На высшие государственные должности назначено множество людей - в прошлом "бизнес-консультантов", "инвестиционных менеджеров", "аудиторов международного уровня"… Что же это за сообщество людей, которые наставляют других на путь истинный?
Понять это нам поможет извечный бестселлер исследователя законов корпоративного управления Сирила Норткота Паркинсона "Свояки и чужаки". Для не очень сведущих напомним, что обобщенный свод законов развития корпоративной бюрократии получил к настоящему времени наименование "законов Паркинсона".
Психиатр
и успокоительное средство
Так вот, по поводу "компетентных консультантов": "Бизнес-консультант для промышленной фирмы - это одновременно и психиатр, и успокоительное средство, без которого она не в силах обойтись, когда психическая напряженность ставит под угрозу ее прежний характер, нормальную жизнь, а порой и физическое существование. Как истеричке становится легче уже потому, что она поведала о своих горестях врачу и узнала про обыденность своего недуга… Но заботливое участие и повадки целителя - это еще не все, что консультант может вам предложить. Рано или поздно последует деловой совет - вот что удивительно.
Вообще-то довольно странно, что солидная компания, руководимая выдающимся управляющим, советом опытных директоров и группой добросовестных управляющих отделениями, приглашает со стороны какого-то бизнес-консультанта, чтобы получить совет, как наладить работу. Если администраторы не умеют организовать труд людей, то зачем они нужны и за что, спрашивается, им платят деньги? И, кроме того, не совсем понятно, почему консультант со стороны лучше правления разбирается в делах фирмы. Эти вопросы давно волнуют широкую общественность, и пришло время ответить на них.
Нам не без оснований кажется, что бизнес-консультанты ничего - или почти ничего - в делах не смыслят. Их право давать советы зиждется главным образом на престижном статусе. При этом типовое заключение для фирмы любого уровня, масштаба и направления деятельности выглядит примерно следующим образом: 1) сменить организационно-штатную структуру (провести сокращение или увеличение штата, тех или иных представителей ввести или вывести из состава правления);
2) купить новую вычислительную машину - символ прогресса [напоминаем, что книга писалась в 70-е годы прошлого века, но напор тезиса до сих пор не ослаб]; 3) в здании правления для лучшей научной организации труда установить (снести) внутренние перегородки и перекрасить стены в более эргономичный цвет.
На самом деле выявляются два основных побуждения, склоняющих администраторов обращаться к бизнес-консультантам. Это случается, во-первых, когда они хотят, чтобы им посоветовали провести уже намеченную ними реорганизацию. И, во-вторых, когда они надеются, что им отсоветуют проводить реорганизацию, которая для них и так невыгодна. Однако единственное полезное воздействие консультантов видится нам в том, что они делают возможным то, на что сами администраторы решиться не могли". Конец обильной цитаты.
Возвращаемся к текущей нелицеприятной действительности. Вероятно, в русле подобных шаблонов статусного бизнес-полит-консультирования многие уже успели услышать статусные предложения о том, что "нынешние здания Кабмина и АП пропахли советскими традициями, их от этого уже не освободить". Необходимо "отрешиться от этих заветов старого мира и отдать здания на реконструкцию под фешенебельную гостиницу, а обновленные структуры "переселить в какой-нибудь бизнес-центр". Чуть дальше продолжает эту традицию категоричное предложение, что "обновленное правительство должно начинать свою работу только по целиком безбумажной технологии", ибо все остальное - недопустимая бюрократия. Немногим ранее из статусных кабинетов киевской
мэрии святые отцы изгоняли дьявола. Сейчас там снова устанавливают прозрачные перегородки.
В целом не возражаем против подобных "деловых советов", но почему-то кажется, что заниматься этим нужно было до начала веерного отключения электроснабжения. Эргономичный цвет окружающих стен не имеет уже ровным счетом никакого значения, если писать приходится при лучине.
"Как там у них"
Еще одна цитата. "Но ведь и консультанты дают иногда дельные советы, которые заранее самими администраторами не продиктованы. Происходит это благодаря тому, что консультант имеет возможность сравнивать учреждения, в которых он бывает. Выбрав лучшие, он уверенно критикует непохожие на них. В этом смысле его советы - а они, как ни странно, изредка действительно нужны - могут оказаться вполне здравыми".
Отсюда второй рациональный вывод. Безвозвратно прошло то благостное советское прошлое, когда опытом делились по доброте душевной. Когда можно было взять командировку "по обмену опытом", поехать к своим отраслевым собратьям посмотреть "как там у них". По нынешним временам в конкурентной экономике это как-то не принято. И даже более того - категорически скрывается. Именуется "коммерческой тайной". И вот тут мы приходим к тому, что обмен опытом становится платным. Вполне коммерческим направлением деятельности под названием бизнес-консультирование. Когда некоторое третье лицо, связанное определенными обязательствами предпринимательской этики и не являющееся непосредственным конкурентом, может посмотреть "как там у нас" и "как там у них" и на этой основе дать дельный совет.
А могут ли успешные бизнес-консультанты впоследствии становиться успешными руководителями? И тут всплывает третья цитата из все того же источника.
"Делая успешную карьеру в реальной экономике, вы периодически сталкиваетесь с бизнес-консультантами и то и дело подумываете: а не ступить ли и мне на эту стезю? Поразмыслив, вы наверняка придете к заключению, что управлять трудом других гораздо сложнее, чем рассказывать, как им надо управлять".
"Биологи утверждают, что полевые цветы опыляются пчелами, и хотя этот процесс пытаются сейчас механизировать, сущность его остается прежней. Консультанты утверждают, что перепархивая из одного учреждения в другое, они способствуют их расцвету и размножению. Вероятно, так многим пчелам кажется, что именно они придают пыльце живительные свойства. С насекомых спрос невелик; но вот пчелки бизнеса, похваляющиеся собственными идеями, наверняка привирают. Пыльца создается и оживает в полях, идеи - в мире предпринимательства. А уж перекрестный перенос идет тем интенсивней, чем больше размножаются пчелы. Пчеловоды еще помнят то время, когда их заставляли платить за медоносные пастбища для пчел. Но наука шагнула вперед, и теперь владельцы полей должны платить пчеловодам. На сегодняшний момент пчелки бизнеса размножились невероятно. Хотя предпринимательству необходимо перекрестное оплодотворение, но ему не нужно слишком много переносчиков идей".
Кто не умеет - тот учит?
На эту тему есть еще один характерный принцип бюрократического менеджмента, известный как "принцип Питера". В своем вечно актуальном труде этот автор утверждает, что "каждый менеджер продвигается по служебной лестнице ровно до того момента, пока не достигает максимальной степени своей некомпетентности. И на этой должности остается". Звучит как шутка, однако автор на объективной основе это доказывает. Процедура примерно такова. Пока вы подаете надежды, вас двигают все выше и выше. Ровно до того момента, пока с очередной должностью вы не справляетесь. И на этой должности вы остаетесь. Поскольку формально выполняете свои обязанности и снять вас не за что. Да к тому же приходится ставить под удар тех, кто вас на эту должность лоббировал. Ну а кому на самом деле нужны эти проблемы?
Паркинсон с этим не совсем согласен. Точнее, он согласен, что принцип Питера выполняется в идеальных условиях. Но в условиях реальной жизни управленческая пирамида все же сокращается кверху, поэтому не все дико растущие успевают достигнуть максимальной степени своей некомпетентности. И потому, не ко времени задерживаясь на нижестоящих должностях, все же делают что-то полезное. Хотя в наших украинских условиях мы стараемся и это ограничение преодолеть: максимально расширяя должностную пирамиду кверху.
После этого обильного цитирования классиков мы из вежливости не будем переходить на личности. А всего лишь констатируем, что в сегодняшнем "правительстве технократов" как никогда поставлен ребром вопрос - опровергнуть классический тезис: "Кто умеет - тот делает, кто не умеет - тот учит". И прошлые "консультационные" заслуги тут в зачет не идут.