UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гримасы акцизной политики

Государство продолжает поддерживать нормы, снижающие поступления акцизного налога от табачной отрасли

Автор: Алена Добровольская

Зияющая дыра госбюджета-2013 продолжает разрастаться. За десять месяцев текущего года дефицит составил 40,8 млрд грн. И, как уже понятно, особых улучшений с наполняемостью казны не предвидится и в будущем году. Правительство, конечно, лихорадочно ищет любые возможности погашения внутреннего и внешнего долга, пытаясь "одолжиться" и у Европы с МВФ, и у России, и у Китая… Вместе с тем, "стоя с протянутой рукой", правительство Украины продолжает поддерживать акцизную политику, в результате которой бюджет ежегодно теряет миллиарды, и ничего менять, по всей видимости, не планирует.

Действительно, сейчас на рассмотрении Верховной Рады Украины находится правительственный законопроект №2442а. Документ предусматривает пересмотр ставок акцизного налога на 2014 г. Речь идет об увеличении специфических ставок акцизного налога на сигареты на 11,6% (по сравнению с действующими) при неизменном уровне адвалорной составляющей (12%).

Разберемся с терминологией. Ставка акцизного налога в Украине состоит из двух частей - специфической и адвалорной. Специфическая ставка устанавливается в гривнях за тысячу штук, и эту сумму производитель уплачивает в бюджет не зависимо от цены табачных изделий. Вторая, адвалорная, часть устанавливается в процентах от максимальной розничной цены, которую производитель декларирует для каждого из сортов сигарет отдельно (это и есть та розничная цена, по которой потребитель их приобретает). При этом отдельно для каждого вида сигарет устанавливается минимальное акцизное обязательство, т.е. та сумма налога, ниже которой производитель заплатить не может.

До недавних пор принцип налогообложения сигарет был вполне логичным: чем выше максимальная цена сигарет, тем больший налог с них взимается. Но в 2013-м эта логика была подвергнута очень спорной корректировке: адвалорная составляющая налога была уменьшена вдвое - с 25 до 12% от максимальной розничной цены.

Как же эта акцизная арифметика отразилась на уровне налогообложения разных торговых марок сигарет и, в конечном итоге, на кармане потребителя? Доля налога в цене одной пачки сигарет высокого и премиального сегментов… уменьшилась с 36 до 31%, а в цене одной пачки недорогих табачных изделий, как вы уже, наверное, догадались, увеличилась с 50 до 60%. Если объяснить это в денежном выражении, то с каждой пачки сигарет ценою в 7 грн покупатель стал платить на 66 коп. больше налогов. А вот сигареты ценой в 13 грн получили налоговые льготы - 37 коп. Почему государство "подарило" эти преференции производителям, не ясно до сих пор. А те, в свою очередь, не стеснялись в течение года неоднократно повышать цены на свои дорогие марки даже на фоне этих "налоговых каникул".

Не остались в накладе и нелегальные торговцы. Потребители недорогих сигарет, которые чувствительны к малейшему повышению цен на них, уверенно переходят на потребление более дешевой контрафактной или контрабандной табачной продукции (напомним, что более 70% розничного табачного рынка Украины составляют именно недорогие сигареты).

По данным исследования компании "TNS Украина", на конец второго квартала 2013 г. объем нелегальной табачной продукции составлял 9,9% от общего объема продаж (в том числе контрафактной - 3,3%, контрабандной - 6,6%). Так, из-за нелегального оборота табачных изделий в 2012 г. государственный бюджет недополучил около 1 млрд грн акцизных поступлений. А вот по итогам только первого полугодия 2013-го потери составили около 800 млн грн.

Но теневики отнимают у государства намного меньше, чем государство отбирает… у самого себя. По расчетам аналитиков рынка, вследствие резкого снижения уровня ставок адвалорной части акцизного налога госбюджет в 2013 г. недополучит минимум 3 млрд грн налоговых поступлений. И эта тенденция будет сохраняться. А поскольку табачный акцизный налог составляет почти 64% от общих акцизных поступлений, государственный бюджет крайне чувствителен к потерям средств именно в этой сфере.

А теперь вспомним вышеупомянутый законопроект (напомним, "специфика" в нем опять растет, а адвалорная часть "замерзла" на уровне 12%). По предварительным расчетам, в случае принятия этого законопроекта государственный бюджет в следующем году сможет получить около 15,9 млрд грн поступлений от акцизного налога (при сокращении объемов реализации сигарет на 7%) - невооруженным глазом заметно, что этого мало. Вместе с тем некоторые члены парламентского налогового комитета, осознавая такую ситуацию, обсуждают "соломоново решение": увеличить как адвалорную составляющую акцизного налога (с действующих 12 до 15–18%), так и специфическую, как это предлагает Кабмин. В этом случае бюджетные поступления составят минимум 17 млрд грн, что на 1,1 млрд больше, чем рассчитывают получить авторы кабминовского законопроекта №2442а.

Кроме того, за счет частичного перенесения налоговой нагрузки на адвалорную составляющую рост цен на недорогие табачные изделия будет относительно невысоким и не приведет к дальнейшему росту нелегального оборота. В то же время более ощутимое повышение цен на дорогие сигареты не приведет к изменению структуры рынка - потребители премиального сегмента менее чувствительны к ценовым колебаниям и не склонны приобретать сигареты у нелегальных продавцов.

Производители сигарет по-разному реагируют на идею одновременного повышения адвалорной и специфической ставок. В Imperial Tobacco соглашаются, что такой подход к росту ставок акцизного сбора увеличит поступления в бюджет в 2014 г. В других табачных компаниях планируют свою операционную деятельность, исходя из зафиксированного в Налоговом кодексе плана повышения ставок акцизного налога на табачные изделия (чуть более 6%). Об этом нам сообщили и в компании "Бритиш Американ Тобакко Украина", и в "JTI Украина". Проблема лишь в том, что уже сейчас правительственные предложения по поднятию специфической ставки акциза почти вдвое превышают показатели, заложенные в Налоговом кодексе. Не нужно питать иллюзий. Политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев отмечает: "Правительство будет и дальше собирать налоги, где сможет и как сможет. И табачный бизнес не выйдет из-под давления власти в этом вопросе. Власть будет действовать только из своих внутренних соображений и делать только то, что выгодно ей: в дальнейшем повышать налоги, и налоги на "грех" в первую очередь".

Интересно, что в какой-то мере предложение увеличить как адвалорную, так и специфическую составляющие поддерживает и антитабачное лобби. Так, Константин Красовский, заведующий сектором контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава, координатор общественной организации "За свободную от табачного дыма Украину" считает: "С точки зрения интересов государственного бюджета имеет смысл поднять адвалорную ставку. Государство будет больше получать денег, если вернет адвалорную составляющую на уровень, который был ранее, - 25%. В целом же лучше повышать и адвалорную, и специфическую ставки одновременно".

Но Кабмин не спешит вносить поправки в свой законопроект и повышать "адвалорку". Неужели дополнительный миллиард в бюджет-2014 власти не нужен? В предвыборный-то год…