Мобильная связь в минувшем году оставалась в нашей стране одним из наиболее интересных, динамичных и перспективных сегментов рынка телекоммуникационных технологий. С одной стороны, она уже стала достаточно массовой для того, чтобы перспективы ее развития волновали широкие круги населения. Например, принятие закона о бесплатных входящих широко обсуждали на рынках и в метро: «Вася, ты не слышал, грят, в следующем году бесплатно базарить по мобиле будем?». С другой стороны, в этом сегменте рынка начинают «крутиться» довольно значительные средства. Так, сделка по покупке контрольного пакета UMC россиянами стала самой дорогой в истории украинской приватизации. С третьей, социально-философской, стороны, мобильная связь совершила не меньшую революцию в информационной связующей планеты, чем Интернет, дав землянам возможность общаться друг с другом в любое время и на любом расстоянии. Слияние же мобильной связи и Интернета в одну технологию станет началом не имеющей аналогов в истории перестройки образа жизни человечества. Посему постараемся отметить основные тенденции этого рынка в году уходящем и предположить, как эти тенденции будут продолжаться в следующем году.
Status quo, или «Kто есть who»
Рынок мобильной связи Украины являет собой почти что дуополию: 90% его объема контролируют два «национальных оператора» — «Киевстар» и UMC. На начало декабря они обслуживали соответственно 1,75 и 1,62 млн. абонентов. Обе компании в разной мере, но контролируются российскими учредителями — UMC пока на 58%, «Киевстар» на 20,1% (о распределении собственности в мобильной связи — ниже). Однако, несмотря на сопоставимое количество абонентов, финансовые показатели, декларируемые компаниями, разные (таблица).
Как видим из таблицы, чуть меньшее количество абонентов UMC заметно больше говорит и платит. Однако некоторые показатели эффективности деятельности компании у «Киевстара» лучше — коэффициент чистой прибыли (отношение ее к доходу) у него составляет 44,5%, тогда как у UMC — 21%. При этом результаты «Киевстара» достигнуты с меньшими вложениями — общий объем инвестиций компании сопоставим с таковым у UMC на начало 2001 года. Некоторые эксперты объясняют это разными подходами к организации работы — например штат UMC составляет более 2000 человек, «Киевстара» — менее 1000, соответственно меньше расходы на его содержание и офисы. Темой отдельного исследования может служить кредитная история обеих компаний — в ее свете их успехи и поражения будут выглядеть совершенно по-иному. UMC и «Киевстар» подчеркнуто относятся друг к другу как к конкурентам, но «валить» друг друга снижением тарифов и «черным» PR, похоже, не собираются. Это слабое, но все же подтверждение подозрений некоторых экспертов об антиконкурентном сговоре этих компаний, выражающемся в удержании тарифов на одинаковом уровне.
Оставшиеся 10% рынка поделены между тремя операторами — «Голден Телекомом» (ТМ Golden Telecom GSM), «Украинскими радиосистемами» (TM WellCom) — УРС и «Цифровой сотовой связью» (TM DCC). Для «Голден Телекома» мобильная связь сегодня является дополнением к основной услуге — корпоративной фиксированной связи, однако 42 тысячи мобильных абонентов в Киеве и Одессе дают сегодня около половины прибыли компании. УРС погрязла в судебных тяжбах между украинскими и корейскими учредителями, однако свои 32 тысячи абонентов в Киеве «держит». Как и DCC — наиболее загадочный оператор, представляющий услуги не то сотовой, не то беспроводной связи: количество абонентов компания не объявляет, эксперты оценивают его в 80 тысяч в восьми областных центрах и нескольких крупных городах востока и юга Украины.
Раз уж вспомнили о DCC, надо отметить и других операторов, предоставляющих услуги квазимобильной связи. Прежде всего это операторы CDMA — ITC, «Велтон-Телеком», «Интертелеком» и «CST Инвест». Хотя им разрешено предоставлять лишь услуги фиксированной беспроводной связи, сделать клон прошивки стационарного терминала, обслуживаемого некоторыми из них, на мобильный не сложнее, чем купить «кораблик» анаши. Имеются небольшие сети, работающие в других стандартах, например львовская «Українська Хвиля» в E-TDMA (протокол
IS-136) и киевский «Сител» в FDMA (протокол DDT2000 является модификацией NMT), по-прежнему работает советская мобильная связь «Алтай».
«Альфа» и «Омега», или Год больших покупок
Минувший год запомнился как год большого передела собственности на рынке мобильной связи. Покупка российской компанией «Мобильные телесистемы» 58% доли собственности в UMC за 198 млн. долл. стала не просто сделкой года, а, можно сказать, сделкой минувшего десятилетия. МТС выкупила 16,3-процентные доли в уставном фонде UMC у Deutsche Telekom и Royal KPN, 25% долю у «Укртелекома», и опционы на покупку 16,3-процентной доли TDC TeleDanmark и оставшейся 26% доли «Укртелекома». Если опционы будут реализованы, к концу 2003 года UMC станет полностью принадлежать МТС.
Несколько менее масштабна, но не менее сложна перестановка в составе акционеров «Киевстара». Сначала в июле норвежская компания Telenor Invest AC за 66,46 млн. долл. выкупила 10,15-процентную долю у компании «Спутник V Холдингз Лимитед» и 6,35-процентную долю у компании «Спутник IV Л.П.» (Павел Лазаренко, говорят, любил расставлять свои инициалы в названиях подконтрольных компаний), таким образом увеличив свою долю в «Киевстаре» с 45,42 до 61,9%. Затем 7,7% акций, принадлежавших Telenor, купило ООО «Сторм» — крупнейший миноритарный акционер компании. Таким образом, на сегодня у Telenor осталось 54,2% акций, у ООО «Сторм» — 40,1%, доля ООО «Омега», которую связывают с интересами «Укрсиббанка» в компании, осталась неизменной — 5,69%. А затем появилась информация о том, что 51-процентную долю ООО «Сторм» (соответственно, 20,1% в «Киевстаре») выкупило российское ООО «Альфа Телеком» (по данным российской «Альфа Групп» ее доля в «КС» составляет 16,2%). Российское участие в «Киевстаре» не ограничивается долей «Альфы»: руководителем «Сторма» и председателем совета директоров «Киевстара» является гражданин России Юрий Туманов, по некоторым данным, экс-сотрудник КГБ и сводный брат Людмилы Кучмы. Структура собственности учредителей «Киевстара» также может послужить предметом отдельного исследования.
Третья сделка года — установление 100-процентного контроля над ООО «Голден Телеком» со стороны российской материнской компании Golden Telecom Inc. Она, мажоритарный учредитель нашего «ГТ», выкупила 10,5 и 29-процентные доли оставшихся учредителей — компаний «Бриг Телеком» и «Агат Телеком» (сумма не разглашается). Напомним, что владельцем 48% Golden Telecom Inc. является все та же «Альфа Групп». В связи с этим поговаривали о возможности консолидации мобильного бизнеса «Альфы» в Украине в одних руках (сегодня он имеется в «КС» и «ГТ»), однако менеджмент российской компании, похоже, не опускается до таких частностей.
Рост рынка: производная уменьшается
В этом году темпы роста рынка мобильной связи несколько замедлились. Ни «Киевстару», ни UMC не удалось реализовать свои планы по удвоению прошлогоднего «первого миллиона» абонентов (хоть не дотянули они до этой цифры не так уж много). Таким образом, в сравнении с 2001-м в этом году темп роста клиентской базы снизился и составил примерно 70—80%. По оценкам экспертов компании AVentures, специализирующейся на инвестициях и управленческом консалтинге в секторе телекоммуникаций, медиа и технологий, скорее всего, в будущем темп роста количества абонентов будет и далее сокращаться. Рост любого рынка описывается так называемой S-кривой (график), и проходит стадии зарождения, развития и насыщения. По оценкам AVentures, рынок мобильной связи Украины уже прошел точку максимальной производной S-кривой. По прогнозам компании, в следующие четыре года рост количества пользователей мобильной связи составит в среднем не более 50%, а в 2005—2006 гг. украинский рынок начнет насыщаться на уровне 10—12 миллионов абонентов.
По мнению экспертов AVentures, для поддержания темпов роста абонентской базы операторам приходится подключать все больше пользователей пакетов предоплаченного сервиса, для которых характерен низкий среднемесячный уровень потребления услуг. В результате их ARPU (доход на одного абонента) падает. Так, по данным AVentures, если в 1999 году средний ARPU по всем операторам составлял 89 долл., то в текущем году он снизится до 14. Официальный средний ARPU у «Киевстара» упал с 17 долл. в начале 2001 года до 13 осенью текущего.
Для кого услуги?
Мировая тенденция развития услуг мобильной связи — движение к 3G, мобильной технологии, которая объединит голосовую связь и передачу мультимедийных данных. Современные 3G-подобные услуги — MMS и GPRS — уже появились и в Украине. Правда, пользовательских терминалов, позволяющих ими пользоваться, не так много, и они достаточно дороги.
Услугу GPRS (высокоскоростную беспроводную передачу данных) и «Киевстар», и UMC предоставляют в тестовом режиме и пока только в Киеве. При этом целевая аудитория GPRS до сих пор не вырисовалась. С одной стороны, по словам представителей компаний, ею считаются менеджеры, желающие иметь мобильный доступ к данным своих офисных компьютеров. С другой стороны, есть довольно много категорий работников, требующих дистанционного доступа к базам данных — начиная от репортеров, заканчивая работниками ГАИ (последние — в идеале). С третьей стороны, GPRS пока светит нам только в столице, тогда как он был бы более актуален в масштабах страны в целом, особенно на автотрассах, а также в Крыму и в Карпатах. С четвертой стороны, тарифы на использование GPRS еще не определены. Если они будут порядка БиЛайновских в Москве (36 центов за мегабайт), среднемесячный трафик в двести мегабайт (переписка по е-мейлу, просмотр новостей и поиск в интернете различной информации) будет выливаться в 70—80 долларов.
Услугу ММS (передачу мультимедийных коротких сообщений), также проходящую тестирование, обе компании анонсировали почти одновременно — в первую неделю ноября. Ее аудитория также не определена, возможно, ею видится молодежь, которая будет обмениваться «прикольными картинками и фотками». Однако моделей телефонов, поддерживающих ММS, еще меньше, чем для GPRS, причем ни те, ни другие по ценам совсем не молодежные. Пара «телефон—цифровая камера» не совсем удобна для реализации присущего молодежи сиюминутного желания отослать фотографию, а камеры, встроенные в Nokia 7650 и тому подобные модели, имеют низкое качество оптики и низкое разрешение светочувствительной матрицы. Однако такую красочную услугу как ММS, легко эмоционально продвигать. Поэтому, возможно, она будет иметь успех и станет «паровозом», который вытащит на рынок другие услуги мобильной передачи данных 3G.
Тарифы: виртуальное снижение цен
Оба доминирующих оператора мобильной связи презентовали в этом году новые сетки тарифных планов. Оба оператора отказались от разделения на бизнес-небизнес время. У каждого по-своему гибкая система тарификации. У UMC на выбор шесть тарифных моделей с разным количеством предоплаченных минут и возможность выбрать из них соответствующую своим средним затратам на мобильную связь. В пакетах L и XL «Киевстара» стоимость минуты падает в зависимости от количества использованного эфирного времени. Аналогичный тарифный план «Выгодный» с падающей стоимостью минуты ввел «Голден Телеком». У DCC ныне действуют 15 различных тарифных планов. Тем не менее, по оценкам экспертов, контрактные абоненты не стали платить меньше: срабатывает психологический фактор «снижение видимых тарифов — увеличение количества разговоров». Например, по оценкам сотрудников «Голден Телекома», введение тарифного плана «Безлимитный» увеличило мобильный траффик компании почти на 40%.
Кстати, в завершающемся году почти все операторы проводили эксперименты с безлимитными пакетами и пакетами с «бесплатными» входящими (точнее, с предоплаченными входящими). Это уже упомянутый тарифный план «Безлимитный» от «Голден Телекома» (абонплата 99 долл., предоплачены все входящие и местные исходящие звонки), тарифный план ХХL от «Киевстара» (абонплата 70 долл., предоплачены 1200 минут входящих), услуга «Бесплатные входящие» от UMC (абонплата 60 долл., предоплачены 1000 минут входящих), целых три пакета ДСС (например, «Безлимитный» — то же, что и у ГТ, но абонплата 150 долл., «Бесплатные входящие секунды» — абонплата 80 долл., бесплатны все входящие и все внутрисотовые). Безлимитные пакеты и пакеты с предоплаченными минутами выгодны операторам — для них это стабильный доход.
Анализируя тарифную политику, нельзя не упомянуть развернувшуюся в конце года драму с «законом о бесплатных входящих». Хоть на него и наложено вето Президента, однако, вероятно, в следующем году он вновь будет вынесен на обсуждение. Мобильные операторы уже развернули активность по созданию системы взаиморасчетов. «Киевстар» заявил о перспективном переходе исключительно на номера через 8-067 для удобства тарификации. Интересна и инициатива «Голден Телекома» о введении специального тарифа на вызовы с и на мобильные номера UMC и «Киевстара»: тариф «Мобильный-мобильный» совпадает с тарифом на внутрисетевые звонки самого ГТ (входящие бесплатны, исходящие 14 центов минута). Это стало возможным благодаря введению системы взаиморассчетов между ГТ и «дуополистами». В общем, не исключено, что мобильные операторы реализуют Calling Рarty Pay даже раньше нового возвращения закона.
И, наконец, отметим, что все вышесказанное касается лишь тех менее чем 30% абонентов, которые пользуются контрактными услугами. Подавляющее же большинство абонентов предоплаченного сервиса по-прежнему говорит меньше и дороже. Зато ограничения на срок действия пакетов предоплаченного сервиса позволяют точно определить минимальное количество поступлений от такого абонента: гривня в день в Ace&Bace от «Киевстара» и Sim-Sim от UMC, 0,24—0,5 долл. в день в UNI от «Голден Телеком». То есть по полтора миллиона гривен в день от «припейдных» абонентов оба основных оператора имеют стабильно.
Покрытие ощущается в роуминге
В Украине и России в отношении покрытия сформировалась тенденция, противоположная европейской. В Европе GSM стал действительно мобильным стандартом без ограничений, которым покрыто 100% территории. Причем даже покрытие стран Восточной Европы, еще несколько лет назад напоминавшее своей лоскутностью сегодняшнее украинское, уже сравнялось с западноевропейским (за исключением разве что Румынии и Болгарии). Однако, чем дальше на восток, тем шире просторы и меньше плотность населения. И GSM, похоже, объективно не в состоянии обеспечить потребность в повсеместной мобильной связи стран СНГ. Причиной тому 30-километровое ограничение радиуса приема базовой станции и низкая плотность населения: сплошное покрытие «бескрайних просторов» просто не оправдывается экономически. Для СНГ GSM, видимо, так и останется стандартом городов и дорог. Для сплошного покрытия этих стран гораздо больше подходит CDMA (у которого радиус действия базовой станции ограничен лишь чувствительностью терминала), особенно низкочастотные его версии. Однако в Украине и России, как мы уже упоминали, его использование в качестве мобильного не разрешено. Что касается применения CDMA-450, который многие специалисты в России видят в качестве федерального стандарта 3G, то у нас об этом не ведется даже разговоров. Хотя… Если учесть, что UMC сегодня материально стимулирует прекращение действия NMT-контрактов, то есть освобождение диапазона 450 МГц, а также влияние российских тенденций на наш рынок, то, возможно, CDMA-450 когда-нибудь появится и у нас.
Однако существующее покрытие всех компаний продолжает развиваться в глубину — в направлении повышения емкости существующей сети и ликвидации в ней «дыр» (зон неуверенного приема) и «затыков» (зон постоянной перегрузки). В крупных городах UMC и «Киевстар» массово устанавливают базовые станции (БС) диапазона 1800 МГц, создавая сплошное поле именно в этом диапазоне. Часть БС диапазона 900 МГц снимается (это видно по маленьким антеннам на шестах от больших) и перебрасывается на покрытие «просторов». Раньше, напомним, оба доминирующих оператора устанавливали БС на 1800 МГц у лишь в местах «затыков», а сплошное поле поддерживалось в диапазоне 900 МГц. Глубину покрытия увеличивает и «Голден Телеком», ранее декларировавший замораживание программы покрытия регионов. В ближайшие месяцы компания установит в столице около 40 БС, ликвидировав таким образом имеющие место «дыры» в основном в помещениях и подвалах.
Число роуминговых партнеров основных операторов растет (даже у ДСС, роуминг у которого достаточно широкий, но «ручной»). Выехав за границу, ощущаешь настоящую мобильность — связь есть везде, даже в европейских горах. Особенно этот контраст ощущают запертые в Киеве абоненты «Голден Телекома». Одно время циркулировал слух о планах ГТ ввести внутринациональный роуминг с одним из доминирующих операторов («Киевстара», имеющего с ГТ общих учредителей, или UMC, чей международный трафик частично идет через коммутаторы ГТ), однако, по всей вероятности, всерьез эта идея еще не обсуждалась.
Вместо заключения — третий
Доминирующие операторы с немалым единодушием доказывают, что выход на рынок третьего конкурента невозможен. Независимые эксперты совершенно ненавязчиво отмечают, что все может быть: в европейских странах операторов по три-пять, и рынка хватает всем при количестве мобильных абонентов в 40–60% населения. Плюс имеется опыт выхода «Мегафона» на рынок Москвы: хоть компания еще не сравнилась по покрытию и количеству абонентов с двумя своими основными конкурентами, однако маркетинг мобильной связи с ее приходом заметно изменился. Успешный выход на рынок «третьего» возможен при условии организации значительного покрытия (хотя бы «большая шестерка» городов-миллионеров, плюс Крым и основные автодороги на первом этапе, областные центры и остальные дороги на втором этапе, который должен наступить быстро вслед за первым) и меньших тарифах. Все это выливается в стартовые инвестиции порядка 100 млн. долл., плюс ежегодные вложения в 30—50 млн. долл. в течение двух—трех лет, когда компания будет работать в убыток. Такие цифры сужают круг потенциальных «третьих» до транснациональных мобильных операторов (например, Vodafone или Orange), российских операторов или «Укртелекома». Хотя западные операторы бегут из Украины, но объем трети рынка мобильной связи даже сегодня составляет 90 млн. долл., что вполне интересно. Так что хоронить идею «прихода третьего» не стоит.