Как известно, видимый объект, не отбрасывающий тени, не существует. Иными словами, он является призраком.
Число субъектов малого и среднего бизнеса, которые приобрели в последнее время эти уникальные свойства, растет с каждым днем.
В налоговых органах нет ажиотажа по поводу закрытия бизнеса частными предпринимателями или юрлицами. Государство может бодро рапортовать кредитодателям о том, что реформы движутся - бизнес в стране не сворачивается. На него можно посмотреть - как на Дракулу. Но если глянешь в зеркало - отчеты сплошь нулевые. Предприниматели не отбрасывают тень, они даже не уходят в тень, скрывая от государства доходы, а просто замерли, сократив всех наемных работников, закрыв магазины - как бы существуют и не существуют.
На грани и за ней
О том, что происходит на самом деле в стране, говорят сухие цифры статистики и опросов субъектов бизнеса: по данным исследовательской компании GFK, в феврале т.г. индекс потребительских настроений снизился на 4,8 п. и составил 41,1. По результатам опроса Международного кадрового портала HeadHunter Украина, каждый второй субъект предпринимательства отмечает негативные тенденции в своем бизнесе, 14% опрошенных утверждают, что их компании - на грани закрытия. Больше чем половина респондентов заметили негативные тенденции в своем бизнесе, 39% говорят об ухудшении показателей работы. Ухудшение и спад в бизнесе чаще других замечают работники банковской (50%), маркетинговой (51%) и торговой (54%) сфер. Об угрозе закрытия бизнеса говорят в строительной (27%), производственной (16%) и консалтинговой (14%) сферах.
Четверть украинских компаний работают без изменений, еще 20% не могут пока определиться с тенденциями в их бизнесе. И только 2% (!) опрошенных говорят о росте бизнеса и улучшении показателей.
Согласно официальным данным Государственной службы статистики, в феврале розничный товарооборот сократился в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 21,2%.
Интересно - почему предприниматели, несмотря на тяжелое положение, существуют, подобно призракам былого расцвета, не закрываясь официально?
"По данным нашей Ассоциации, за первые два месяца т.г. бизнес-деятельность остановили около 20% предпринимателей Киева, - комментирует Руслан Соболь, председатель Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Украины. - Точных статистических данных нет, так как документы на руках у людей остаются, но реально предприятия перестали действовать. Официально они не закрываются только потому, что это обойдется им гораздо дороже, чем существование на бумаге. Они уволили персонал, остановили работу и сдают пустые отчеты. Продают свои складские заказы, закрывают торговые точки, некоторые просто ждут стабилизации ситуации. Закупать товар по новым ценам многие не хотят. А поднять цены на свои товары сейчас не могут, поскольку его и вовсе перестанут покупать.
Сейчас в Украине торгуют импортом в рознице или мелкооптовыми партиями около 30-35% предпринимателей. Сегодня они очутились на грани выживания. Предприятия, осуществляющие валютные операции, закупают продукты или сырье из-за рубежа, в связи с таким курсом валют замораживают деятельность. Маржинальность не позволяет зарабатывать деньги, поэтому они попросту ждут стабилизации ситуации. Экспортеры, наоборот, должны бы испытывать подъем, так как выручка у них в валюте. Но и здесь есть свои нюансы. Законодательство обязывает продавать валюту на аукционе Нацбанка по какому-то принципу ручного управления".
Если у предпринимателя есть долги, уйти с рынка ему будет не так-то просто - новый закон о банкротстве сделал это процедуру не только трудоемкой, но и дорогой. Ревизия аудитора (по словам предпринимателей, переживших эту процедуру) обойдется фирме от
100 долл. в день и до нескольких тысяч гривен за час работы. Закрыться без проверок и отчетностей посчастливится немногим - только тем, кто совершенно не имеет долгов, да и то…
Даже фактически не работая, предприниматели должны сдавать все декларации, за их неподачу - штраф 170 грн, а если эта ошибка повторилась в течение года - 1020 грн…
Косметический ремонт в аварийном доме
Кто же в первом "эшелоне" пострадавших, и у кого есть шанс выжить?
По данным Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Украины, больше всего пострадала сфера услуг и розничная торговля импортными товарами.
Обвал экономики ударил по сервисным предприятиям - от ресторанов и парикмахерских до авторемонтных мастерских и служб такси.
По подсчетам профсоюза таксистов Украины, с начала с.г. объемы перевозок такси в Украине снизились вдвое. В фирмах городских такси перевозки упали от 30% до 70% по сравнению с прошлым годом. Основными причинами уменьшения объемов заказов стали задержки зарплат и снижение платежеспособного спроса. Несмотря на это, службы такси и междугородние автоперевозчики повышают цены, ведь курс доллара поднял стоимость бензина, который составляет 50% тарифов.
Компания "Ресторанный консалтинг" подсчитала, что за первый квартал т.г. в столице закрылось около 30 ресторанов, что почти в два раза больше по сравнению с таким же периодом прошлого года. Сворачивают деятельность небольшие объекты общепита, у сетевых есть "подушка безопасности", которая поможет им в кризисном году.
Первыми уходят посетители заведений, которые повышают цены: меню во многих подорожало за этот квартал почти на 50%. Крупные сетевые заведения пока держат цены, сокращая размер порций и переориентируясь на продукты украинского производства.
Массово замораживаются салоны красоты, спа-салоны, компьютерные клубы. Пострадают питомники разведения домашних животных - заводить в кризис домашних любимцев весьма накладно. Под угрозой оказались юридические и консалтинговые компании, частные колледжи и школы, рекламные агентства.
По прогнозам специалистов, уцелеют и даже поднимутся те предприниматели, которые оказывают населению услуги, "экономящие" их доходы - ремонт обуви, одежды, продавцы секонд-хенда.
Перспективен энергосберегающий бизнес - это тренд, который в сегодняшних условиях привьет населению культуру бережного использования природных ресурсов. Второе дыхание получит Интернет, в который уйдут многие торговые предприятия, информационный и рекламный бизнес.
Процесс сворачивания в сфере торговли одеждой и
обувью еще заметней. В минувшем году в Киеве закрылись одежные ритейлеры OVS, Bosco Sport, Esprit, River Island, а также обувная Minelli и др. Киевские торговые центры опустели с 1,7% до 9% площадей, а к концу весны они могут опустеть до 10-15%. В этом году сети пока не объявляли о намерении уйти из Украины, но торговых точек становится все меньше.
Девиз кризисного года - оптимизация бизнеса, ни о каком развитии нет и речи. Неприбыльные торговые точки массово сокращаются, особенно бесполезные "имиджевые", рекламировавшие торговые бренды. Продавцы, получавшие товар из-за рубежа, были вынуждены повысить цены, как результат - продажи упали в четыре-пять раз по сравнению с первым кварталом прошлого года. Торговля массово переходит на местного производителя, заброшенного за годы эйфории "заморских" товаров и производящего на примитивном оборудовании немодный товар невысокого качества…
Сильно пострадала туристическая отрасль, констатирует Ассоциация собственников малого и среднего бизнеса Украины. Люди перестали летать в отпуск, туроператоры терпят огромные убытки. Если в начале 2014 г. на рынке работало до 3,5 тыс. туроператоров и около 10 тыс. туристических компаний, то сегодня уже не работает каждый десятый субъект этой деятельности, и этот процесс нарастает, как снежный ком.
В начале 2015-го продажи турагентств упали на 50-70% по сравнению с весной минувшего года. Цены на туры во многих странах снизились из-за общего кризиса отрасли, но из-за роста курса доллара поездки для украинцев стали слишком дорогими.
Ударил кризисный год и по отечественному телерынку. Всеукраинская рекламная коалиция подсчитала, что в 2014 г. объем телерекламы упал на 20% - до 9,06 млрд грн.
Ушли с рынка "Меню ТВ", "Гумор ТВ" и "Бабай ТВ".
Специалисты считают, что до середины 2015 г. могут уйти из эфира еще не менее 10 тематических телеканалов. Сейчас с четырех спутников вещание ведут около 80 украинских ТВ. Большинство из них сориентированы на рекламные цели. Кризис вызвал падение отрасли, и прокормить всех нынешнее количество рекламы вряд ли сможет. В период, когда выживают только гиганты, ожидается новый всплеск пиратства провайдеров и абонентов.
Ожидается сокращение числа издаваемых в Украине журналов и газет…
Любой малый или средний бизнес, связанный с импортом продукции, сегодня стал критически невыгодным, учитывая валютные реалии, которые мы наблюдали и будем наблюдать в дальнейшем. Фактически любой малый бизнес - также в зоне риска из-за нестабильности и сокращения рынка, отсутствия кредитных инструментов и собственной финансовой "подушки".
"Мы пришли к мнению, что нынешняя политика государства не направлена на построение диалога и налаживание партнерских отношений с предпринимателями, - говорит Руслан Соболь. - Власть воспринимает малый и средний бизнес как "дойную корову", которую жестко эксплуатирует. В то же время малый и средний бизнес несет свою основную функцию - социальную. В нем трудоустраиваются люди, уволенные из госпредприятий и больших компаний. И эту основную функцию не дают выполнять органы власти. Все проанонсированные т.н. реформы, - пока только слова, но не суть. Реформа - это кардинальное изменение взаимоотношений, субъектов, полномочий, подходов и т.д. А то, что делает власть сейчас, - это косметический ремонт в аварийном доме.
Чего стоит только сложность в администрировании: сфера малого бизнеса регулируется сотнями законов и подзаконных актов, в которых даже самый профессиональный предприниматель "ногу сломает", но коррумпированные чиновники всегда "помогут" выйти из ситуации…".
Инвестиции не бывают принудительными
В странах с "тоталитарным" государственным управлением и регулированием власть не дает гражданам особых свобод, но заботится об их образовании, медицинском обслуживании и трудоустройстве. В странах с "рыночной" моделью, государство устраняется от заботы о гражданах, давая им право заниматься собственным бизнесом и выживанием.
Логично рассуждая, если население кормит государственный аппарат и целую армию чиновников, оно как бы "нанимает" управленческие структуры, чтобы они создавали для деятельности своих "работодателей" оптимальные условия.
С нашим малым и средним бизнесом этого почему-то не происходит. Новый Налоговый кодекс не только не улучшил ситуацию, как считают специалисты, но еще больше финансово обременил предпринимателей и зарегулировал их бизнес. Прессинг контролирующих органов постоянно растет. Налоговая служба пытается изменить свой имидж с фискального на сервисный, создавая некие сервис-центры, но суть остается та же.
Украинская экономика живет не благодаря, а вопреки, и "дышит через дыры в налогообложении". Малый бизнес, лишенный реальной государственной поддержки, несет ключевые убытки от кризиса и главную социальную нагрузку, он часто глубоко убыточен.
По данным Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Украины, более 25 млрд грн убытков бизнес понес только за 2013-й. За 2014 г. еще нет статистики, но судя по тому, что предприниматели ежедневно ощущают на себе, она не улучшилась.
Дело тут не только в попытках скрыть прибыли, а прежде всего в величине налогов (до 80% от прибыли), искусственной запутанности их оплаты, а также коррупции со стороны разного рода налоговых и регулирующих органов. В результате на сегодняшний день в теневом секторе находится половина украинской экономики. При этом 90% "налоговых" издержек бизнеса - коррупционны.
Снизившиеся доходы населения также ударили по бизнесу: за прошедший год розничный товарооборот упал на 30-70%. А по некоторым категориям товаров, например автомобилям, - на 90%.
Вереница банкротств банков, которую мы наблюдаем, никак не может вселить уверенность предпринимателей в сохранности своих безналичных средств. У многих из них оборотные средства "зависли" в обанкроченных банках, и они вынуждены переводить свои финансовые операции "кэш" и, соответственно, в тень.
"Уход бизнеса в тень ведет к отсутствию денежной массы в стране, - комментирует Руслан Соболь. - Сейчас власть ее судорожно ищет путем повышения стоимости за коммунальные услуги, энергоносители, квартплату, проезд в транспорте и т.д.
По официальным данным, в 2014 г. в Украине действовало около 400 тыс. малых и средних предприятий, дававших официальную работу 5 млн украинцам. Доля реализации продукции малого и среднего бизнеса составляет около 60%.
В малом бизнесе нарастает паника из-за ощущения огромной пропасти между властью и бизнесом. Нет даже мостика понимания. Власть - это менеджмент нашей страны, который нами нанят, но он объективно не выполняет свою работу или выполняет ее плохо. И как на любом предприятии - если менеджмент не справляется со своими обязанностями, он должен дать возможность специалистам в своей сфере занять позиции, которые помогут реализовать те или иные программы. Никто лучше, чем представители профильных бизнесов, не знает, как вывести экономику в этих отраслях в плюсовой баланс".
По официальным данным, в 2014 г. на малых и средних предприятиях Украины работало 60% всего занятого населения страны. Реальный процент работающих на таких предприятиях еще выше, но налоговое бремя (даже без учета коррупционного) загоняет предпринимателей "в тень". Люди официально не оформлены, лишены социально пакета, в бюджет не поступают налоги, не поступают средства в Пенсионный фонд (дефицит Пенсионного фонда сегодня - от 20 до 90 млрд грн).
Предприниматели считают, что если отношение власти к ним не изменится, то к существующим 2 млн безработным на протяжении 2015 г. может добавиться еще столько же - за счет закрытия предприятий. Малый бизнес не может давать больших налогов, но может обеспечивать работой нетрудоустроенных людей, которых сегодня отправляют на биржу труда.
Кстати, по индексу экономической свободы-2014 американского исследовательского центра "Фонд наследия" Украина находится на 155-м месте - рядом с Лесото и Зимбабве.
Можно списать торможение реформ на боевые действия и конфликт с соседней страной. Но война не замаскирует коррупцию чиновников, судебный произвол, несовершенство налогового законодательства. Именно решение этих проблем могло бы привлечь в Украину необходимые как воздух инвестиции.
Крупный и иностранный бизнес уходит из Украины, усиливается миграция не только рабочих рук, но и украинского частного капитала. Остается малый бизнес, на плечи которого рухнули все тяготы, но и он уже присматривается к другим странам, например Казахстану, где появилось много украинских предпринимателей. Наши бизнесмены едут в Польшу, Чехию, Словакию, страны Прибалтики, где в свое время начинали активно поддерживать и кредитовать малый и средний бизнес, создавались специальные кредитные агентства и союзы.
Специфика рыночной модели общества в том, что нельзя никого "заставить" делать инвестиции или возвратиться в разоренную и разграбленную страну с помощью административных решений.
Инвесторы сами определяют риски и выбирают партнеров…