UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ликвидация интеллекта?

Министерство экономического развития и торговли Украины лихо взялось за реформы. Так, недавно был открыт Hi-Tech Office, который, по мнению чиновников, "должен поддерживать новаторские идеи для развития технологий и инноваций, а также реализовывать проекты на основе интеллектуального потенциала украинских ученых". А на днях принято решение ликвидировать Государственную службу интеллектуальной собственности Украины.

Автор: Герман Богапов

Министерство экономического развития и торговли Украины лихо взялось за реформы. Так, недавно был открыт Hi-Tech Office, который, по мнению чиновников, "должен поддерживать новаторские идеи для развития технологий и инноваций, а также реализовывать проекты на основе интеллектуального потенциала украинских ученых". А на днях принято решение ликвидировать Государственную службу интеллектуальной собственности Украины.

Громкий "офис"

Одним из основных направлений деятельности Hi-Tech Office (НТО), как обещает Минэкономразвития, будет поддержка стартапов, помощь в получении финансирования. В дальнейшем при офисе будет создан инвестиционный фонд.

Основателями HTO, с легкой руки Минэкономразвития, стали национальные мобильные операторы "Киевстар" и Vodafone, а еще аутсорсинговая IТ-компания EPAM. Т.е., возможно, им сделали предложение, от которого нельзя отказаться. Из чего это следует? Да хотя бы из того, что два крупнейших мобильных оператора являются заядлыми конкурентами, а "Киевстар" давеча уже запустил собственный телеком-акселератор "ВДНХ-TECh", где благополучно отбирает перспективные стартапы и дает им финансирование. Но, как говорится, чем больше подобных инициатив, тем лучше. Тем более что исполнительный директор организации Андрей Бирюков обещает привлечь к Hi-Tech Office Ukraine таких крупных глобальных игроков, как Microsoft, Oracle, Intel, Hewlett-Packard и Cisco.

Под крылом министерства данное направление курирует Елена Минич, директор департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности, созданного весной 2015 г. Кстати, в недавнем прошлом она плодотворно работала в различных телекоммуникационных компаниях, в частности "МТС Украина", Freshtel, Eurotel Praha, Azerfon-Vodafone, Siemens AG, и поэтому для привлечения инвесторов чиновнику хорошо служат старые связи.

Одна из громких идей от Е.Минич - создание высокотехнологичного офиса.

"Во всем мире вопросами развития и поддержки инноваций, инновационной экосистемы и технологий занимаются министерства/органы власти, отвечающие за развитие экономики. Время, когда инновации были исключительной прерогативой науки и образования, прошло, сегодня на повестке основной и единственный вопрос - как максимально быстро и эффективно коммерциализировать идею", - пишет
г-жа Минич в статье, посвященной открытию офиса.

С точки зрения обывателя, идея привлекательная, но с точки зрения законов Украины, статус офиса не до конца ясен. Вроде бы существует как общественная организация, но собирается заниматься государственными функциями. Странный статус "офиса" подчеркивает отсутствие официального сайта - лишь страничка в Facebook.

Возникает странная абракадабра: вопросом занимается министерство, а не представители бизнеса, частные фонды, профильные ассоциации т.д. Хотя бизнесу, на самом деле, нужны стабильные условия для работы и дистанцирование от органов исполнительной власти, которые должны просто не мешать.

Службу меняют на орган

Главное направление деятельности департамента вызывает еще большее количество вопросов. Ведь ни много ни мало дан старт ликвидации центрального органа исполнительной власти - Государственной службы интеллектуальной собственности (ГСИС).

Так, 23 августа, накануне Дня независимости, Кабмин (по инициативе Минэкономразвития) принял решение о ликвидации ГСИС и дал зеленый свет реализации Концепции реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине.

И тут без парадоксов не обошлось. Ведь реформа от министерства предполагает упрощение действующей системы. "Эта реформа институциональная, т.е. реформа реорганизации существующей формы управления, - объясняет Елена Минич. - Сейчас она трехуровневая: за законопроекты отвечает министерство, под министерством есть ГСИС, а под службой - еще три структуры, выполняющие работу на уровне госпредприятий".

Но дело в том, что данная система всегда была двухуровневой, а в трехуровневую превратилась как раз после создания департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности, который возглавила г-жа Минич. Вот такое получается реформирование...

Учитывая объемы средств, которые проходят через систему регистрации торговых марок, патентирования и другие задачи ИС, у чиновников есть стимул побороться за эти полномочия. Так, в рамках этой борьбы министерство месяцами не согласовывало кандидатуры должностных лиц Службы, необходимые для ее полноценной работы.

Авторы проекта удивительной реформы отмечают, что в большинстве стран мира (около 38%) система управления интеллектуальной собственности подчинена министерству, отвечающему за развитие экономики, торговли и индустрии. При этом забывают уточнить, что органы управления системы интеллектуальной собственностью являются независимыми в 31% случаев.

В министерстве почему-то уверены, что существующая в Украине система защиты интеллектуальной собственности себя полностью исчерпала или даже дискредитировала, поэтому ее надо сломать "до основанья, а затем" подчинить себе.

Заместитель министра Минэкономразвития Наталья Никольская подчеркнула: "Сейчас происходит реформа государственного управления сферой интеллектуальной собственности. Уже одобрена правительством концепция реформирования этой сферы. Следующий шаг - создание Национального офиса интеллектуальной собственности".

Непонятно, почему так необходим Национальный офис интеллектуальной собственности, и чем он будет отличаться от Государственной службы интеллектуальной собственности? Или изменение вывески приведет к внезапному прорыву в сфере защиты ИС? Будет ли это тоже "общественной" организацией по примеру Hi-Tech Office? На эти вопросы ответов нет ни в Концепции, ни в планах Минэкономразвития.

На министерских тормозах

В правительстве принято публично оценивать деятельность ГСИС с помощью "Специального доклада 301" (или на профессиональном сленге - "список 301"), который составляет бизнес-среда международного сообщества. При этом любой Кабмин активно реагировал на подобные документы и делал все возможное, иногда даже в ущерб национальным интересам, для решения проблем, вызывающих недовольство зарубежного бизнеса.

Так, в 2013 г. Украину в "списке 301" обозначили как "пирата №1" в мире. В
2014 г. после событий на Майдане страну поощрили и не включили в отрицательный рейтинг. В 2015-м нас авансом перевели в группу стран приоритетного наблюдения, где находятся Россия, Китай и т.д.

"Три вопроса, которые нам ставили в упрек, - легализация ПО в органах власти, непрозрачная деятельность организации коллективного управления и пиратство в сети Интернет. Все они комплексные и не связаны исключительно с работой системы интеллектуальной собственности. Что касается вопросов защиты прав интеллектуальной собственности, то кроме ГСИС за это несут ответственность также МВД, СБУ, Госспецсвязь, фискальные органы, таможня, суды. Поэтому и был предложен механизм по защите прав интеллектуальной собственности, успешно апробированный во время проведения Евро-2012, когда все действия силовых, фискальных и судебных органов были скоординированы. Мы отправили наши предложения, выверенные временем и опытом, но в Минэкономразвитии их посчитали не эффективными", - отмечает Алла Жаринова, глава ГСИС до февраля 2016 г.

В ГСИС была разработана схема проверки органов исполнительной власти с
целью выявления использования нелицензионного ПО. Работа дала неожиданный и в то же время обнадеживающий результат - в проверенных органах исполнительной власти используется только около 40% нелицензионного ПО. Хотя международные организации - составители "списка 301" - оценивали данный показатель на уровне 82%. Благодаря усилиям Службы уже в начале 2016 г. данный вопрос был снят с Украины полностью.

В сотрудничестве с европейскими специалистами по программе помощи Украине в обеспечении законодательной базы (программа Twinning) был подготовлены законопроекты, которые направлены в Минэкономразвития в первом полугодии 2015 г. "Однако результат оказался странным, усилия оплаченных ЕС международных экспертов были опущены в мусорную корзину, а вместо этого запущен механизм принятия новых законопроектов. По словам этих же международных экспертов, суть законопроектов (новых. - Г.Б.) сводится к узакониванию коррупционных схем в этой сфере, практически введению рабовладельческого строя для авторов", - считает Алла Жаринова.

С подготовленными в недрах ГСИС законопроектами по защите авторского права и смежных прав в сети Интернет (декабрь 2014-го) тоже случилась метаморфоза. Минэкономразвития также не принял их на рассмотрение, а стал изобретать свой велосипед. Как результат, воз и ныне там.

Еврокомиссия обеспокоена тем, что Украина никак не может принять законопроекты по защите интеллектуальной собственности, являющиеся одним из ее ключевых обязательств перед ЕС.

"Были выпущены пять законопроектов. Но большинство из них так и не стали реальностью. Мы до сих пор в центре этого сложного законотворческого процесса. И это немного волнует, потому что их имплементация является одним из ключевых требований к Украине в рамках внедрения зоны свободной торговли с ЕС", - заявил заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности и государственных закупок генерального директората по вопросам торговли Европейской комиссии Педро Веласко Мартинс.

***

Как видим, подача уже разработанных законопроектов больше года тормозится Минэкономразвития, а вместо них сегодня пытаются продвинуть абсолютно другие. Кроме того, статус создаваемого "национального органа" совершенно непонятен экспертам в области интеллектуальной собственности. Неудивительно, что сообщество экспертов в сфере интеллектуальной собственности бьет в набат - всем руководителям силовых ведомств направлено заявление-сообщение о предательстве национальных интересов. Его подписали два десятка известных деятелей в области авторского права.

По мнению заявителей, Концепция, разработанная департаментом развития инноваций и интеллектуальной собственности Минэкономразвития, - "не взвешенное, вредное решение, представляющее угрозу экономической безопасности государства".