UA / RU
Поддержать ZN.ua

Невыносимая переносимость

С 1 мая в Украине наконец-то внедряется принцип переносимости мобильного номера.

Автор: Герман Богапов

Это происходит на три года позже утвержденного графика и с опозданием на 20 лет по сравнению с другими странами.

Сломанный график

О том, что перенос мобильного номера (MNP - Mobile Number Portability) в скором времени будут внедрен, ZN.UA писало еще в 2015 г.

Тогда Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), утвердила Порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров, после чего он был утвержден Министерством юстиции Украины. Внедрить услугу планировалось в первом квартале 2016 г. Но прошло еще три года, за это время были запущены сначала 3G (также с огромным опозданием), а затем и 4G-сети. В то же время запуск "переносимости" продолжал тормозиться.

На самом же деле история внедрения MNP тянется еще с 2010 г., когда был принят закон, предусматривающий сохранение номера мобильных телефонов при смене оператора. Естественно, планировалось, что услуга должна была заработать еще в 2011 г. Как и с запуском 3G, процесс тормозился, в данном случае, скорее всего, лоббистами от крупных операторов. Так, к примеру, НКРСИ заявляла, что выбранный администратор базы данных "не успел в срок завершить все подготовительные работы".

Зато в 2015 г. уже был разработан конкретный план запуска, а Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) определен администратором централизованной базы данных (ЦБД), где должны храниться все номера абонентов. Но все снова затормозилось из-за судебных процессов вокруг поставщиков оборудования для ЦБД. Так, УГЦР несколько раз объявлял тендеры, на которых выигрывали определенные компании, после чего их результаты оспаривались в Антимонопольном комитете и в судах проигравшими участниками тендеров.

Если заглянуть глубже в суть проблемы, перенос номера был невыгоден в первую очередь крупным игрокам рынка "Киевстар" и Vodafone (до этого "МТС-Украина"). Педалировал же процесс всегда исключительно life (сегодня - lifecell), руководство которого почему-то всегда было уверено, что таким образом удастся перетянуть абонентов от конкурентов. Сегодня же на рынке сформировалась такая картина, что вряд ли можно ожидать массового оттока клиентов какого-либо из операторов к другому. Ведь если раньше тот же life предлагал более конкурентные тарифы, то сегодня его уже точно не назовешь самым дешевым из операторов. В то же время его конкуренты (также на словах) всегда заявляли о важности внедрения MNP, а сегодня они к этому готовы и морально.

Готовность номер один

На запрос ZN.UA о готовности к запуску услуги и НКРСИ (см. официальный ответ), и все операторы ответили положительно. И на вопрос, ожидают ли в компании притока или оттока новых абонентов, все также ответили в оптимистичном ключе, что естественно, ведь никто не заявит об отрицательном исходе.

Самую радужную картину, как и ранее, рисует lifecell. Пресс-служба компании ответила:

"Да, мы готовы к запуску MNP 1 мая. Сейчас идет тестирование как бизнес-процессов переноса номеров, так и телеком-сервисов, которые должны бесперебойно работать в условиях переноса, поэтому мы не видим никаких препятствий для своевременного запуска.

lifecell всегда был драйвером внедрения этой услуги в Украине, поэтому мы готовились заранее и ждем 1 мая, когда каждый абонент станет реальным владельцем своего номера и получит возможность свободно выбирать оператора в соответствии с качеством услуг, стоимостью и наличием всех необходимых сервисов.

Со своей стороны мы приложили максимум усилий, чтобы перенос номеров происходил предсказуемо и комфортно для абонентов.

Чтобы своевременно ознакомить абонентов с процедурой переноса номеров и дать ответы на частые вопросы, связанные с MNP, мы запустили специальный сайт.

Что касается прогнозов - проведены исследования, и опросы показывают, что услуга может заинтересовать до 10% абонентов на рынке. Но это не значит, что все придут подавать заявление на перенос номера 1 мая. Многое будет зависеть от того, насколько удастся упростить этот процесс для абонента и объяснить пользователям, что наконец в Украине также существует цивилизованный способ сменить мобильного оператора, ориентируясь на качество услуг и привлекательность предложений, а не на то, какой номер знает его окружение.

Так же важно, чтобы все абоненты, желающие воспользоваться услугой MNP, предварительно прошли регистрацию у своего оператора, пока это можно сделать дистанционно, не посещая магазин".

Vodafone тоже с оптимизмом смотрит в будущее, уповая на тарифы:

"Все готово. С запуском услуги мы видим для себя новые возможности по привлечению клиентов, так как можем предложить сейчас очень привлекательные тарифы - и по стоимости, и по объему интернет-трафика, например линейка SuperNet. Мы готовы к увеличению количества пользователей и, соответственно, росту трафика в сети. Vodafone инвестировал в строительство сети рекордную на рынке сумму, что позволяет гарантировать клиентам компании бесперебойную работу мобильной связи и обеспечивать широкое покрытие - по результатам 2018 г. 85% жителей Украины могут воспользоваться 3G связью Vodafone, 45% украинцев получили доступ к 4G- сети компании".

Коротко и по-военному четко ответила пресс-служба компании "Киевстар": "Киевстар" подготовил свои IT-системы и процедуры к запуску сервиса MNP. Мы заинтересованы в том, чтобы с 1 мая услуга работала у всех компаний мобильной связи, и абоненты, которые хотят перейти в нашу сеть со своим номером телефона, могли это сделать быстро и беспрепятственно".

Зачем это нужно

Мобильные операторы при разворачивании 4G-сетей продолжают взвинчивать тарифы и вынуждают абонентов платить все больше и больше. В этой ситуации пользователь должен иметь альтернативу - возможность смены оператора с сохранением номера. Таким образом, он продемонстрирует свое несогласие с политикой оператора и сможет косвенно влиять на формирование тарифов и предоставление услуг, а его номер останется в контактах друзей и знакомых. Это может быть критично важно и для бизнесменов.

Все это красиво описано на указанном выше сайте, посвященном MNP (хотя эксперты считают, что таким образом lifecell собирает данные об абонентах других операторов, потенциально готовых переметнуться):

"Ваш номер - это половина вашей жизни. На нем:

- банковские и дисконтные карты;

- аккаунты в соцсетях;

- доступы к сайтам и мобильным приложениям;

- контакты друзей, родственников или клиентов.

Мобильный номер - это ваша персональная информация. С появлением в Украине MNP ваш номер будет принадлежать вам, а не операторам".

Так, во многих странах мира считается, что сохранение номера при изменении оператора - это законное право потребителя и признак здоровой конкуренции на рынке телекоммуникаций. На данный момент эта услуга действует более чем в
80 странах.

Что же касается Украины, важно, чтобы услуга существовала, а уж переходить или нет - дело каждого абонента. Но на наш взгляд, она будет востребована значительно меньшим количеством пользователей, чем прогнозируют в lifecell. И связано это в первую очередь с тарифными планами, которые примерно соотносятся у всех операторов. Кроме того, в них имеются бесплатные минуты на другие сети. Также необходимо учесть, что более 90% абонентов находятся не на контрактном подключении, а большая часть - не зарегистрированы. И еще один нюанс: сегодня, осуществляя звонки, мы ориентируемся, на какую сеть звоним. Так, в пользовании "Киевстар" находятся коды 067, 068, 096, 097 и 098, Vodafone принадлежат 050, 066, 095 и 099, а lifecell - 063, 073 и 093. Возникает вопрос: как разбираться, когда все номера смешаются, как "в доме Облонских"? Оказывается, все очень просто: если абонент перешел к другому оператору, об этом предупредит звонящего голосовое сообщение при наборе номера. А каждый ли из желающих перейти захочет, чтобы те, кто ему звонит, постоянно слышали одно и то же сообщение? Как говорится, время покажет.

Как уйти к другому

Теперь немного о механизме перехода, если кто-то захочет это попробовать. Для перехода к другому оператору первоначально необходимо убедиться, что номер зарегистрирован на вас. Для этого нужно позвонить оператору либо прийти в его официальный магазин. Сотрудники магазина или call-центра скажут, зарегистрирован ли номер на вас. Если да - смело начинайте процедуру перенесения номера. Если номер не зарегистрирован, следует пройти процедуру регистрации у текущего оператора. Для этого надо зайти в личный кабинет на сайте вашего оператора, проверить статус номера (зарегистрирован или нет) и, при необходимости, заполнить заявку, заверив ее электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Зарегистрировать номер также можно в любом фирменном магазине вашего текущего оператора, предоставив любой документ, удостоверяющий вашу личность. Подойдет не только паспорт, но и, к примеру, водительские права или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (ИНН).

Далее надо подать заявку на перенос номера к новому оператору. Это можно сделать онлайн на сайте оператора или также в фирменном магазине. Как только оператор, которого вы покидаете, даст согласие на перенесение вашего номера, вы сможете прийти в ближайший фирменный магазин нового оператора и получить новую SIM-карту, на которую будет автоматически перенесен ваш старый номер.

Что касается сроков, то оператор, к которому уходит абонент, в течение восьми рабочих часов после поступления заявления должен рассмотреть его и уведомить об этом оператора, от которого абонент уходит, и администратора ЦБД. В течение следующих восьми рабочих часов оператор, от которого уходит абонент, должен принять решение о начале процедуры. Далее начинается процесс идентификации абонента и непосредственно сама процедура. Услуга MNP будет платной для абонента, ее размер будет устанавливать принимающий оператор. Но в его интересах - чтобы плата за переход была символической. Пока процесс не завершен, услуги абоненту предоставляет его предыдущий оператор. Ожидается, что процесс перенесения номера должен происходить в течение трех рабочих дней с момента регистрации заявления.

Текущий оператор может отказать в переносе, если номер не зарегистрирован или зарегистрирован на другого человека, в заявке на перенесение поданы неполные либо недостоверные данные, предоставление услуг было остановлено по причинам, предусмотренным законодательством (мошенничество и др.). А еще в переносе может отказать система, если после последнего перенесения абонентского номера не прошло 30 дней или же абонент подал заявки на перенесение номера нескольким операторам сразу. Поэтому нельзя менять операторов "как перчатки" каждый день, а лишь по истечении месячного срока. Зато можно попробовать сменить, а через месяц вернуться к прежнему.