Автомобилестроение переживает не лучшие времена. По данным ассоциации "Укравтопром", в мае отечественные заводы произвели чуть более 560 автомобилей - на 88% меньше, чем в мае 2014-го. Это едва ли не худший показатель за последнее десятилетие. Но даже в этой ситуации находятся участники рынка, которые активно препятствуют привлечению в страну инвестиций, создавая ей имидж "дикого поля".
Учредитель компании "Атолл Холдинг" (владеет заводом "Еврокар" в Закарпатье, где собирают автомобили Skoda) и председатель Федерации работодателей автомобилестроительной отрасли Олег Боярин сразу в нескольких интервью обвинил правительство - мол, оно не предпринимает никаких шагов для проведения реформ, не привлекает инвесторов и вообще ведет страну к экономической и социальной катастрофе. По его словам, негативный эффект для автомобильной отрасли имели не только подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и потеря российского рынка, но и шаги Кабмина по пересмотру уровня пошлин и акцизов внутри страны.
Такие заявления представителя партнера крупного европейского автоконцерна SKODA Auto можно было бы воспринимать как конструктивную критику крупного игрока рынка, ориентированного на создание рабочих мест, уплату налогов и выполнение всех обязательств перед контрагентами независимо от сложной ситуации в экономике. Но только если бы сам Олег Боярин, а точнее подконтрольные ему компании, не способствовали ситуации, из-за которой инвесторы отворачиваются от отечественного автопрома. Речь о подконтрольной Боярину компании "Евро Лизинг", входящей в группу "Атолл Холдинг".
Это сегодня "Еврокар" находится на грани выживания. По данным Ассоциации "Укравтопром", в мае компания не выпустила с конвейера ни одного автомобиля, хотя еще несколько месяцев назад торжественно объявляла о принятии на вооружение очередной новинки от SKODA Auto. Зато в течение последних предкризисных лет предприятие, как и весь "Атолл Холдинг", чувствовало себя достаточно неплохо, регулярно занимая лидерские позиции по продажам легковых авто. "Евро Лизинг" также прочно стоял на ногах.
Именно поэтому появление в июле 2013 г., то есть еще в "дореволюционный" период, новости об уходе "Евро Лизинга" с рынка стало для его участников неожиданностью. Явных причин сворачивания бизнеса ни в "Атолл Холдинге", ни в "Еврокаре" тогда не объясняли. Уйти собирались красиво, честно распродав активы другим участникам рынка.
Но осенью что-то пошло не так. С октября 2013 г. компания "Евро Лизинг" пребывает в процессе банкротства. Согласно данным Единого реестра судебных решений, процедуру инициировало ООО "Автоцентр Киев", поскольку лизинговая компания якобы не смогла выплатить этому обществу долг в сумме 478 тыс. грн. При этом еще до начала судебного процесса "Евро Лизинг" передал "Автоцентру" ряд жилых и нежилых помещений в Киеве и в Крыму.
Банкротство "Евро Лизинга" позволит руководству компании избавиться от многомиллионных долгов, платить по которым в кризис у него, по всей видимости, нет желания. Но история процесса, судя по всему, имеет все признаки фиктивного банкротства. По данным Единого реестра юрлиц, конечным бенефициаром "Автоцентра Киев" является тот же О.Боярин. То есть фактически речь идет о споре двух родственных структур. Еще один признак спланированного характера происходящего - скоропостижный переезд "Евро Лизинга" (смена юридического адреса) из Киева в Хмельницкий в канун возбуждения дела о банкротстве. Соответственно, дело рассматривалось в Хозяйственном суде Хмельницкой области.
Кредиторы компании-банкрота - преимущественно крупные коммерческие банки с европейским капиталом (Укрсиббанк, УниКредит Банк, Райффайзенбанк Аваль, ПУМБ) - решили банкротство не оспаривать и сформировали комитет кредиторов, направив свои требования арбитражному управляющему. По оценкам самих банкиров, общая сумма задолженности "Евро Лизинга" на день объявления о процедуре банкротства составляла порядка 200 млн грн.
Ситуация не выходила за рамки будничного корпоративного спора до момента, пока не стали выявляться дополнительные малоприятные обстоятельства дела. Суть в том, что в залоге у банков находились около 500 авто, которые компания также передавала в лизинг клиентам. По условиям договора, никаких действий по отчуждению машин без согласования с кредитором производиться не должно. В то же время, в процессе рассмотрения дела было установлено, что из 500 авто на учете в ГАИ осталось только 128. При этом физическое их местонахождение - как, впрочем, и снятых с учета автомобилей - сегодня выяснить не представляется возможным.
По факту растраты имущества, переданного в залог банку, управлением МВД в Хмельницкой области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 388 УК, которая предусматривает штраф, исправительные работы или ограничение свободы на срок до двух лет.
Кроме автомобилей, в залоге банков также находились права требования по лизинговым договорам. Однако в большинстве случаев все они были выполнены клиентами компании, поэтому на сегодня не представляют ценности. А вот по третьему элементу - залогу поручительства "Атолл Холдинга" - заемщики, видимо, решили пойти на хитрость. Когда после начала банкротства "Евро Лизинга" "Укрсоцбанк" обратился в суд, чтобы взыскать долг с поручителя, в "Атолл Холдинге" начали апеллировать к якобы закончившемуся договору поручительства. Мол, формально, стороны не договорились о его конечных сроках, поэтому, согласно законодательству, поручительство должно прекратить действие через шесть месяцев автоматически, если не были предъявлены претензии. Но в "Атолле" не учли один нюанс: согласно договору поручительства, он действует до выполнения сторонами своих обязательств. То есть до момента, когда поручитель погасит при необходимости все долги заемщика. В связи с банкротством "Евро Лизинга" такая необходимость наступила. И долги "Атолл Холдинг" не погасил. Дело прошло до Высшего хозяйственного суда, который вернул его на рассмотрение первой инстанции, поскольку эти моменты двумя другими судами учтены не были. В результате 12.11.2014 г. Хозяйственный суд Киева все-таки постановил взыскать с "Атолл Холдинга" 17,9 млн грн, 3,4 млн долл. США и 166 тыс. евро в пользу "Укрсоцбанка". В марте 2015-го Киевский апелляционный хозяйственный суд подтвердил эти требования. Однако 19.06.2015 г. Высший хозяйственный суд Украины удовлетворил кассационную жалобу "Атолл Холдинга". Он отменил решение хозяйственного суда г. Киева и постановление Киевского апелляционного суда, а дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Похожая на банкротство "Евро Лизинга" и конфликт с банками ситуация имела место совсем недавно во взаимоотношениях между автохолдингом АИС (принадлежит нардепам Дмитрию Святашу и Василию Полякову) и Укрсиббанком. Цена вопроса составляла около 100 млн долл. По информации Укрсиббанка, непосредственное юрлицо-заемщик также было обанкрочено, а активы через офшоры выведены на другие компании. В 2015 г. этот конфликт разрешился в пользу автохолдинга. Немудрено, что повторения истории кредиторы "Евро Лизинга" не желают.
По словам банкиров, ни на какие переговоры о реструктуризации ни компания "Евро Лизинг", ни ее учредитель Олег Боярин не идут. В связи с этим кредиторы намерены информировать главный офис SKODA Auto о действиях их партнеров в Украине, ведь такие деловые связи ставят под угрозу репутацию не только чехов, но и всей Volkswagen Group. Более того, соответствующие обращения будут направлены и бизнес-омбудсмену Украины, в Европейскую бизнес ассоциацию, а также в Федерацию работодателей Украины.
"Текущий нормативно-правовой хаос и отсутствие реальных реформ отпугивают потенциальных инвесторов", - жалуется Олег Боярин в одном из своих недавних интервью "Автоконсалтингу". При этом его компании, похоже, стали примером того, как попираются принципы цивилизованного бизнеса о необходимости соблюдения договоров. Тем самым нивелируя все усилия правительства по формированию инвестиционного климата в стране.