Волонтерам и международным организациям совсем не обязательно везти гуманитарку, в том числе и громоздкое оборудование, издалека. Очень многое можно производить на украинских предприятиях. Тем самым предприятия обеспечиваются заказами, а значит, работают на украинскую экономику и на украинцев, приумножая пользу от поддержки партнеров. Помогать Украине украинскими товарами — это не просто решать сиюминутные проблемы, это поддерживать и внутреннее производство, и уровень зарплат, а соответственно, и спроса, и экономического развития.
Прекрасный пример — Японское агентство международного сотрудничества JICA, которое решило помочь Государственной службе по чрезвычайным ситуациям и подарить 30 специальных автомобилей.
Автомобили не везли через половину земного шара, а заказали и оплатили в Украине. «Таким образом эффективность была умножена на три. Во-первых, ГСЧС получает новую технику. Во-вторых, работники украинских промышленных предприятий имеют работу и зарплату. В-третьих, с продажи техники будут уплачены налоги в государственный бюджет», — прокомментировал событие замглавы комитета ВРУ по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.
В реализации проекта задействованы компании «Черкасский автобус», «Аймакс Авто» и «Крейн Юкрейн», а также десятки их подрядчиков. Все они по крайней мере на ближайшее время обеспечены работой, а ГСЧС уже получила первые шесть автомобилей.
Еще один пример мудрой помощи от иностранных партнеров из Дании, которые решили помочь Николаеву с восстановлением водоснабжения. Пять десятков систем очистки воды для питья и отопления датчане заказали у ирпенской компании «Экософт», существенно пострадавшей от войны, но сохранившей часть мощностей. Полученный от Дании заказ уже помог заводу частично восстановить свои мощности, дал работу и зарплату 150 ирпенцам.
Хорошим примером стал также проект Международной организации труда, которая обеспечивала продуктовыми наборами 15 тысяч переселенцев в Днепропетровской и Полтавской областях. Комплектовались наборы не импортными продуктами, а украинскими — заказ от МОТ выполнили 25 наших производителей.
Да, пока такие истории не стали массовыми, но сама стратегия такой поддержки для Украины наиболее выгодна и привлекательна. Именно в ее развитии и распространении должно быть заинтересовано наше правительство, обсуждая с международными организациями и донорами формы возможной помощи. Тем более что базовая подготовка для масштабирования такого взаимовыгодного сотрудничества уже проведена.
Федерация работодателей Украины запустила проект Support Ukraine with Ukrainian Goods («Поддержите Украину украинскими товарами»), изложив для доноров информацию о сферах и отраслях, в которых возможно и желательно привлечение местных производителей.
ФРУ обращает внимание партнеров на важность именно такой формы поддержки, ведь украинские компании продолжают работать в условиях крайней неопределенности, многие из них в полсилы, некоторые и вовсе прекращают свою деятельность. Чтобы пережить эти потрясения и стать сильнее, Украина нуждается не только в жизненно важной гуманитарной помощи, но и в помощи, направленной на экономическую стабилизацию, непрерывность бизнеса и сохранение рабочих мест.
Этого можно достичь путем налаживания партнерских отношений между местными производителями и международными гуманитарными организациями, заинтересованными в переносе производства гуманитарной помощи в Украину вместо ее поставок из-за рубежа.
По данным ФРУ, готовы к такому сотрудничеству тысячи украинских предприятий, которые производят широкий спектр продукции конкурентоспособного качества, — машиностроение и автопром, пищевая, химическая, фармацевтическая и текстильная промышленности.
И выигрывает не только Украина, донорам это тоже выгодно — местное производство позволяет снизить транспортные расходы, а это означает, что организации, оказывающие помощь, смогут более рационально планировать свои бюджеты. Кроме того, распределение гуманитарной помощи, созданной в стране ее потребления, будет осуществляться значительно быстрее. Наконец, местные производители лучше понимают потребности населения, поэтому могут производить продукт, который лучше адаптирован к условиям Украины.
Конечно, производство гуманитарки — это далеко не вся экономика. Но это хороший мостик для налаживания дальнейшего сотрудничества. Выполненные для международных организаций и иностранных правительств заказы — отличное портфолио для переговоров с частными иностранными компаниям и потенциальными инвесторами. Чем шире будет круг тех, кто тут, в Украине, продвигает именно такие win-win-стратегии поддержки, тем перспективнее в итоге будет привлечение западного капитала в страну в период восстановления.