UA / RU
Поддержать ZN.ua

Назначение виновного

В кризисе неплатежей за жилищно-коммунальные услуги правительство на этих днях определило основного виновника - предприятия коммунальной теплоэнергетики.

Автор: Роман Якель

Дескать, именно они вызывают самые большие беды, поскольку производители устанавливают высокие тарифы на тепло и горячую воду для населения. Но корень проблемы лежит намного глубже - в самих тарифах.

Жителям Украины, у которых доходы- самые низкие в Европе, оказалось не по силам оплачивать коммунальные услуги: газ, тепло и горячую воду - по новым тарифам. Судите сами. По данным Госстата, на конец апреля 2018-го, т.е. под занавес прошлого отопительного сезона, задолженность домохозяйств по поставкам газа составляла почти 15 млрд грн, а за произведенный из него конечный товар - отопление и горячую воду - долги достигли 13,3 млрд грн. Для того чтобы получать субсидию в отопительном сезоне 2018/2019 гг., население эти долги немного погасило (например, на 30 октября долг за тепло и горячую воду снизился до 10,2 млрд грн). Но в зимние месяцы 2019-го неплатежи вновь стали нарастать, как снежная лавина.

На конец января (за февраль статистики еще нет) задолженность населения за поставленный газ превысила 29 млрд грн, а за отопление и горячую воду долг вырос до 20 млрд грн. Невооруженным глазом видно, что эти суммы значительно выше, чем прошлогодние цифры задолженности. Правда, в неплатежах за газ заложены необоснованные начисления со стороны областных и городских газоснабжающих предприятий. Но долги людей за потребленные блага цивилизации растут в геометрической прогрессии.

Правительство не на шутку испугалось вала неплатежей за основные жилищно-коммунальные услуги, который способен парализовать не только бытовой сектор, но и энергетику. Руководство Кабмина убедилось, что жесткие условия предоставления субсидий не побуждают граждан своевременно рассчитываться за блага цивилизации. И высшие должностные лица начали бить если не по коням, то по оглоблям и будто бы протянули руку спасения гражданам под конец отопительного сезона и перед самыми выборами президента.

На недавнем селекторном совещании, посвященном вопросам тарифообразования на тепло и горячую воду, премьер-министр В.Гройсман нарисовал яркую картину диссонансов в тарифной политике предприятий коммунальной теплоэнергетики. Он привел негативные примеры городов Луцка, Кропивницкого и Чернигова, в которых стоимость тепла для населения заоблачная и составляет, соответственно, 1847, 1852 и 1737 грн за 1 Гкал (кстати, в Тернополе тариф на тепловую энергию ненамного ниже - 1746,82 грн), и положительный опыт Мариуполя и Ивано-Франковска (здесь тарифы относительно низкие - 1303 и 1312 грн за 1 Гкал). Почему же, спрашивает премьер, несмотря на одинаковую цену газа для всех теплоснабжающих предприятий, разница в тарифах на тепло составляет от 30 до 40%? Из всего видно, четкого плана действий в таких ситуациях правительство не наработало.

Да, премьер не слукавил, заметив, что проекты модернизации коммунальных котельных и теплосетей, которые позволили бы снизить себестоимость тепловой энергии для населения, очень хромают. Поскольку в прошлом году на их реализацию и подготовку к отопительному сезону 2018/2019 гг. было выделено 12,5 млрд грн бюджетных средств. А использовано всего 3 млрд грн. Но срочные поручения премьера местным органам власти установить тарифы на тепло для населения не выше 1400 грн за 1 Гкал не устраняют проблему. Они лишь отодвигают ее решение на неопределенное будущее.

Правительство не приняло во внимание того факта, что большинству областных центров и крупным городам Украины тариф на тепло и горячую воду устанавливает НКРЭКУ, корректирующая тариф только на смену его отдельных составляющих - газа, электроэнергии, частично - заработной платы, закладывая при этом нулевую прибыль. А в некоторых областных центрах, как, например, Тернополь, Луцк, тарифы для предприятий коммунальной теплоэнергетики устанавливают органы местного самоуправления. Конечно, они не позволят обидеть свои же коммунальные предприятия теплоэнергетики и поэтому утверждают полный расчет тарифов, включающий затраты на газ, электроэнергию, холодную воду для технологических потребностей, повышенную заработную плату и прибыль предприятия. Поэтому тарифы в этих городах Украины ощутимо выше, чем в других, где их утверждает НКРЭКУ.

Правительство не занимается основательным анализом, сколько потребителей тепла осталось на обслуживании каждого из городских предприятий коммунальной теплоэнергетики и, в связи с этим, какие у них операционные затраты на производство тепла и горячей воды; какие зарплаты эти предприятия должны платить своим работникам, чтобы те не оставили работу и все до одного не выехали на заработки за границу. Конечно, городские теплосети могут работать без прибыли (большинство так и работают), но где же тогда брать затраты на инвестиции, на возвращение кредитов международных доноров, которые выделяют по несколько десятков миллионов евро на модернизацию теплоснабжения в крупных городах Украины?

Да, в вопросах обоснованности тарифообразования весомое слово должны сказать контролирующие органы - например, управления защиты потребителей Госпродпотребслужбы или территориальные управления Антимонопольного комитета (для последних должны быть восстановлены полномочия для соответствующих проверок). Яркая иллюстрация: в прошлом году вследствие проверок со стороны управления защиты потребителей в КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" удалось несколько снизить тариф на тепло для населения - с 44,65 до 42,24 грн за квадратный метр. Чтобы сэкономить затраты на газ для производства тепла, целесообразно еще и перевести по несколько котельных в городах на твердое топливо. Для этого сырья - древесной щепы - в городах достаточно. Но такие энергоэффективные мероприятия не дадут снижения себестоимости затрат на топливо в разы и мгновенно.

Руководство правительства всячески уходит от темы, что основная составляющая тарифа на тепло и горячую воду - затраты на природный газ. А в себестоимости тепловой энергии для населения они составляют львиную долю затрат - 63–80%. Цена же на голубое топливо невероятно высока и ныне превышает 8 тыс. грн за 1000 кубометров. При этом правительство кое-как убеждает общество, что вынуждено устанавливать новые цены на газ для населения и, соответственно, для коммунальной теплоэнергетики по результатам сложных и длительных переговоров с МВФ. Правительство подчеркивает, что МВФ требует от Украины уравнять цены на газ для промышленности и населения. Но ведь сейчас цены на газ для промышленности в Украине снижаются ежемесячно, и на март минимальная цена составляет 8,886 тыс. грн, а максимальная - 9,792 тыс. грн за 1000 кубометров. В то же время цена газа для населения движется в противоположном направлении - она неустанно растет. Согласно рассчитанной в "Нафтогазе Украины" формуле, с 1 мая этого года стоимость газа должна вырасти еще на 10% - до 9852 грн, а с 1 января 2020 года - аж до 12 314 грн за 1000 кубометров (почти 460 долл. по нынешнему курсу) и уже существенным образом превысить цену на голубое топливо для промышленности. Тогда в чем смысл такого выравнивания цен?

Никто не сомневается, что путь к энергетической независимости страны - наращивание добычи собственного газа, его учет и энергосберегательные мероприятия. А с этим у украинской власти в течение многих лет никак не клеится. На рынке добычи газа для населения и коммунальной теплоэнергетики до сих пор нет конкуренции. Здесь господствует жесткий монополизм, и не удивительно, что стоимость газа для населения и коммунальной теплоэнергетики необоснованно высока.

Многолетний глава правления "Укргаздобыча" Илья Рыбчич в интервью изданию "Главком" (25.02.2019 г.) уверяет, что у основного газодобывающего предприятия страны, ПАО "Укргаздобыча", себестоимость газа со всеми налогами, рентной платой, повышенной амортизацией сейчас составляет около 80–90 долл. за тысячу кубометров. А если нынешнее руководство этой компании заявляет обществу о себестоимости в 250 долл., то оно имеет в виду себестоимость с капитальными вложениями, которые должны были бы формироваться преимущественно за счет прибыли.

"Укргаздобыча" успешно провалила программу 20+20 (20 млрд кубометров газа в год хватает для потребностей населения, коммунальной теплоэнергетики и бюджетной сферы). Поскольку за 4 года эта государственная компания увеличила добычу газа всего на 1 млрд кубометров - с 14,5 млрд в 2015-м до 15,5 млрд в 2018 г. Илья Рыбчич доказывает: для того чтобы увеличить добычу газа на 5 млрд кубов, надо дополнительно ввести в действие такое количество месторождений, разведанные запасы которых составляют не менее 100 млрд кубометров. Поскольку в Украине месторождения мелкие, и больше чем 5% объема газа из них не добыть... Для того же, чтобы "вытянуть" 100 млрд кубометров разведанных запасов, "Укргаздобыча" должна купить лицензии или выиграть лоты хотя бы на 300–400 млрд ресурса на новых площадях, а возможно, и больше. Четко организовав работу и рационально используя финансовые ресурсы, только через 5 лет можно достичь добычи 19–20 млрд кубометров.

Следовательно, получается парадокс: для того чтобы заставить население экономить газ и тепло, а предприятия коммунальной теплоэнергетики - модернизировать теплоснабжение, надо как можно быстрее загнать их в газовую и теплоэнергетическую кабалу. А уже в затылок дышит принятый парламентом во втором чтении Кодекс по процедурам банкротства, который, в принципе, позволит забирать у физических лиц (населения) движимое и недвижимое имущество. Пусть идут с сумой по миру! И тогда экономить энергоресурсы будет уже действительно некому.