с 17% в мае до 30% в июне. Видим более быстрое восстановление объемов производства среди части опрошенных предприятий.

Читайте также: Как украинцам получить безвозвратные средства на открытие бизнеса: условия программы "єРабота"

Оптимизм в краткосрочной перспективе — производственные ожидания

Производственные планы предприятий на ближайшие три месяца довольно оптимистичны. Доля предприятий, где планируется рост производства, даже несколько увеличилась — с 32,2% в мае до 37,7% в июне (см. рис. 2). При этом доля тех, кто планирует уменьшить производство, снизилась с 17,9 до 14,0%.

Больше всего «оптимистов» среди малых предприятий, где ожидают рост производства аж 42,4% опрошенных, а уменьшение — всего 7,6%. Но, например, среди микропредприятий негативные ожидания — у целых 25% опрошенных. Вместе с тем у крупных предприятий самая низкая доля положительных ожиданий (32,9%).

Читайте также: Как бизнесу подготовиться к возмещению убытков от действий агрессора

Оптимизм в длительной перспективе — экономическая среда, конъюнктура и ситуация на предприятии

Оценки бизнесом деловой среды низкие, но они улучшаются (см. рис. 3). Если в мае общее экономическое положение оценивали как плохое 60,7% опрошенных, то в июне — уже 49,1%. Также с 34,6 до 46,2% увеличилась доля тех, кто считает, что общеэкономическая среда удовлетворительная. Но доля положительных оценок не изменилась и составляет 4,7%.

Прогнозы на будущие шесть месяцев были оптимистичными и в прошлом, но в этом месяце стали еще лучше. Процент «оптимистов» увеличился с 38,7 до 46,1%, тогда как процент «пессимистов» уменьшился с 35,9 до 28,8. При этом не ожидают изменений 25,4% опрошенных.

Параллельно улучшились ожидания относительно финансово-экономической ситуации на предприятии на следующие шесть месяцев (см. рис. 4). Здесь доля «оптимистов» увеличилась с 40 до 44,4%, в то время как доля «пессимистов» почти не изменилась — 30,6 против 29,6%.

Читайте также: Правительство объявило о постепенном снижении налоговой нагрузки на бизнес с 45 до 20 процентов

Оптимизм повышается, но неопределенность остается

Неопределенность в долгосрочной перспективе остается проблемой для бизнеса. Доли опрошенных, которые не смогли дать прогноз по изменениям финансово-экономической ситуации на предприятии (43,3%) и общеэкономической ситуации (43,6%) в перспективе на полгода, продолжают оставаться довольно высокими.

Уровень неопределенности и ее динамика зависят от размера предприятий. Здесь мы наблюдаем интересную ситуацию, поскольку согласно результатам наших двадцатилетних наблюдений в ежеквартальных опросах именно малый бизнес обычно сталкивается с более высоким уровнем неопределенности. Во время войны ситуация изменилась. Доля тех, кто не мог определиться, что будет через шесть месяцев, повышается именно с ростом размера предприятия. Доля микропредприятий, которые не смогли дать прогноз относительно изменений общеэкономической среды на шесть месяцев, сократилась с 56,3% в мае до 34,6% в июне. Но доля крупных «неопределенных» предприятий уменьшилась только с 50,7 до 45,8% опрошенных.

Важно подчеркнуть, что в более краткосрочной перспективе неопределенность существенно уменьшилась для предприятий всех размеров. Доля опрошенных, которые не могли дать прогноз об изменении отдельных показателей деятельности в трехмесячной перспективе, сократилась втрое. Это касается всех показателей, кроме экспорта. Для экспорта доля тех, кто не мог определиться, уменьшилась всего на 5,5 процентного пункта.

Бизнес постепенно восстанавливает экспортную деятельность

Война стала серьезным препятствием для внешнеэкономической деятельности. 40% опрошенных экспортеров прекратили экспорт после 24 февраля 2022 года и по состоянию на июнь не смогли его возобновить (см. рис. 5). При этом доля таких предприятий сократилась: в предыдущем месяце она составляла 47%. Но предприятия работают над восстановлением экспорта. Доля предприятий, прекращавших экспорт, но восстановивших его, выросла с 9 до 20%.

Во время войны микро- и малый бизнес больше страдают от новых проблем и вызовов. В частности, прекратили экспорт и не смогли его восстановить целых 62% микро- и 43% малых предприятий, но при этом 35% среднего и 37% крупного бизнеса. Для сравнения, в мае негативное влияние войны больше ощущалось в целом всем сектором МСП (65% малых и 51% средних предприятий против 33% крупных в мае). Малый и средний бизнес в конце весны смог частично сократить разрыв и восстановить экспорт.

Чего ожидает бизнес? Главные шаги и перемены

Украинский бизнес, как и вся страна, ждет победы и завершения войны, которые позволят вернуться к мирному ритму жизни. 90% опрошенных считают, что наилучшим образом на положение их бизнеса может повлиять окончание войны (см. рис. 6). Каждый второй представитель бизнеса ждет деоккупации территорий Украины (51%). Окончание войны является главнейшим приоритетом для бизнеса разных размеров.

Решения топливного кризиса ожидают 40% участников опроса, — оно вышло на третью ступень в рейтинге потребностей. Следующими по важности шагами, по мнению предприятий, являются снижение налогов и акцизов (35%), получение государственных заказов (28%) и упрощение законодательных требований (26%). Бизнес и раньше поддерживал эти шаги, но они еще больше актуализировались во время войны.

Традиционно потребности отличаются для предприятий разного размера. Микробизнес уделяет большее, чем другие предприятия, внимание уменьшению коррупции: этого ожидают 33% микропредприятий, тогда как среди остальных групп бизнеса по размеру эта доля не превышает 26%. Потребность в доступных кредитах также более остро стоит перед бизнесом меньших размеров: если среди крупных предприятий таких кредитов ожидают 16%, то среди средних — уже 20%, среди малых — 28%, а в микробизнесе больше всего — 33% предприятий.

 

Об опросе. Для быстрого сбора информации о текущем состоянии экономики на уровне предприятий (прежде всего производственных) ИЭИПК начал ежемесячный опрос предприятий. Методология разработана для оценки ситуации с «базового уровня» — суждений и ожиданий основных экономических агентов — предпринимателей и руководителей предприятий. Полевой этап второго ежемесячного опроса состоялся 31 мая — 10 июня 2022 года. Статья подготовлена в рамках реализации проекта «За прозрачную и честную таможню», который финансируется Европейским Союзом и софинансируется МБФ «Відродження» и Atlas Network.