Еще три года назад анализ рынка новогодних сладких подарков, что называется, радовал покупателей: подарков класса «премиум» становилось все меньше, а значит - производители начинали считаться с доходами среднестатистического украинца. Предновогодний марафон за подарками-2012 показал, что эти времена растаяли, как мираж в пустыне: дорогостоящие vip-подарки для ребятни сегодня буквально оккупировали прилавки магазинов…
Неужели потребитель, переживший первую волну кризиса, настолько разбогател, что готов выложить более 100 грн. за сладкую безделицу? Продавцы утверждают обратное: наиболее популярными среди покупателей остаются подарки так называемой средней ценовой группы весом 400-500 грамм.
Но в любом случае ценовые акценты сместились явно не в пользу рядового украинца: за подарки формата «мини», стоившие три года назад 9-13 грн., сегодня нужно выложить 18-25, за подарки «популярной» категории - вместо 15-25 - уже 32-50 грн. Стоимость «мягкого» сладкого подарка-игрушки сдвинулась с 50-70 к 100-150 и более гривен…
Не подорожают?
Игроки рынка утверждали, что сладости к Новому году не подорожают, поскольку в сыром составе кондитерских изделий до 50% составляет сахар, а он в этом году подешевел, значит, и причин для роста цен на подарки для сладкоежек нет.
С этим утверждением трудно согласится, поскольку цены на конфеты даже самой «демократичной» - весовой - категории весьма поднялись. Любимые малышами «Белочки», «Мишки» и другие шоколадные конфеты скакнули до умопомрачительной стоимости 80-100 грн. за кило…
Манипуляция общественным мнением - иначе и не назовешь навязанную некоторыми кондитерами мысль о том, что украинские потребители предпочитают покупать детям к новогодним праздникам дорогие подарки класса «премиум». Ни о каком декларируемом ими росте общего уровня жизни и высокой платежеспособности населения в преддверии второй волны кризиса нет и речи…
Увеличение ассортимента сезонной новогодней продукции за счет увеличения количества подарков высокого ценового сегмента - всего лишь стремление к сверхприбыли, считают аналитики рынка. Учитывая ежегодный рост объема реализации новогодних подарков на 20-30% понятно, что выпускать дорогие подарки прибыльно.
На первый план выходит упаковка, сувенир, игрушка, а доля самих кондитерских изделий в подарке сжимается иногда до 100-150 грамм.
Подарки из патоки, льда и угля…
Традиция дарить новогодние подарки пришла к нам издалека: еще до нашей эры древние римляне одаривали друг друга с наступлением нового светового года.
Жители Шотландии в новогоднюю ночь ходят в гости с ломтиком пирога, бокалом вина и кусочком угля. Согласно национальному обычаю, считается, что благодаря такому необычному подарку близкие весь следующий год не будут нуждаться в еде, питье и тепле.
В Англии отцу Рождества, местному Деду Морозу, пишут послания со списком желаемых подарков и бросают его в камин. Предание гласит, что вместе с дымом из трубы эти просьбы попадают в царство волшебного адресата. В канун Нового года англичане обращаются не только к Деду Морозу, но и рассылают поздравительные открытки всем своим знакомым.
Жители Гренландии дарят своим знакомым на Новый год фигурки моржей и белых медведей изо льда, поскольку климат этому сопутствует.
В Швеции популярным новогодним гостинцем являются самодельные свечи - символ счастья, благосостояния и уюта. А так, как в этой стране сумерки наступают очень рано, то такой подарок еще и полезен…
Одаривать своих близких конфетами - древняя традиция. В Египте первые сладкие подарки делали из фиников и меда, поскольку сахар в то время еще не был известен, на Востоке - из миндаля и фиги, а в древнем Риме варили орехи и маковые зерна с медом и засыпали кунжутом. Прародители наших сладких презентов появились в Древней Руси, и делали их из кленового сиропа, патоки и меда…
В недалеком прошлом детские новогодние подарки выдавали профсоюзы. В «чемоданчиках» различной формы были только конфеты, зато замечательные, благо в УССР кондитерская фабрика была в каждом областном центре (насчитывалось 25 предприятий). К этому подарку родители добавляли куклу или машинку, поскольку профсоюзом это было не предусмотрено.
Производство сладостей в Украине бурно развивается - кондитерская отрасль, в отличие от многих других, сумела с успехом преодолеть нелегкие кризисные времена. Вероятно, будь у кондитеров дела похуже - сладкая продукция не росла бы в цене, как на дрожжах.
Сегодня среди национальных производителей выделяется десяток компаний-лидеров, имеющих по несколько фабрик. Именно они контролируют значительную долю рынка. Сохраняют свои позиции эти гиганты благодаря разработке новых продуктов и постоянному расширению производственных мощностей. А соответственно, и цены на их продукцию непрерывно поднимаются.
Мелкие производители (по статистике, их в Украине около восьми сотен) зачастую не имеют популярных торговых марок, хуже оснащены и работают не на национальном, а на локальных рынках сбыта. Эти фабрики нашли свои ниши в низком ценовом сигменте, снижая себестоимость продукции за счет использования недорогих составляющих. Соответственно, их продукция более дешевая. И хотя они совокупно производят более половины объема внутреннего потребления, законодателями мод остаются крупные игроки, которые и диктуют цены всему рынку.
Этой зимой прилавки заполнены дорогими подарками «Зимова хатинка», «Рюкзак-дракон», «Дракон - довга шия», «Дракон с мешком» от Roshen стоимостью более 130 грн. и весом сладкого наполнения всего 500-600 грамм. Хотя они и привлекательны внешне, но явно рассчитаны на психологию ребенка, не знакомого с математикой: что почем? Не отстает от других и АВК, которая подготовила коллекцию новогодних сладостей с подарками и развивающими играми для детей. В частности, разрекламированный компанией подарок с 3D-очками и мини-энциклопедией диких животных, стоит отнюдь недешево - около 80 грн. Есть в арсенале АВК и подушка с драконом за 70, и «Новогоднее чаепитие» с кружкой за 80, и «Малыш Дракоша» за 120 грн…
Понятно, что многодетная семья не в состоянии подарить каждому ребенку такой подарок. Vip-гостинцы рассчитаны на семью с одним ребенком, но кондитеров это совсем не смущает, хотя демографическая картина в Украине уже меняется…
Противостоять раскрученным кондитерским брендам очень трудно, особенно в условиях кризиса. В 2010-2011 гг. остановили работу черновицкая кондитерская фабрика «Буковинка», хмельницкая кондитерская фабрика «Кондфил» и другие мелкие производители…
Впрочем, порывшись в завалах новогодних сладких подарков от разных производителей, я убедилась, что, например, ОДО «ЖЛ» (до марта 2011 г. - ЗАО «Житомирські ласощі»), хотя и входит в пятерку лидеров кондитерского рынка Украины, не пошло по пути взвинчивания цен и форсирования продукции класса «премиум» - их новогодние пакеты для детей оправдывают свою цену и рассчитаны на среднего потребителя.
Зато большинство лидеров кондитерской промышленности явно решили перещеголять друг друга затейливыми подарками стоимостью от 100 гривен и выше…
- В разработке подарка важно понимать, для кого он создан, и постараться вложить в него еще дополнительное конкурентное преимущество, - комментирует Оксана Шибецкая, заместитель генерального директора по маркетингу ОДО «ЖЛ». - Дети в первую очередь любят глазами. Поэтому необходима яркая и красочная коробочка со зверушками, интересный и удобный дизайн. А в подарке - разные конфеты, и их должно быть много (400-500 грамм). Именно такими мы постарались сделать наши новогодние подарки коллекции-2012 «Новогодняя корзинка», «Баул с мишками», «Колокольчик». Чуть подороже наши подарки-новинки для взрослых -«Ностальжи» и «Ретро», которые рассчитаны на длительное использование (как подсвечник, коробка, шкатулка для пуговиц и т.д.). Вес небольшой, но и для новогоднего сувенира цена очень демократичная. Сегодня трудно подарить что-то столь вкусное, изящное и функциональное к Новому году всего за 50 гривен…
Из чистого золота
Сегодня, кроме привычных картонных упаковок, появились полипропиленовые и фольгированные красочные пакетики, пластмассовые контейнеры-игрушки, полотняные сумочки с аксессуарами, мягкие рюкзаки в виде животных…
Откуда такое многообразие? Оказывается, кроме фабрик-производителей сладостей, конфеты начали расфасовывать интернет-магазины, торгующие новогодними подарками.
Приобретая товар в таком магазине, вы можете получить эксклюзивную упаковку, например, тубус из пластика и жести, положить в него логотип своей фирмы, сувенир, кофе, чай - все, что имеет в наличии продавец.
Некоторые интернет-магазины честно позиционируют наполнение подарка, указывая фабрику-производителя, вес и марку конфет. Но есть и такие, кто перечисляет просто количество карамелей, ириса и шоколадок, даже не упоминая их веса и названия. Это уже является тревожным сигналом: вас хотят обмануть!
- Вся информация о продукте должна быть указана на упаковке, - рассказывает Оксана Шибецкая. - Любой желающий может с ней ознакомиться, поэтому обманутым в данной ситуации может быть только тот, кто хочет быть обманутым. На каждый товар есть свой покупатель. Дорогих подарков производится все-таки меньше, чем дешевых, и у предприятий есть статистика спроса на каждую ценовую группу, поэтому все стараются минимизировать риски…
Естественно, это касается только фабрик-производителей, мелкие интернет-торговцы ничем не рискуют, фасуя подарки согласно вкусам и финансовым возможностям своих покупателей.
Кстати говоря, компании-фасовщики новогодних подарков появились в Украине совсем недавно, в отличие от России, где этот вид бизнеса давно прижился. Раньше нас, в России начали заказывать и очень дорогие эксклюзивные подарки, которые по средствам только состоятельным корпоративным клиентам. Естественно, поставщик гарантирует, что ничего подобного в розничной продаже не появится. Цена таких наборов составляет несколько тысяч рублей. Сегодня подобные магазины появились и у нас, например, магазин Choco-Ledy, подарки в нем доступны очень небольшому проценту населения. Набор «Санки с подарками «Метелица» в этом магазине стоит 970 грн., подарочная корзина «Старинные открытки» - 840, корзинка «Рождественские лакомства» - 740 грн.
Еще одной модной новинкой, пришедшей к нам из России, стала возможность «собственноручно» фасовать подарки с помощью интернет-магазинов. Родители, не бегая по рынкам, могут выбирать те или иные конфеты разных производителей, заказывать упаковку и вес подарка.
Эксперты считают, что в ближайшее время каждый из участников рынка разработает свой стиль упаковки, чтобы быть узнаваемым. То же самое должно произойти и с содержимым подарков. Пока же на рынке царит пестрое разнообразие. Компании соревнуются, привлекая технологов, маркетологов, логистов, создаются антикризисные проекты, запускаются новинки производства.
Пока они мудрят - выбирайте сладкий подарок по вкусу, не забывая, что самые романтичные конфеты для любимых - с клубничной начинкой. Так считают психологи. Для решительных людей больше подойдет вишневая начинка, для застенчивых - ореховая, а для творческих - кокосовая.
Не ошибутся те, кто выбрал самые знаменитые конфеты - пралине, изобретенные еще в 1663 году для французского посла в Германии и удерживающие рекорд продаж в Германии и Швейцарии.
Можно выбрать и финские конфеты, которые выпускают кислыми (без сладкого привкуса), солеными (к пиву) и даже со вкусом, похожим на нефть.
Ну а если вам позволяют средства, вы отдадите должное дорогим, из съедобного золота, предложенным швейцарской компанией DeLafee. Их пралине завернуто в съедобную обертку, в состав которой входит золото. Набор Intimacy, включающий всего две такие конфеты, стоит 37 долларов, а коробочка Celebration с восемью шоколадными вкусняшками обойдется покупателю около 100 долл. США.
Глядишь, и украинские новогодние сладкие подарки скоро будут стоить не дешевле…