Долги украинцев по налогам перед госбюджетом с 2014 по 2016 гг. выросли в 3,8 раза и на начало этого года составили рекордную сумму в 59 млрд грн. Об этом сообщило управление информационной политики Счетной палаты Украины (СПУ), ссылаясь на отчет о результатах аудита эффективности взыскания налогового долга.
Основная часть налогового долга в госбюджет была сформирована за счет НДС, налога на прибыль предприятий и рентных платежей, удельный вес которых в общем объеме налогового долга в среднем достиг 88%. При этом налоговый долг зачастую не только обретает статус "безнадежного", но и впоследствии списывается. Вследствие списания безнадежного налогового долга в госбюджет за последние три года не поступило 15,8 млрд грн, отмечается в сообщении Счетной палаты.
Итак. В стране, воюющей с превосходящим противником, в стране, где подавляющая часть населения едва сводит концы с концами и без унизительных субсидий даже не в состоянии заплатить за коммуналку, где налоговая служба с непомерно раздутым штатом взимает налоги даже с пенсионеров, налоги, оказывается, можно просто не платить. Итог - суммы не уплаченных вовремя налогов достигли почти 3% ВВП. Как такое может происходить в Украине, где налоговая дисциплина предприятий и строгость налоговых органов традиционно высока?
Проверка аудиторами СПУ работы отечественных фискалов выявила принципиальные, системные прорехи в их деятельности и отсутствие должного контроля со стороны профильного министерства. В частности, аудиторы выразили удивление тем, что Минфин определил ключевой показатель эффективности для ГФС "Динамика налогового долга" на 2016-2017 гг. без учета его ежегодного роста. Это, по их мнению, не стимулировало работу ГФС по противодействию росту долга, а меры принудительного погашения были неэффективны и малорезультативны. При этом ГФС не только потеряла электронные копии части входящих документов, в частности, по вопросам предоставления рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга), но и до сих пор не может их восстановить.
Оглашение столь масштабных беспорядков в ключевом государственном органе страны, возможно, связано с недавними громкими разоблачениями в руководстве фискальной службы. Так, Специализированная антикоррупционная прокуратура считает, что действия главы ГФС нанесли государству убытки на сумму более 2 млрд грн.
Однако даже столь масштабные злоупотребления в руководстве государственного органа не объясняют, почему налоговый долг вырос столь стремительно именно в последние два года. Опрошенные нами специалисты утверждают, что на то есть и объективные причины.
"Нужно обратить внимание на несколько моментов: во-первых, за последние годы произошел значительный спад экономики в стране, - объясняет ситуацию руководитель практики налогового права ЮК Jurimex Вита Форсюк, - Во-вторых, в 2014 г. субъекты хозяйствования подавали налоговые декларации по налогу на прибыль предприятий за 2013 г., т.е. за период, в котором компаниями были понесены основные финансовые потери из-за аннексии Крыма и событий в зоне АТО. А поскольку в последующие годы динамика не улучшилась, значительная часть таких предприятий не смогла покрыть имеющиеся убытки и, как следствие, найти возможности рассчитаться с бюджетом, из-за чего удельный вес налогового долга в последующие годы только увеличивался".
Действительно, часть предприятий на оккупированных территориях фактически прекратила свою деятельность, а налоговые долги и обязательства продолжали начисляться. Проценты плюс пеня - все эти обязательства могли существенно повлиять на рост налогового долга в Украине. Впрочем, неразберихой, вероятнее всего, воспользовались и работающие предприятия, даже те, кто патриотично перерегистрировались на подконтрольной правительству территории Украины. Налоговые органы ныне лишены возможности как проверки правильности уплаты налогов и других платежей, так и взыскания налогового долга с предприятий, находящихся на территории Крыма и Донбасса.
Сыграли свою роль, по мнению специалистов, и чисто юридические особенности работы фискалов в последние годы. "Налоговый кодекс предусматривает, что контролирующие органы имеют право осуществлять мероприятия по взысканию средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках только после обращения в суд, - рассказывает Вита Форсюк, - Но нужно учесть, что в сентябре 2015-го были внесены изменения в Закон "О судебном сборе", согласно которым контролирующие органы при обращении в суд обязаны платить судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. При этом налоговым органам не были выделены необходимые для уплаты этого судебного сбора бюджетные ассигнования, а потому налоговые инспекции на время фактически лишили возможностей для обращения в суд с иском о взыскании налогового долга".
И все же объяснить рост налогового долга почти в четыре раза лишь объективными трудностями и агрессией России очень сложно. Масштабы и динамика роста налогового долга заставляют задуматься о "человеческом факторе", неэффективности работы нынешних чиновников фискальных органов и коррупционной составляющей указанного явления.
Законодательство Украины четко регламентирует действия фискальных чиновников в случае неуплаты налогов плательщиком. Налоговый долг возникает на одиннадцатый день после такой неуплаты. Фискальный орган направляет налогоплательщику налоговое требование, а также может провести опись имущества в налоговый залог. В случае неуплаты налогового долга в течение 60 календарных дней контролирующий орган может осуществить продажу имущества, находящегося в налоговом залоге. Правда, разрешение на продажу такого имущества, а также взыскания средств со счетов плательщика, открытых в банковских учреждениях, осуществляются лишь по решению суда.
Списать можно лишь тот налоговый долг, который приобрел признаки безнадежного. Согласно Налоговому кодексу, безнадежным может быть признан исключительно: налоговый долг банкрота, не имеющего имущества, достаточного для его погашения; налоговый долг, по которому истек срок давности; налоговый долг, возникший вследствие форсмажорных обстоятельств и налоговый долг налогоплательщика, в отношении которого в Государственный реестр внесена запись о его прекращении на основании решения суда.
Законодательством предусмотрены случаи и порядок списания налогового долга, а также перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик в подтверждение соответствующих фактов. Как показывает отечественный опыт, везде, где надо предоставлять какие-либо документы и справки, появляется возможность различных трактовок их убедительности, и, соответственно, необходимость "проталкивания" необходимого решения. Именно это и есть коррупция. Однако доказать факт коррупции при этом чрезвычайно сложно. Речь о неправомерном списании налогового долга и, соответственно, о возможной квалификации действий должностных лиц контролирующего органа как коррупционных возможно лишь при условии доказательства несоблюдения установленных процедур. А они, как правило, оказываются неплохо задокументированы.
"Действенного механизма компенсации убытков, которые несет государство вследствие списания долга, законодательство Украины не устанавливает, - утверждает Вита Форсюк, - Речь может идти лишь об ответственности чиновников за ненадлежащее исполнение либо неисполнение своих полномочий, а также превышение своих полномочий. Законодательство предусматривает случаи привлечения должностных лиц к дисциплинарной или уголовной ответственности, а также о взыскании убытков в пределах уголовного производства, если такие действия нанесли определенный вред, однако такой ущерб нужно доказать в судебном порядке. Вместе с тем налоговое законодательство не позволяет взыскать убытки, которые может понести государство в
результате списания налоговых долгов".
На макроэкономическую ситуацию налоговый долг даже в размере 3% от ВВП пока, похоже, критически не влияет. По крайней мере, если судить об этом по спокойствию Кабмина. Иной вопрос, что это влияет на общую дисциплину уплаты налогов. Сегодня у предпринимателей всех уровней возникает естественный вопрос: почему одни предприятия вынуждены платить налоги в полном объеме, а другим из-за возможного наличия определенных коррупционных схем могут откладывать их выплату либо даже списывать? Если задуматься, это один из самых больших рисков сегодняшней Украины. У нас и так очень низкий уровень доверие между бизнесом и властью. А экономика без этого доверия не развивается. Об этом весь мир знает. Или у нас опять "особый путь"?