UA / RU
Поддержать ZN.ua

Капитаны-соучредители

В Одесском порту придумали новую схему махинаций с буксирами .

Автор: Александр Шкопа

В Одесском морском торговом порту (ОМТП) назревает очередной скандал с арендой судов государственного портофлота. После того, как махинации с фирмами "Экофлот" и "Укрфлот-Сервис" попали в поле зрения прокуратуры, руководители ОМТП придумали новый способ нелегального заработка на государственных буксирах.

Нынешняя схема отличается от предыдущей тем, что в ней задействованы капитаны буксиров. Как следует из Единого госреестра юридических лиц,они числятся в соучредителях ООО "Одесса Портофлот", которое подало заявку на аренду государственных буксиров ОМТП. Среди основателей фирмы, зарегистрированной 17 апреля 2018 года – капитаны буксиров "Стивидор", "Кентавр", "Ударник", "Бугаз", "Сфинкс" и "Новатор".

Также в списке соучредителей "Одесса Портофлот" – несколько человек из "винницкой команды" Игоря Ткачука, который 25 мая 2017 года возглавил Одесский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ), а до этого был и.о. директора ГП "Одесский морской торговый порт" (ГП "ОМТП). К примеру, Алена Барчишена была руководителем винницкой фирмы "Аягик", в которой Игорь Ткачук числился соучредителем.

Нынешний и.о. директора ГП "ОМТП" Виктор Войтко тоже относится к "винницкой команде" – ранее он вместе с Ткачуком входил в топ-менеджмент государственного предприятия "Укрпочта". Сам Ткачук входит в окружение премьер-министра Владимира Гройсмана.

Письмом от 7 мая Виктор Войтко сообщает фирме "Одесса Портофлот", что не возражает против сдачи ей государственных буксиров в аренду. При этом он предлагает потенциальному арендатору провести оценку рыночной стоимости судов и предоставить ее результаты Одесскому порту.

Такая оценка была проведена консалтинговой компанией "Бюро оценки Стефанович". Рыночная стоимость одного из самых дорогих буксиров ОМТП, "Патриот", была определена на уровне 36,3 млн. грн., то есть около 1,2 млн. евро по нынешнему курсу.

ZN.UA

Известно, что "Патриот" производства компании Damen поступил на баланс Одесского порта 10 лет назад. Стоимость нового буксира тогда составляла 9,8 млн. евро. По оценкам экспертов морской отрасли, после 10 лет штатной эксплуатации рыночная стоимость подобного судна может составлять около 4,5 млн.евро.

Оценка буксира имеет большое значение для бизнеса: ставка аренды судна определяется как процент от его рыночной стоимости. По действующему законодательству, годовая стоимость аренды не должна превышать 15% стоимости буксира.

На основе этих данных несложно рассчитать недополученную государством прибыль. Если 15% от 1,2 млн. евро – это 180 тыс. евро, а 15% от 4,5 млн. евро – это 675 тыс.евро, то за год неправомерная выгода основателей ООО "Одесса Портофлот" только от одного буксира "Патриот" может достичь почти 500 тыс. евро.Всего же потери государства при аренде девяти буксиров могут превысить 700 тыс. евро.


Ранее Ткачук активно выступал против продажи портофлота частному зарубежному инвестору за $ 50 млн. Сделка так и не состоялась, что было преподнесено руководством порта как победа профсоюза и трудового коллектива.При этом Ткачук не раз высказывался категорически против работы частных буксирных компаний в Одесском порту, подчеркивая, что буксирное подразделение обеспечивает 85% прибыли госпредприятия. "Возле причальной стенки морского вокзала появляются частные буксиры. Кто им дал право здесь пришвартоваться? Кто их пустил в порт?", - говорил он на митинге в порту, будучи руководителем ГП "ОМТП".

Тем временем, доходы госпредприятия неуклонно падают. В 2016 году Одесский порт получил свыше 303 млн. грн. чистой прибыли, плановый показатель на 2017 год составил чуть более 260,6 млн. грн., а согласно финансовому плану ГП "ОМТП" на 2018 год, чистая прибыль ожидается на уровне 119,2 млн. грн.

Одна из причин такого падения – коррупция, в том числе и на буксирных услугах. Прокуратура Одесской области уже ведет расследование против должностных ОМТП, которые получали неправомерную выгоду по предварительному сговору с сотрудниками ООО "Экофлот" и ООО "Укрфлот-Сервис".

Напомним: этим фирмам Одесский порт сдавал в аренду два самых новых буксира из находящихся на балансе – уже упомянутые "Булат" и "Патриот". Ставки аренды были существенно ниже рыночных, из-за чего ежемесячные убытки госпредприятия составляли минимум 3-4 млн. грн.

"Буксирное дело" получило широкую огласку в СМИ и стало предметом депутатских запросов. Видимо, это и вынудило руководителей ОМТП перейти к новой коррупционной схеме.