UA / RU
Поддержать ZN.ua

Несостоявшаяся стабильность

Почему отечественные бренды витаминной продукции пребывают в плену у перекупщиков?

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

На рынках и торговых раскладках сегодня изобилие свежих, только что собранных с грядок овощей. Ранние овощи выгодно отличаются как от прошлогодних, которые к весне теряют товарный вид и потребительские качества, так и от тепличных. Они выращиваются не в искусственных условиях, а на земле, под лучами солнца. А созревают на полтора-два месяца раньше срока - благодаря мастерству овощеводов южных регионов, умело использующих укрывные технологии и благоприятные природно-климатические особенности. Однако, несмотря на ряд преимуществ данного промысла, одним из которых является возможность производить высококачественные, особо востребованные продукты, он развивается медленно. Почему?

Кому "вершки", а кому "корешки"

За последние годы в инфраструктуру плодоовощного рынка вложены немалые средства, в том числе бюджетные. Открылось несколько крупных оптовых рынков, десятки плодоовощных хранилищ. Расширяются существующие, строятся новые объекты. Запущена госпрограмма возведения крупных тепличных комбинатов. Минагрополитики намерено расширить площади для выращивания тепличных овощей с 3,21 тыс. га до 4,40 тыс. га. Для крупного и среднего бизнеса в данной сфере предусмотрены разного рода преференции, постоянно расширяющиеся. Так, в конце марта в ВР зарегистрирован законопроект №2619, предусматривающий государственную компенсацию 50% затрат на строительство теплиц. Такие привилегии объясняются намерениями Минагрополитики к 2020 г. обеспечить население страны овощами в соответствии с научно обоснованными нормами потребления, а их экспорт увеличить в восемь раз. Однако возникает вопрос: можно ли осуществить такие намерения только за счет увеличения производства тепличных овощей, требующих огромных энергозатрат, при том что выращивание ранней продукции в сельских хозяйствах с использованием укрывных технологий намного экономнее и ресурсов требует гораздо меньше?

Кроме того, на развитие инфраструктуры для выращивания и сбыта ранней продукции, наиболее востребованной внутри страны и имеющей большой, но не используемый экспортный потенциал, по существу, ничего не выделяется. Функция поддержки данного бизнеса передана местным органам власти. Если учесть состояние финансов в регионах, то это лучший способ провалить дело. Напомним, что 85% овощей, фруктов и ягод поставляют мелкие производители, а ранняя и сверхранняя плодоовощная продукция почти полностью выращивается в семейных хозяйствах. Устранившись от заботы о малом бизнесе, чиновники толкают сельских частников в отнюдь не дружественные объятия посредников и перекупщиков, которые, снимая сливки, ведут на рынке свою игру. Стабильность цен в их приоритеты не входит, в чем мы смогли убедиться весной нынешнего года, кода стремительно возросли цены на овощи. От разрекламированных успехов относительно стабилизации цен не осталось и следа.

На оптовом рынке "Столичный" всю зиму цены держались на одном уровне: картофель - 1,5-2,0 грн/кг, свекла - 1,8-2,5, капуста - 1,5-2,0, морковь - 1,8-2,5, лук - 1,3-1,8. А всего через три-пять дней после мартовской непогоды, по оценке эксперта Марии Колесник, оптовые цены подскочили на 30-40%. Но этим дело не закончилось. Цены не только не вернулись к прежним значениям, но и продолжали расти. В супермаркетах "Велика кишеня" картофель прошлогоднего урожая в конце апреля и начале мая продавался по цене 4,28 грн/кг, в "Сільпо" - по 3,77, в "Форе" - 3,49 грн. Морковь - по 4,48, 4,79 и 4,49 грн/кг соответственно. Примерно в тех же пропорциях на розничных рынках и в торговых сетях подорожали лук, свекла, капуста. Эксперты едва успевали отмечать стремительный рост цен. Только за первую декаду апреля оптовые цены на составляющие "борщевого набора" увеличились на 33%, через неделю-другую - еще на столько же. Цены так "разогрелись", что их рост не смогли остановить даже первые поступления в продажу продукции нового урожая. Ближе к концу мая, кода прошлогодние овощи обычно дешевеют, цены и вовсе округлились. В итоге лук, капуста, картофель по сравнению с зимним периодом подорожали вдвое, морковь и свекла - еще больше.

Появление ранних овощей не помешало торговцам заработать на остатках залежалой продукции - только к концу апреля-началу мая цены на овощи текущего года снизились. Но тоже не без особенностей. После первомайских праздников на том же "Столичном" цены на некоторые овощи прошлого и нынешнего сезонов почти сравнялись. Капусту урожая 2012 г. предлагали за 3-4 грн/кг, а свежую - по 4,5-7,0 грн. При таком раскладе выгоду получили в основном собственники овощехранилищ и торговых сетей, которые загодя закупили у сельхозпроизводителей продукцию, а также перекупщики, жестко контролирующие ситуацию в секторе ранних овощей.

Цены от посредников

Бизнес по выращиванию и реализации ранних овощей зародился еще в советские времена. Благодатные почвенно-климатические условия южных областей способствовали развитию предпринимательства. Научные исследования подтвердили, что заниматься этим делом особенно целесообразно в Крыму, Херсонской области, а также в южных районах Николаевской, Одесской, Запорожской областей. Согласно данным Института южного овощеводства и бахчеводства УААН, почвенно-климатические условия этих мест позволяют получать ранние урожаи с вероятностью 80% и выше.

Давний знакомый авторов этих строк, овощевод с 30-летним стажем из Голопристанского района Херсонской области Владимир Кравченко обращает внимание, что ранее действующей системе потребительской кооперации со складами, транспортом, заготовительными пунктами замены не нашли. И в этом, полагают овощеводы, главная проблема. Нынче выращивание и продажа ранних овощей стали средством выживания для многих сельских жителей. Число семей, занявшихся выращиванием ранних овощей под пленкой, существенно возрастает. Конкуренция острее, а выручка от реализации ранней продукции - меньше. И чтобы обеспечить семью, Владимиру Кравченко и двум его уже взрослым сыновьям пришлось увеличить площади возделывания овощей с 15 до 25 соток. Но риски, связанные с проблемами реализации, многократно возросли. В итоге богатеют не производители ранних овощей, а перекупщики.

В отличие от разобщенных сельских хозяев перекупщики хорошо организованны, каждая категория знает свой маневр. Одни "работают" непосредственно в селах, стремясь по дешевке закупить выращенное на месте, другие, создав с помощью чиновников коррупционные схемы на оптовых и особенно на розничных рынках, не допускают к продаже производителей и их представителей, вынуждая реализовывать выращенное по предложенной цене. Местные эксперты утверждают, что в последнее время влияние посредников в сфере сбыта ранней продукции достигло опасной черты. Эта категория выполняет уже не вспомогательную роль. Экс-директор Великокопаневского оптового рынка, ныне нардеп Федор Негой полагает, что посредники в этом виде предпринимательства представляют мощную силу, противостоять которой сложно: "Доход посредников выше, чем производителей, и составляет 50-70%".

Вряд ли может быть эффективным бизнес, если тот, кто выращивает продукцию, получает меньше того, кто ею торгует. Между тем малый бизнес на ранних овощах кроме коммерции имеет существенную социальную составляющую. Сельские жители, в том числе жители депрессивных районов, создают для себя рабочие места и вовлекаются в рыночные отношения, продлевают сезон свежих овощей, создавая конкуренцию ввозимой из-за рубежа продукции, способствуют импортозамещению. К тому же такой вид предпринимательства не требует больших ресурсов, в том числе земельных. На четверти гектара покрытой пленкой площади семья способна произвести за сезон такое количество продукции, валовый доход от которой составит 300-500 тыс. грн.

Херсонщина, где многие выращивают ранние овощи и ягоды с помощью укрывных технологий и где находятся несколько профильных научно-исследовательских учреждений, дальше других регионов продвинулась в осмыслении того, как разорвать порочный круг и создать надежную основу для развития перспективного бизнеса. Делегации ученых и предпринимателей области побывали в южных странах ЕС, изучили опыт поддержки и развития предпринимательства, связанного с выращиванием ранних овощей и ягод. Те, кто побывал в Италии, отмечают, что в плане выращивания ранней продукции аграрии Херсонщины и их зарубежные коллеги находятся примерно на одинаковом уровне. Даже формы пленочных укрытий и применяемые методы полива похожи. Но что касается инфраструктуры, сбыта выращенного, то тут разница как между небом и землей. К услугам итальянских овощеводов - современные холодильные установки, лаборатории, оптовые рынки с четкими правилами игры. Объединенные производители создали Сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы (СОК) с маркетинговыми и юридическими службами, и теперь имеют все возможности защищать свои права и интересы. После таких поездок в Херсоне была создана Ассоциация сельхозпроизводителей Таврии, которая, в частности, занялась аналитико-справочной работой, чтобы координировать планы и деятельность сельских хозяйств с целью избежать перепроизводства одних видов продукции и дефицита других.

В тесноте и обиде

Однако это только первые наработки. Большинство сельских хозяйств работает по старинке. И даже то, что Херсонщина продвинулась более других, - создан и более полутора десятков лет работает первый в Украине региональный оптовый рынок, - мало меняет ситуацию. Этот рынок был построен ввиду высокого спроса на его услуги, он разместился в удобном для покупателей и продавцов месте - неподалеку от села Великие Копани Цюрупинского района. Учредителем структуры стал местный сельсовет, а с 1995 г. она перешла в разряд частных.

Шестигектарному рынку, где работает около тысячи постоянных работников и полтысячи сезонных, тесно в своих границах. Продавцов и покупателей не устраивает уровень услуг, особенно если говорить об охлаждении скоропортящейся продукции и организации торговли. Соглашаясь с претензиями, учредители рынка разработали план его переустройства и модернизации, предложив местным властям выделить для этой цели 60 га. Но у власти, очевидно, иные планы. Вместо модернизации она попыталась ликвидировать единственный в области и стране рынок такого рода и открыть вместо него несколько оптовых рынков районного масштаба.

Не лучшая ситуация и с созданием СОКов. Они так и не стали массовым явлением в плодоовощной отрасли. В результате производители ранней продукции еле сводят концы с концами, потребители переплачивают, зато паразитирующие на чужом труде дельцы стабильно преуспевают