UA / RU
Поддержать ZN.ua

Национальный интерес

Располагая всеми обоснованиями для торговых ограничений в отношении импорта минеральных удобрений, чиновники фактически отдали украинский рынок на откуп иностранным производителям.

Автор: Сергей Следзь

«На сегодняшний день вопрос торговых ограничений, квот и защитных рыночных мер перешел в политическую плоскость... Лоббисты импорта заблокировали введение квот, а также убедили руководство страны, что это решение повредит интересам отечественного АПК (что является ложью и манипуляцией)», — писали накануне принятия решения Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) в своем обращении крупнейшие химические предприятия страны, среди которых «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), «Днепразот», черкасский «Азот» и другие флагманы отечественного химпрома, надеясь достучаться до руководства страны.

Просили не льгот и не дотаций из государственного бюджета, которых сейчас просят буквально все, а всего лишь не принимать противоречащих интересам национальных производителей решений.

К слову, с точки зрения экономических факторов, вводить или не вводить квоты на импорт минеральных удобрений (МУ) и в каком объеме, свой ответ дало Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства, которое с августа 2019 года вело два специальных расследования о фактах недобросовестного импорта МУ в Украину. Можно судить, что в рамках этих расследований вопрос был досконально изучен. 21 мая заместитель министра развития экономики и торговый представитель Украины Тарас Качка заявил, что его ведомство считает целесообразным ввести некоторые ограничения, которые обеспечат прогнозируемость импорта.

Также мне известно, что в посольства большинства стран, продукции которых должны были коснуться торговые ограничения, был разослан отчет Минэкономразвития, в котором страны были предупреждены о грядущих мерах.

Однако странно, что в итоге МКМТ, скрыв от общественности результаты расследований Минэкономразвития, отказала в защите от импорта всем отечественным производителям минудобрений.

А ведь чиновники не просто проигнорировали украинских химиков, они, по сути, подыграли крупным зарубежным компаниям, включая российские.

Противоречивое решение

Недавно крупнейший производитель фосфорных удобрений в США, Mosaic, подал петиции в Министерство торговли США и Комиссию по международной торговле США с требованием инициировать компенсационные пошлины на импорт фосфатных удобрений из Марокко и России.

Причина обращения: «Большие объемы несправедливо субсидируемого импорта из Марокко и России наносят значительный ущерб деятельности Mosaic».

Цель петиции: «Устранение диспропорций, которые иностранные субсидии вызывают на рынке фосфорных удобрений США, и восстановление честной конкуренции».

Интересно, как отреагируют на субсидированный импорт из России и Северной Африки в Вашингтоне?

Нет сомнений, что США сумеют защитить от демпинга тысячи работников компании. Почему тогда в Украине одним своим решением государственные чиновники проигнорировали интересы целой отрасли с более чем 20 тысячами работников? Странность такого решения достойна особого внимания, ведь она граничит со сдачей национальных интересов, хотя формально этими самыми интересами прикрывается…

Ну разве не парадокс: правительство как мантру декларирует защиту и поддержку отечественного производителя в нынешней коронакризисной ситуации и при этом открыто игнорирует запросы о точечных регуляторных решениях от химической отрасли, которая начиная с 2014 года последовательно вытесняется компаниями РФ с украинского рынка.

«Украина под контролем импорта» vs «Импорт под контролем Украины»

Согласитесь, что-то тут не так. Тем более что за это время проведено достаточно много расследований активности российских химических компаний и их дистрибьюторов на украинском рынке. Злоупотребления подтверждались МКМТ с завидным постоянством и заканчивались введением и повышением антидемпинговых пошлин. А с июля 2019 года Украина вообще ввела эмбарго на российские МУ. Тем не менее украинский рынок все равно остается под контролем импорта, в общем потоке которого в нашу страну продолжают поступать и российские удобрения. Особенно хорошо это видно на примере стран, которые в разы наращивают свои поставки в Украину, но не обладают для таких объемов экспорта ни собственной сырьевой базой, ни достаточными производственными мощностями.

Как уже было отмечено, с августа 2019-го по май 2020-го Минэкономики провело два расследования. 21 мая, за день до заседания Межведомственной комиссии по международной торговле, торговый представитель Украины Тарас Качка заявил в Фейсбуке, что квоты будут введены на ближайшие три года (см. скриншот поста).

Казалось бы, никакой катастрофы не предвидится: Минэкономики фиксирует статус-кво сегодняшнего импорта, давая украинским химическим предприятиям лишь один ощутимый бонус — возможность планирования загрузки собственных мощностей с перспективой на 2–3 года.

Но вдруг активный протест возможным решениям МКМТ выразили ассоциации, замеченные в активном лоббировании импорта. Важный момент: лишь одна аграрная ассоциация из активно выступивших против инициатив Минэкономразвития — Всеукраинская аграрная рада (ВАР) — официально участвовала в специальных расследованиях министерства в качестве заинтересованной стороны. Действуя, к слову, в одном ключе с Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), которая также активно выступала против введения квот.

Месседж противников ограничений прост: рынок нельзя ограничивать, так как это будет сделано в интересах крупнейших производителей МУ в Украине — OSTCHEM Дмитрия Фирташа и группы Игоря Коломойского, контролирующей предприятие «Днепразот», которые якобы гарантированно повысят цены. Хотя проблема недобросовестного импорта угрожает всем без исключения химическим предприятиям Украины, вне зависимости от имени собственника.

Как Минэкономики и МКМТ «забыли» о своих же расследованиях

Известно как минимум об одном эпизоде, когда в вопрос импорта минеральных удобрений в Украину вмешался лично президент Владимир Зеленский. По словам главы Госгеокадастра Украины Романа Лещенко, Зеленский на встрече с премьер-министром Шмыгалем и представителями Минэкономразвития заявил, что квоты на импорт минеральных удобрений вводить нецелесообразно, так как это может навредить интересам аграриев.

Неудивительно, что 22 июня МКМТ принимает решение не вводить квоты, то есть отказать национальным производителям в защитных мерах, с удивительной формулировкой: «применение специальных мероприятий противоречит национальным интересам Украины». Без каких-либо расшифровок или уточнений…

Минэкономразвития, в свою очередь, так и не опубликовало свой отчет о расследованиях. До сих пор единственной официальной позицией министерства остается упомянутое заявление Тараса Качки, в котором четко сказано, что итогом расследований будет именно введение квот.

Очевидно, что чиновникам досконально известно, как, например, РФ активно помогает российским предприятиям, особенно сырьевым экспортоориентированным, захватывать внешние рынки. Знают они и о методах и последствиях такого захвата. Однако то ли президент не получил полной информации о ситуации, то ли никто не захотел глубоко в ней разбираться. Но факт остается фактом, — в течение одного месяца Минэкономики и МКМТ кардинально изменили свою точку зрения, забыв о выводах своих же расследований.

Возможно, кто-то скажет, что российские удобрения находятся под эмбарго правительства Украины, а тут речь идет об импорте из таких стран, как Казахстан, Польша, Турция, Литва, Грузия. Почему Украина должна квотировать этот импорт?

И это тезис, с которым необходимо разобраться отдельно.

Подыграли российским корпорациям

Давайте не будем далеко ходить и рассмотрим пример нашего торгового партнера Казахстана, который, как и Грузия, Литва, Польша, Болгария, Сербия, Турция... находится в орбите бизнес-интересов российских химиков.

Да, Казахстан не РФ, в отношении которой введено эмбарго. Но тот самый российский «Еврохим», который был включен СНБО и КМУ во всевозможные санкционные списки, несколько лет назад получил права недропользования на фосфоритовых месторождениях «Аралтобе», «Кесиктобе» и «Гиммельфарбское» в Жамбылской области Казахстана. И уже к 2021 году планирует запустить там завод по выпуску минудобрений, инвестировав 1 млрд долл. Мощность завода составит 1 млн тонн удобрений в год. Будет создано более 2 тысяч новых рабочих мест.

Интересно, такие факты, которые легко проверяются через многочисленные открытые источники, известны нашим специалистам из того же СНБО, спецслужб, не говоря уже о чиновниках, ответственных за международную торговлю?

Очевидно, что внутренний казахстанский рынок слишком мал для потребления таких объемов МУ. Предполагается, что удобрения с новых производственных мощностей в Казахстане будут поставляться в том числе и на украинский рынок, который оценивается в 5,5–6 млн тонн МУ с потенциалом роста в течение пяти лет до 7–8 млн тонн.

Но если бы квоты были введены, это поставило бы под серьезный удар инвестиции россиян в Казахстане. Для «Еврохима» пропала бы уникальная площадка для поставок своей продукции из Казахстана на огромный рынок Украины. Вот почему для того же «Еврохима» решение МКМТ было столь критичным. На кону — инвестиция в 1 млрд долл. и заслон, который могла бы поставить Украина. Но не сделала этого.

И это пример одного лишь Казахстана. Да, во многом показательный. Но именно на таких примерах лучше всего видно, чьи национальные интересы осознанно или просто по незнанию отстояла МКМТ.

«Еврохим» — не единственный бенефициар решений украинских чиновников. В РФ работает как минимум пятерка крупных корпораций, для которых обход украинского эмбарго на российские МУ стал одной из ключевых бизнес-задач последнего времени.

***

Июньское решение МКМТ удовлетворило сразу несколько крупных групп влияния. С одной стороны, иностранных производителей, среди которых главную скрипку по-прежнему играют российские химики, создающие плацдармы для захвата других рынков уже за пределами РФ. С другой — крупных трейдеров-импортеров, для которых вопрос сохранения и роста объемов импорта МУ является вопросом сохранения и развития бизнеса.

В выигрыше остались и крупные аграрные холдинги, являющиеся оптовыми потребителями МУ, для которых любое даже незначительное колебание цен на любой из видов материальных ресурсов — это десятки миллионов в плюс или минус к маржинальности. Их корпоративный интерес так же надежно защищен решением МКМТ и, если верить Роману Лещенко, лично главой государства.

Если говорить о том, кто же заплатит за этот «компромисс», то эта роль, скорее всего, будет отведена людям, задействованным в украинском химпроме. Ведь ясно, что крупные химпредприятия в ситуации отсутствия квот попросту начнут резать свои расходы, чтобы оставаться на плаву и поддерживать свою деятельность хотя бы на грани рентабельности.

Странно, что решения, которые принимает сегодня украинская власть, способствуют созданию тем же «Еврохимом» тысяч рабочих мест в Казахстане (зарплаты этих тысяч сотрудников будут обеспечены в том числе и деньгами, полученными с украинского рынка) и в то же время уничтожают те же рабочие места в Черкассах, Каменском и Северодонецке.

Что-то тут явно не так с национальными интересами.

Все статьи автора читайте здесь