UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогноз 2022: Что даст Украине е-резидентство?

Плюсы, минусы, подводные камни

Автор: Елена Болтушкина

Если по-простому, электронные резиденты (е-резиденты) — это иностранцы, которым уже в 2022 году не нужно будет ни получать гражданство Украины, ни даже появляться здесь, чтобы официально стать физлицами-предпринимателями (пока только в сфере ІТ) и платить налоги в Украине.

Е-резидентство придумали и запустили в 2014 году эстонцы, открыв миру доступ к удобной, надежной и отлаженной инфраструктуре своего е-государства. Эстония цифровизовалась одной из первых в мире, выстроила понятные и прозрачные государственные процессы и не покидает топы мировых рейтингов экономической свободы и удобства ведения бизнеса. Эстонская налоговая система восьмой год подряд остается самой конкурентоспособной в мире. По состоянию на декабрь 2021 года, уже более 87 тысяч е-резидентов из более 170 стран мира влили в бюджет Эстонии больше 80 млн евро.

Наше Минцифры продвигает украинский проект е-резидентства, ссылаясь на эстонский успех. Прогнозы для Украины, впрочем, звучат такие: к концу 2022 года ожидают до трех тысяч е-ФОПов III-й группы (главным образом, фрилансеров из Индии, Пакистана, Китая, Бангладеша и Филиппин) и 1,5 млн долл. поступлений в бюджет. На чем основан ожидаемый экономический эффект, не говорят.

Зато амбициозный пиар присутствует в полной мере: «Украина в смартфоне» завоевывает мир простыми решениями для миллионов граждан Земли. Только политические заклинания и фактический проект изменений в законодательство, уже прошедших первое чтение в парламенте, пока не очень созвучны.

Ко второму чтению законопроект №5270 об экспериментальном налоговом режиме для е-резидентов существенно дорабатывают, так что уверенно сказать, на что же будет похоже украинское е-резидентство, пока нельзя. Готовый ко второму чтению законопроект, по словам его автора, первого замглавы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослава Железняка, есть шансы увидеть уже в январе. А пока мы можем присмотреться к уже известным важным подробностям.

Плюсы

Минусы

«Е-резидентство в Эстонии построено уже поверх эффективно работающей остальной инфраструктуры: судов, налоговой инспекции», — объясняет гражданин Украины и эстонский е-бизнесмен Константин Клягин, чья компания разрабатывает, в том числе цифровые решения для европейских государственных сервисов. Он рассказывает, что за время работы с Эстонией к нему не приходили с проверками из налоговой, но, например, звонили уточнить, когда ему нужна услуга, чтобы успеть ее предоставить: «Такая вот инвест-няня — просто обычный сотрудник налоговой». Украинская же налоговая шлет сотрудников по месту регистрации с требованием явиться к ним без объяснения причин: «Я говорю: не приду. Давайте вы будете, как цивилизованные люди, писать мне письма, а я буду реагировать на них со своим юристом. Каждый поход к вам открывает окно коррупции, давайте не будем этого делать. И такое случается где-то раз в год. В Эстонии такого нет».

Аналогичная ситуация и с украинской юрисдикцией: урегулировать споры в стране, где судам доверяют меньше, чем газетам страны-агрессора, а коррупционные скандалы с участием высших чинов судебной власти не сходят с телеэкранов, — сомнительный стимул.

При этом сайт-визитка электронного резидентства Минцифры обещает е-ФОПам дружественную налоговую (вот здесь обычным ФОПам может стать обидно). А буквально следующей строкой — «личного менеджера от правительства» для взаимодействия с госорганами. Настолько все «дружественно», что без помощи каждому е-резиденту не обойтись.

С аналогичными вызовами столкнется и Украина, но мы хотя бы предупреждены. То есть у нас есть шанс найти системное решение на старте, а не после того, как мошенничество с украинской е-идентификацией нивелирует все положительные пиар-эффекты.

Подводные камни

Среди них — наделение госпредприятия «Дія», администратора портала «Дія» множеством полномочий в налоговой сфере, хотя оно не является субъектом налоговых правоотношений. Например, в законопроекте заложено, что «контролирующие органы имеют право обратиться с письменным запросом к администратору о предоставлении в порядке, определенном этим подразделом, информации об объеме и движении средств на счетах е-резидентов-предпринимателей и другой информации и/или документов, связанных с начислением и уплатой налогов, сборов, платежей и/или погашением налогового долга таких е-резидентов-предпринимателей». При таком подходе администратор получает доступ к налоговой и банковской информации. Еще и без обязанности не разглашать информацию, которая по сути имеет конфиденциальный характер.

К слову, по данным эстонского госконтроля, доходы от программы электронного резидентства в Эстонии начали превышать расходы к концу первых пяти лет работы.

Теперь слово за парламентом. О том, насколько привлекательным для е-резидентов и выгодным для Украины выйдет проект электронного резидентства, можно будет судить после доработки и принятия законопроекта. Пока надеемся, что ко второму чтению его хотя бы разминируют.

Точно прогнозировать можно только одно: пиара будет больше, чем экономического эффекта. Интрига эксперимента заключается только в том, насколько.

Больше статей Елены Болтушкиной читайте по ссылке.