UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игорь Калетник: «Будут ли мне аплодировать? Не мне судить…»

В очередной раз на границе меняются правила таможенного оформления, вступил в силу новый Таможенный кодекс. Что изменится?

Автор: Юрий Бутусов

25 июня в Украине отмечается День таможенной службы. Помянут таможню в этот день не только те, кто стоит на страже внешнеэкономических интересов Родины, но и те, кто с этими стражами сталкивается по делам бизнеса, - сотни тысяч предпринимателей. Год назад ZN.UA уже публиковало интервью к этой дате с главой Государственной таможенной службы Игорем Калетником, которое имело большой резонанс. В этом году мы продолжаем тему. Информационных поводов достаточно.

В очередной раз на границе меняются правила таможенного оформления, вступил в силу новый Таможенный кодекс. Что изменится? Глава Нацбанка Сергей Арбузов взял под контроль управление всеми фискальными органами и финансовыми потоками, которые они генерируют. Каковы последствия? В очередной раз коллеги из СБУ преподнесли руководству ГТСУ праздничный «подарок» - арест высокопоставленного сотрудника таможни. Год назад громкий скандал разгорелся в связи с делом начальника таможенного поста И.Зорина, сейчас был арестован первый замначальника Киевской областной таможни С.Наумов. Что за этим шагом? Скоро парламентские выборы и высоковероятная смена кадров в исполнительной власти. Сохранит ли Калетник место председателя ГТСУ? Итак, судите сами об итогах и перспективах работы таможни по интервью, в котором, надо отдать должное, Игорь Калетник постарался ответить на все вопросы.

- Таможня - ключевой инструмент регулирования экспортно-импортных операций государства. Какова структура и тенденции украинской внешней торговли?

- Показатели работы таможни демонстрируют результаты экономической политики в целом. Давайте посмотрим на цифры в динамике, чтобы было понятно, куда мы идем. Итак, в 2011 году товарооборот Украины составил 152 млрд. долл., что на 42 млрд. (или 38%) больше, чем в 2010-м. При этом рост экспорта составил 43% и значительно опередил рост импорта, достигший 33%. По стоимости экспорт составил 83,8 млрд. долл., а импорт - 68,4 млрд. 2011 год показал очевидные позитивные тенденции во внешней торговле Украины.

- В каких отраслях конкретно?

- Например, мы помним о кризисе в мясо-молочной промышленности, последствия которого ощущаются до сих пор. Так вот, анализ показывает, что отрасль постепенно восстанавливается. В 2011 году было экспортировано из Украины 12,5 тыс. тонн свинины на сумму 57,6 млн. долл. Это в 21 раз превышает показатель 2010 года.

Рост экспорта произошел в том числе и за счет нормализации отношений с нашим важным внешнеторговым партнером - Россией. Экспорт мяса птицы вырос почти вдвое по сравнению с 2010-м - до 79 млн. долл. Основные потребители - Казахстан и Вьетнам. Для сравнения: в докризисном 2007 году экспорт мяса птицы составил лишь 6,2 млн. долл., в то время как импорт - 56,3 млн. Экспорт товаров легкой промышленности увеличился на 18%.

- Сохраняются ли эти тенденции в 2012 году? Приведите динамику экспорта и импорта, включая объем грузов и их таможенную стоимость.

- В январе-мае 2012 года товарооборот составил 62,3 млрд. долл., что на 4 млрд., или на 7%, выше показателя аналогичного периода 2011-го. Объемы импорта выросли на 2,4 млрд. долл., объемы экспорта - на 1,5 млрд. За пять месяцев 2012 года было импортировано 33,7 млн. тонн грузов на сумму 34,2 млрд. долл. - рост стоимости составил 8%. Экспорт составил 68,9 млн. тонн грузов таможенной стоимостью 28,2 млрд. долл., рост стоимости - 6%.

- Статистика приводит к неутешительным выводам - налицо резкое замедление темпов прироста внешней торговли. Причем импорт резко обогнал экспорт, что отягощает и без того шаткий платежный баланс. Видимо, это говорит об обострении экономического кризиса накануне парламентских выборов.

- Это не так. Давайте посмотрим на ситуацию на макроуровне. На первом месте в структуре импорта - поставки машин, оборудования и транспорта. Структура экспорта такова: на первом месте металлы и изделия из них - 31% общего экспорта из Украины, 8,7 млрд. долл. по стоимости, 12,3 млн. тонн по весу. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках стоимостный показатель металлов упал на 7% по сравнению с 2011 годом. На втором месте по экспорту продовольственные товары и продукция сельского хозяйства - 24% в структуре экспорта, 6,7 млрд. долл. по таможенной стоимости, 17,1 млн. тонн по весу. Несмотря ни на что, здесь сохраняется устойчивый рост - 39%! На третьем месте экспорт машин, оборудования и транспорта - 18% в структуре экспорта, 4,9 млрд. долл. по стоимости, 872 тыс. тонн по весу, рост сохраняется - на 13%. На четвертом месте продукция химической промышленности, каучук - 9% в структуре экспорта, 2,5 млрд. долл. по стоимости, 4,1 млн. тонн по весу, рост - 4%. И на пятом месте минеральные продукты - 6% в структуре экспорта, 1,7 млрд. долл. по стоимости, 26,6 млн. тонн по весу, рост - на 0,2%.

Основная причина замедления темпов прироста товарооборота заключается не в кризисе, а в том, что в 2011 году был наведен порядок на границе. И легализованы практически все экспортно-импортные операции. Резкий прирост произошел именно из-за того, что были единовременно выведены на свет теневые схемы импорта. Разумеется, таких взрывных темпов прироста каждый год экономика показывать не может.

Причины превышения прироста импорта над экспортом связаны с рядом факторов. Проведение в Украине Евро-2012 и реализация в связи с этим инфраструктурных проектов, которые потребовали ввоза оборудования и транспорта. Изменение самой структуры украинской экономики под влиянием мировых рынков - падает вес металлургической отрасли, экспорта сырья, растет значение экспорта продовольствия и промышленной продукции. К концу года показатели импорта и экспорта выровняются. Считаю обнадеживающим признаком то, что основной статьей импорта являются оборудование и машины - эти поставки позволяют прогнозировать дальнейший рост производства в Украине. Это означает, что бизнес инвестирует в обновление и модернизацию производственной базы, планируются долгосрочные инвестпроекты, сохраняется занятость и рабочие места.

- После того, как в марте неофициальным куратором таможни был назначен глава Национального банка Сергей Арбузов, поступления в бюджет начали расти чуть ли не по два миллиарда ежемесячно. Почему эти «внутренние резервы» ранее не заходили в бюджет? В чей карман поступали?

- Думаю, что ваш вопрос содержит некоторые не вполне точные допущения… Во-первых, управление таможней осуществляет правительство Украины. Непосредственным координатором нашей работы является министр финансов Юрий Колобов. Во-вторых, в марте были установлены новые тарифы на таможенное оформление, а также ликвидированы многие необоснованные льготы по уплате таможенных пошлин. В результате усиления контроля за четыре месяца 2012 года база налогообложения была увеличена на 6,8 млрд. грн. Сумма дополнительных поступлений в бюджет от корректировки таможенной стоимости составила 1,7 млрд. грн. Соответствующие нормативные акты подготовлены таможней по согласованию со всеми компетентными органами. Слаженная политика правительства привела к устойчивому росту платежей в бюджет. Принята новая нормативная база, которая такой рост обеспечивает. Полагаю, я дал полный ответ на ваш вопрос.

- Спросим по-другому - взгляды Януковича на происходящее на таможне сейчас формирует Арбузов?

- Информацию о деятельности таможни президент получает из всех компетентных органов, в том числе и лично от меня. Я достаточно часто докладываю главе государства ситуацию. Виктор Федорович уделяет внимание многим вопросам, например вопросу упрощения оформления грузовых таможенных деклараций, требует детальных докладов. Администрирование таможенных платежей осуществляется под жестким руководством на всех уровнях власти.

- Какова была реакция Януковича на видеосюжеты в Интернете, которые выкладывают сейчас декларанты грузов, где видно, что сотрудники Южной таможни нарушают установленные Таможенным кодексом нормы на оформление таможенной декларации - четыре часа? Почему необоснованно штампуются карточки отказов?

- Глава государства будет в обязательном порядке проинформирован по данной ситуации. Мы на эти ролики отреагировали мгновенно. Проведена коллегия ГТСУ, где дана оценка действиям всех сотрудников таможни, ставших «героями» роликов, все случаи затягивания таможенного оформления были проанализированы, вынесены решения по существу. Здесь есть объективные причины - новый кодекс вступил в действие в рекордные сроки, и не все сотрудники сумели перестроиться. Уверен, пройдет еще месяц, и мы уже не услышим о подобных нарушениях.

Ключевой фактор здесь - новая система контроля действий таможенников, мы передаем эти функции в руки самих предпринимателей. Предприниматели смогут самостоятельно фиксировать в электронных системах таможни дату и время подачи ними таможенной декларации. Для этого в пунктах таможенного оформления установлено более 220 информационных терминалов. После подачи декларации декларанты получат распечатанные талоны, в которых, в частности, указываются дата и время подачи таможенной декларации. Введенная в терминал электронная копия таможенной декларации передается сотруднику таможенного органа для целей таможенного оформления.

- Почему в таможне по-прежнему отсутствует электронная система документооборота, нет электронных регламентов работы таможенников? Почему нельзя создать в XXI веке такую же электронную таможню, как в европейских странах, в Грузии, где предпринимателю вообще не нужно контактировать с таможней - все процедуры и переписка осуществляются дистанционно, с помощью электронной цифровой подписи?

- Вы говорите о реформе, которая должна затронуть не только таможню, но и весь государственный аппарат Украины. Только внутри таможни полностью электронный документооборот построить нельзя. Ведь документы из других государственных ведомств поступают на бумаге. Многие межправительственные соглашения предусматривают, что документы для таможенного оформления подаются исключительно в письменном виде. Кроме того, необходимо дополнительное финансирование, которое пока не предусмотрено бюджетом.

Таможня сейчас занимает одну из лидирующих позиций в создании системы электронного управления по сравнению с другими государственными органами. Мы добились серьезных успехов в построении электронной таможни. Так, внедрена процедура электронного декларирования по периодическим таможенным декларациям. Реализовано использование электронных реестров при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров с использованием железнодорожного транспорта. По состоянию на 13 июня 2012 года таможни оформили 46722 электронные декларации. Процедуры электронного декларирования используют 3022 предприятия. Важнейшее значение имеет отказ от использования сканированных электронных копий документов. После вступления в действие новой редакции ТК для оформления вместе с грузовой таможенной декларацией подаются лишь декларация таможенной стоимости и инвойс. Чтобы устранить все неудобства для предпринимателей, мы начали бесплатную выдачу электронных подписей для бизнеса - 516 таких ключей предприниматели уже получили.

- Когда все пункты таможенного оформления будут оснащены видеокамерами и будут обеспечены мониторинг и запись всех машин, проходящих границу и поступающих на контроль?

- Считаю нашим большим успехом, что работа по оснащению пунктов пропуска и оформления системой постоянного видеонаблюдения в основном выполнена. Это удалось сделать в самые сжатые сроки. В настоящее время более 70% таможенных органов обеспечены видеоконтролем, установлено более 2500 видеокамер, информация с которых в режиме реального времени поступает в мониторинговый центр, анализируется и архивируется. Более того, каждая система видеонаблюдения оснащается устройствами для автоматического считывания автомобильных номеров.

Решение этой проблемы, давно назревшей для таможни, позволило нам на порядок снизить риски от провоза через границу крупных партий контрабанды. Теперь невозможно закрыть глаза на какую-либо проехавшую через таможенный пост машину. Установка видеокамер нанесла колоссальный удар по контрабанде, что повлияло на рост легального импорта в Украину. Если машина будет арестована в Украине с контрабандным грузом, правоохранительным органам не составит труда определить, через какой пост проехала машина, кто разрешил ее проезд. До конца года практически все таможенные посты будут оснащены видеокамерами.

Хотел бы отметить, что, решив эту проблему, таможня внесла большой вклад не только в защиту экономических интересов государства, но и в обеспечение безопасности страны. Автоматизированный контроль и учет автомобильного транспорта, пересекающего границу, важен и для правоохранительных органов.

- И все-таки, когда в таможне исчезнет главный стимул коррупции - создание искусственных очередей на оформление?

- Очередей уже сейчас нет никаких. Несколько роликов в Интернете о том, что где-то нарушен срок оформления, - повод для служебного расследования именно в силу своей нетипичности. С момента вступления в силу нового Таможенного кодекса среднее время оформления декларации в режиме импорта составляет 1 час 50 минут, в режиме экспорта - 44 минуты. Карточки отказов в принятии декларации у нас находятся на постоянном контроле. Можете не верить моим словам, но пообщайтесь с самыми объективными контролерами - с представителями Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты, с торговыми атташе посольств. Мы работаем в тесном контакте.

- Думаю, факт появления роликов - это свидетельство того, что бизнес до предела допекли необоснованные отказы и проволочки. Украинские бизнесмены - «терпилы» по характеру, которые молчат при любых раскладах, и даже когда бизнес убивают, не сопротивляются. При презентации нового Таможенного кодекса много говорилось об упрощении процедур таможенного оформления. В ТК есть нормы, согласно которым товары могут оформляться в режиме импорта на основе предварительной декларации. Но как мы видим по обратной связи, на практике эта норма не работает. Почему таможня игнорирует положение ТК?

- Таможня не игнорирует это положение, просто оно еще не вступило в силу. Статья 259 Таможенного кодекса - революционная норма, предусматривающая новейшую технологию таможенного оформления товаров, которые ввозятся в Украину. Предусмотрена возможность выпуска товаров в заявленный режим после пересечения ними таможенного кордона, без предъявления их внутренней таможне, которой оформлена предварительная декларация. Такое решение принимается внутренней таможней на основе анализа рисков.

Обязательными условиями для принятия решений про выпуск товаров является заполнение предварительной декларации в полном объеме, ввоз в Украину полного объема декларируемых товаров, уплата налогов, необходимых для помещения в таможенный режим. Когда вступит в действие? Во-первых, согласно статье 246 нового кодекса порядок выполнения таможенных формальностей должностными лицами таможенных органов определяется Министерством финансов. Таможенная служба подготовила проект приказа, где определяется порядок выпуска товаров по предварительной декларации. Этот приказ подан Минфином на регистрацию в Минюст. Мы ждем в ближайшее время этой регистрации. Во-вторых, технология выпуска товаров по предварительной декларации без предъявления их внутренней таможне требует внедрения соответствующего программного обеспечения. Комплекс решений по полной автоматизации этого процесса практически готов.

Основная причина задержки с практическим применением предварительного декларирования заключается в очень сжатых сроках вступления в силу ТК после его принятия. Эти проблемы будут решены очень скоро.

- Почему принятие нового кодекса привело к правовому хаосу на таможне?

- Не преувеличивайте, никакого хаоса нет, есть проблемы с внедрением правоприменительной практики. На время вступления в силу всех норм кодекса действуют переходные положения. Все процедуры прописаны, но некоторые из них еще не детализированы. И это естественные проблемы, потому что кодекс представляет собой реформу национального масштаба. Вдумайтесь, в результате принятия кодекса утратили силу три закона и 44 постановления Кабинета министров. Для практической реализации нового ТК правительство приняло 39 новых постановлений.

- Как в этих переходных условиях работать бизнесу? Старые правила были неудобны и архаичны, новые еще в переходной стадии, и снова получается, что решающую роль играют коррупционные связи с отдельным чиновником.

- Не на словах, а на деле государство сейчас меняет сознание таможенников. Мы полностью изменили отношение сотрудников к бизнесу, принят новый порядок работы. На селекторные совещания с начальниками таможен мы приглашаем всех желающих предпринимателей - с возможностью высказать любые конкретные замечания и предложения. Мною подписан приказ, что на запрос бизнесменов руководству таможни письменный ответ должен поступать не через три, пять или десять суток. Ответ должен даваться за один день. В случае обращения с просьбой о личной встрече по проблемным вопросам со стороны Американской торговой палаты, Европейской бизнес-ассоциации, иностранных посольств встреча с ними должна происходить в ближайшее время на уровне не ниже заместителя председателя Государственной таможенной службы.

- А нашим предпринимателям как попасть на прием? Через какое посольство?

- Наши граждане после обращения могут также без проблем записаться на прием к сотруднику не ниже начальника департамента.

- А почему для украинцев такая дискриминация по сравнению с иностранцами?

- Дискриминации никакой нет, главное, что проблемы должны решаться в срок и по существу. Более высокий статус рассмотрения запросов посольств связан с целями нашей экономической политики - нам поставлена задача создания максимально благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в Украину. Мы должны создать доверие и комфорт тем иностранным компаниям, которые ведут бизнес в нашей стране, чтобы как можно скорее интегрироваться в мировую экономику. Поэтому в настоящее время эта задача имеет высший приоритет. И это не наше ноу-хау - это обычная практика в большинстве цивилизованных стран, которые заинтересованы в привлечении инвесторов. Мы должны создать международному бизнесу привычные, то есть максимально комфортные, условия.

- Судя по тому, что главный инвестор Украины - кипрские офшоры, таможне следовало бы создать максимально комфортные условия именно для украинского бизнеса. Ведь если нашим здесь будет удобно работать, то и иностранцев не придется агитировать. Украину дискредитирует прежде всего отношение к национальному бизнесу. Год назад в интервью с вами к Дню таможенника я привел данные члена Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и представителя Союза независимых перевозчиков Александра Захарова о колоссальных очередях на растаможку, о нарушении сроков оформления, что приводит к колоссальным убыткам транспортных предприятий. Спустя год транспортная компания Захарова разорилась - она не выдержала постоянных простоев на таможне. АСМАП представила ZN.UA данные по движению автоконтейнеровозов по состоянию на 20 июня - в Одесском порту некоторые фуры стоят с апреля! Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- Я приглашаю г-на Захарова и любого бизнесмена в мониторинговый центр, приглашаю прийти на прием к руководству Южной таможни и разобраться, что происходит на самом деле. Очередей нет, но за таможенное оформление надо действительно платить - и очень высокие цены. Вы можете не верить моим словам, но деньги в государственной казне являются самым убедительным доказательством, что таможня работает эффективно. Платежи растут по всем направлениям, а это значит, что и контейнеры, и фуры выезжают, и суда плавают. Давайте разделять бизнес и эмоции. Есть транспортные фирмы, которые разорились, и есть фирмы, которые продолжают работать. Ситуация в Одесском порту находится на постоянном контроле, и больших скоплений контейнеровозов там нет. Сколько машин, по данным АСМАП, находится в порту с апреля?

- 20.

- За это время через порт прошли тысячи контейнеров. Всего у 20 контейнеровозов возникли проблемы. Это значит, что эти проблемы носят единичный характер, и обобщать ситуацию по отрасли на этом примере нелогично.

- Но нелогично предполагать, что 20 контейнеровозов с водителями два месяца стоят просто так, от нечего делать. Им гораздо дешевле было бы растаможить товары, чем терпеть такие убытки. Нет ли здесь оснований подозревать коррупционные мотивы создания пусть небольшой, но очереди?

- Посмотрите на ситуацию под другим углом зрения. Без системной борьбы с коррупцией достичь многомиллиардного роста поступлений в бюджет, согласитесь, было бы невозможно. Мне кажется, что доходы бюджета являются лучшим и очевидным показателем успеха нашей работы по легализации импорта и повышению достоверности декларирования товаров. Дотошное отношение таможни к оформлению грузов оправдано практикой. Например, на Киевскую региональную таможню был заявлен груз изделий из мрамора стоимостью 83 тыс. долл. Проверка потребовала времени, как вы понимаете. Можно было бы сразу пропустить товар в Украину? Можно. Но мы послали запрос властям Италии, и когда он пришел, выяснилось, что стоимость указанного товара из мрамора составляет 1,4 млн. евро! Также в Киев поступили для оформления вагоны метрополитена из России. В декларации указано 1,8 млн. долл., но на самом деле их стоимость составила 2,5 млн. долл. Таких перекрытых нами лазеек - сотни. Но каждый раз, чтобы разобраться, это, естественно, требует времени. Те сотрудники, которые покрывают ввоз товаров по заниженной стоимости, увольняются беспощадно.

Давайте посмотрим статистику. В 2009 году за нарушение служебной дисциплины было уволено 44 сотрудника, в 2010-м - 280, в 2011-м - 409. А в 2012 году за пять месяцев - 212 человек. Мы сами избавляемся от тех, кто вызывает подозрения, кто замечен в нечистоплотности и непрофессионализме. В 2012-м правоохранительные органы в отношении должностных лиц таможен возбудили 22 уголовных дела, осуждено пять сотрудников. Поэтому если груз стоит в порту, возможно, там есть для этого все необходимые основания.

- Складывается впечатление, что увольняют только мелкие коррупционные винтики и тех, кто не выполняет команды. Ведь почему-то вы держите на службе экс-главу Южной таможни Татьяну Бойченко, которая является, как можно предположить из решения суда, одним из фигурантов уголовного дела, возбужденного налоговой милицией по факту уклонения от уплаты налогов фирмой, работавшей через Южную таможню. Не дискредитирует ли всю борьбу с коррупцией на таможне сохранение на высоких должностях людей, связанных с группировкой Юры Енакиевского?

- В СМИ и Интернете есть много различной информации. Я как руководитель осуществляю кадровую политику на основе поступивших ко мне материалов правоохранительных органов. Если бы нам поступили официальные документы о причастности названной вами особы или любого другого сотрудника к противоправным действиям, решение было бы принято мгновенно. Но никакой официальной информации по Бойченко к нам от налоговой милиции либо от других ведомств не поступало.

- Колоссальный резонанс в СМИ получил арест первого заместителя начальника Киевской областной таможни Сергея Наумова. Наумов был арестован по обвинению в получении взятки в особо крупных размерах. По неофициальным данным, размер взятки якобы составил 300 тыс. евро. Если чиновники такого калибра берут взятки прямо сейчас, значит, ваша борьба с коррупцией не мешает им воровать. Это дает все основания говорить о системе коррупции на таможне. Как вы прокомментируете дело Наумова?

- Мне неизвестна информация об обстоятельствах дела Наумова, таможня не получила соответствующих данных. Но как мне докладывали, 15 июня он был действительно задержан, вместе с ним был задержан также начальник сектора Киевской областной таможни. Начальник сектора после выяснения обстоятельств был отпущен сразу. Наумов был также выпушен на свободу - 18 июня его дело рассмотрел Печерский суд.

- 300 тысяч евро взятки - это, безусловно, не повод для ареста… Судья, похоже, 18 июня стал богатым человеком. Надеюсь, вы не будете покрывать Наумова, несмотря на сомнительное решение судьи, которое само по себе стало коррупционным скандалом?

- Этот вопрос не находится в сфере моей компетенции. Насколько я знаю, согласно решению, суд не счел достаточными доказательства вины Наумова. Детали мне неизвестны.

- Будет ли уволен Наумов, понесет ли ответственность руководитель Киевской областной таможни, чувствуете ли вы свою личную ответственность?

- Мы держим ситуацию с Наумовым на контроле. Безусловно, как только мы получим официальную информацию от следственных органов, решение будет принято незамедлительно и, поверьте, без всякого снисхождения. Я чувствую личную ответственность за выполнение поставленных передо мной задач по наполнению бюджета. Мы оказываем всю возможную помощь правоохранительным органам в борьбе с коррупцией на таможне. Но мы вынуждены работать с теми кадрами, которые есть. Перевоспитать за один день всех сотрудников невозможно. Уровень коррупции на таможне не превышает масштабов этой проблемы в других государственных органах.

В настоящее время мы внедрили комплекс мероприятий, которые резко снижают саму возможность злоупотребления служебным положением сотрудниками таможни.

Это, прежде всего, электронное декларирование - без контакта с инспектором. При единоличном таможенном оформлении нет необходимости проходить несколько этапов таможенного оформления, что устраняет возможность для инспекторов искусственно затягивать оформление и перекладывать ответственность. Все вопросы таможенной стоимости, классификации, лаборатории решает один человек. И ответственность несет персональную. Введение временных нормативов таможенного оформления и системы контроля со стороны предпринимателей. Внедрение системы анализа рисков. Обмен предварительной информацией об импорте и экспорте с приграничными странами - Молдовой, Россией, Беларусью и Польшей. Когда полностью вступит в силу новый ТК, регламентирование действий сотрудников таможни исключит возможность влиять на процесс оформления.

- Почему, укрепляя барьеры на границе, государство не делает ничего, чтобы легализовать нелегальные рынки - «Барабашово», Хмельницкий, «7-й километр» и другие, которые являются главными пунктами сбыта контрабанды в стране?

- Мы вносили инициативы для решения этой проблемы еще на этапе разработки нового Таможенного кодекса. К сожалению, мы встретили сильное сопротивление со стороны бизнес-структур, которые часто критикуют таможню.

- Какие же бизнесмены лоббируют торговлю товарами без первичной накладной на контрабандных и контрафактных рынках? Неужели крупные легальные налогоплательщики? Или руководители милиции, СБУ, налоговой и таможни, которые позволяют процветать этому бизнесу, и ОПГ, «крышующие» рынки?

- Крупный легальный бизнес инициативы таможни поддержал. А на вопрос «кому выгодно?» расскажу вам о настоящей революции, которую планирует государство для создания полноценного легального внутреннего рынка и детенизации торговли. Мы передали на рассмотрение Минфина два законопроекта, которые делают невозможной продажу на таможенной территории незаконно ввезенных или не предназначенных для продажи высоколиквидных товаров иностранного производства. Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс и Закон Украины «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Чтобы для учета на складах и в местах реализации товаров иностранного производства обязательно использовались таможенные документы, на основании которых товар был ввезен на территорию Украины в режиме импорта. Законопроекты предусматривают обязательное требование для плательщиков единого налога вести учет приобретения товаров иностранного производства, а также осуществлять их продажу с использованием кассовых аппаратов.

Кроме того, предлагается создать единую систему учета и контроля за товарами между налоговой и таможней. Предлагается определить органы государственной налоговой службы контролирующими в том, что касается подтверждения приобретения товарами иностранного производства статуса украинских товаров. И предусмотреть необходимость указания в налоговой накладной номера и даты грузовой таможенной декларации при поставке иностранных товаров. Такая система позволит обеспечить полную прозрачность внутренней торговли, защитит права легальных производителей, сделает невозможным крупномасштабную контрабанду, контрафактное производство и сбыт такой продукции. Потому что большие партии нелегальных товаров станут заметны и уязвимы для государственного контроля. То, что к принятию таких решений Украина пришла спустя 21 год независимости, является признаком того, что легализация и детенизация экономики - это реальность.

Можно много говорить о борьбе с контрабандой, но пока не закрыты каналы сбыта, полностью остановить контрабанду не удастся. В стране есть политическая воля наконец-то навести порядок в этом ключевом вопросе.

- Что ж, звучит многообещающе. Хотя стоит вспомнить, что эти требования о наличии первичной накладной на товар сам Кабмин и выбросил из Налогового кодекса в 2011 году. Куда-то исчезла политическая воля в самый последний момент - как только на переговоры вышли хозяева рынков… И еще неизвестно, когда будут проголосованы ваши законопроекты.

- Мы сделаем все для принятия этих законопроектов. Чтобы вы не сомневались в наличии политической воли, Минфин уже принял первые решения в этом направлении. Уже сегодня по четырем группам товаров, относящихся к предметам роскоши, действует обязательное требование о наличии первичной декларации на товар в местах реализации. Эта мера коснулась продажи часов, драгоценных камней, ювелирных изделий и бытовой техники.

- Вы помните тот день, когда в 2010 году вас представили коллективу таможни в качестве нового председателя службы? На сцене вместе с вами находился ваш предшественник - Анатолий Макаренко. Макаренко не дали слова для выступления, но когда он выходил со сцены, весь зал встал и проводил его овацией. Как вы думаете, будут ли аплодировать вам, когда настанет время уходить?

- Интересный вопрос… Я знаю, что после меня в таможенной службе останутся дела, которые имеют стратегическое значение для державы. Останется многое: новый Таможенный кодекс, который, по оценкам специалистов международных финансовых организаций, европейских и американских экспертов, отвечает самым высоким стандартам. Четырехчасовой стандарт в оформлении груза. Право на оперативно-разыскную деятельность, которую спустя 20 лет независимости наконец-то получила таможня. Декриминализация контрабанды. Предварительное электронное декларирование груза и бесплатные электронные ключи для предпринимателей. Административная реформа и сокращение числа таможен с 45 до 27. Видеокамеры с онлайн-трансляцией в пунктах пропуска и досмотра и перекрытые для контрабанды границы. Уверен, что и новая форма таможенников будет сохранена, и многое другое, что нам удалось внедрить. Будут ли меня оценивать по этим объективным критериям, или по каким-то другим, будут ли аплодировать - не мне судить…