Новая команда налоговых реформаторов, уже успела выдать "на гора" достаточно много разумных и полезных идей. Здесь и налоговая амнистия, и реформирование всех основных налогов, и введение всеобщего декларирования доходов и расходов…
Вместе с тем молодой команде, вероятно, еще сложно понять, что между блестящей идеей и ее реализацией лежит пропасть кропотливой работы, результатом которой должен стать вразумительный текст, внятно реализующий идею, не провоцируя мучительную юридическую изжогу даже у подмастерьев налогового цеха.
К сожалению, новое детище Кабмина, предусматривающее введение т.н. налогового компромисса, вызывает именно такую реакцию. Судя по всему, реформаторы наступили на старые грабли прошлой власти, подготовив законопроект без привлечения налоговых юристов. Таким образом, в целом неплохая идея освобождения от ответственности за налоговую минимизацию клиентов конвертационных центров, при прошлой власти носящих гордое название "сертифицированных площадок", породила проект очередной коррупционной схемы.
Итак, законопроект предлагает предпринимателям со старыми грехами перед налоговым ведомством погашение задекларированных ими налоговых обязательств при условии уплаты 15% от суммы обязательств. (Если таковое обязательство возникло до 1 января 2014 г. и было задекларировано налогоплательщиком на протяжении 60 дней с момента вступления закона в силу).
Вопрос "почему собственно до 1 января 2014 г., если "площадки" успешно функционировали до конца февраля 2014 г.?" оставим на откуп авторов законопроекта. Намного более принципиальной является сама процедура налогового компромисса. Для предпринимателей окажется новостью, что достижения налогового компромисса не гарантировано и зависит от многих факторов. Крайне сложно предсказать, что произойдет после подачи налогоплательщиком "уточняющего расчета налоговой декларации", ведь результат согласования суммы налогового обязательства между налогоплательщиком и налоговиками трудно предсказуем. Таким образом, "явка с повинной" не влечет за собой освобождение от ответственности, а лишь дает шанс на таковое.
По замыслу конструкторов нового доильного аппарата для Буренки отечественного бизнеса процедура согласования включает в себя несколько этапов. Сначала подается уточняющий расчет налоговой декларации за тот налоговый период, в котором предприятие допустило недоплату налога. Затем налоговики проводят т.н. "встречную сверку" с налогоплательщиком, по результатам которой составляется справка. Не стоит удивляться, что "встречная сверка" в понимании законопроекта - это абсолютно иная процедура, чем "встречные сверки", существующие сегодня в п. 73.5 ст. 73 НК. Это подтверждение того, что авторы писали законопроект без привлечения юристов. Намного интересней вопрос о том, что же составляет сущность и содержание самой сверки? Кроме обмена письмами между налогоплательщиком и налоговой, вероятно есть еще какой-то тайный смысл процедуры, умалчиваемый до поры до времени авторами законопроекта. Ведь следующим шагом налогового компромисса или следствием не согласования суммы налогового обязательства в ходе сверки является… да-да, вся та же старая добрая налоговая проверка.
Т.е. если вы не договорились с налоговой службой о сумме налогового обязательства в ходе сверки, вы получаете бонус-плюс в виде налоговой проверки, которая, по замыслу реформаторов, должна проводиться при выявлении факта занижения налогового обязательства. (Как фиксируется факт выявления, на каких основаниях налоговая может прийти к такому выводу - проект умалчивает). Таким образом, шансов "не договориться" с налоговой у лица, вступившего в бурную и извилистую реку налогового компромисса, нет. Здесь как у классика - или в ЗАГС, или в прокуратуру. Ведь заключение о том, что сумма налогового обязательства уменьшилась, налоговая, надо полагать, может сделать просто так, руководствуясь интуицией.
Не надо быть специалистом в сфере налогового права, чтобы понять, что успех налогового компромисса зависит от личных отношений налогоплательщика с руководством соответствующего органа налоговой службы.
В качестве условных гарантий соблюдения правил игры со стороны государства, законопроект содержит норму, запрещающую проведение в будущем проверки плательщика за "уточненные" налоговые периоды. Обращаем внимание: речь идет не о доначислении налога, а только о налоговой проверке. А теперь вопрос: если уточненный налоговый период по НДС - календарный месяц, возможно ли проведение налоговой проверки за следующий либо предыдущий налоговые периоды? Или по другому налогу? Конечно! Причем с последующим доначислением налога.
Однако и это еще не все. Для больших налогоплательщиков процедура налогового компромисса является не добровольной, а обязательной. В случае если налогоплательщик не воспользуется предоставленной ему возможностью, налоговая получит автоматическое основание для его проверки. Будет такая проверка плановой или внеплановой - проект умалчивает, однако ее результат для налогоплательщика предугадать несложно.
Таким образом, законопроект предлагает легальную схему "решения вопроса" по прошлым грехам налогоплательщика с налоговой службой, с весьма непредсказуемыми для него последствиями. Мы умышленно оставили за скобками этого короткого материала анализ неприлично большого (как для такого маленького документа) количества технических противоречий, пробелов и несогласованностей с текстом самого НК, равно как и абсолютно неопределенные процедуру и последствия корректировки отрицательных значений НДС и налога на прибыль. Будем надеяться, инициаторам хватит мудрости привлечь к работе над документом квалифицированных специалистов, что позволит привести его в божеский вид. И заметим, что введение налогового компромисса в предложенном виде в сегодняшнюю налоговую систему до кардинальных кадровых и организационных реформ самого налогового ведомства является преждевременным. Поэтому несложно предсказать, чем закончится этот налоговый компромисс между аппетитами налоговых чиновников и умирающего голодной смертью госбюджета.