UA / RU
Поддержать ZN.ua

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Разгул сигаретных контрабанды и контрафакта ― следствие недальновидной акцизной политики.

Автор: Сергей Следзь

СМИ буквально пестрят сообщениями о задержании сигаретных контрабандистов на государственной границе, и не только.

Растут размеры задержанных партий нелегального груза, но, увы, это не оказывает особого влияния на сам процесс ― Украина всего за несколько лет превратилась в страну ― контрабандиста сигарет и, несмотря ни на что, продолжает укреплять свои позиции в этой нелицеприятной сфере. Если в 2014 г. объемы нелегальных поставок из Украины в ЕС составляли 0,5 млрд сигарет, то уже в 2016-м они выросли на порядок ― 5,8 млрд. По данным исследований за 2018 г. международной компании KPMG, Украина заняла первое место среди стран, с территории которых ввозятся нелегальные сигареты в ЕС, серьезно потеснив Беларусь и Алжир. Одновременно стремительно растет в объемах нелегальный рынок внутри страны. Увы, это и есть последствия, о которых ранее предупреждали любителей гнать акциз галопом…

Страна контрабанды…

Только в 2018 г. объем незаконных поставок сигарет из Украины в ЕС оценивается в 4,2 млрд шт. И это невзирая на тенденцию к сокращению нелегального сигаретного рынка ЕС: с 56,6 млрд шт. в 2014 г. до 43,6 млрд в 2018-м. Имидж страны-контрабандиста налицо. Но беда не только в этом.

Еще не так давно аналитики констатировали, что нелегальный рынок сигарет в самой Украине сведен к минимуму ― 0,5% от общего оборота. Сейчас же ситуация принципиально изменилась. Легальный рынок в стране стремительно сокращается, а нелегальный растет. Если в 2017 г. официальные продажи (производство плюс импорт) составляли 66,4 млрд шт., а неофициальные ― 4,9 млрд, то уже в 2018-м ― соответственно ― 55,8 (падение на 16%) и 8,4 млрд шт. (рост на 71%). Прогноз на 2019 г. выглядит еще более удручающе: 49,1 млрд шт. легально проданных сигарет и 10,1 млрд нелегальных. Т.е. при общем рынке 59,2 млрд шт. нелегальная его часть к концу года будет превышать 17%.

Почему это важно для государства? Хотя бы потому, что четыре из восьми самых крупных налогоплательщиков в госбюджет ― табачные компании, а набирающие обороты нелегалы и в бюджет не платят, и качество продукции не гарантируют.

Крупнейшие компании-налогоплательщики в 2018 г.

  1. ПАО "Укргазвидобування" ― 41,3 млрд грн
  2. НАК "Нафтогаз України" ― 28,1 млрд грн
  3. "Бритіш Американ Тобакко Україна" - 16,1 млрд грн
  4. ПАО "Укрнафта" - 15,5 млрд грн
  5. "Філіп Морріс Україна" - 14,8 млрд грн
  6. "Джей Ті Інтернешнл Україна" - 9,7 млрд грн
  7. "Укртатнафта" - 9,1 млрд грн
  8. "Імперіал Тобакко Продакшн Україна" - 7,4 млрд грн.

Хорошо, если бы рынок сокращался за счет уменьшения спроса (курильщиков), совсем другое дело, если спрос предпочитает контрабанду и контрафакт легальной продукции. Увы, если богатые европейцы позволяют себе курить нелегальные табачные изделия из Украины, то не удивительно, что то же самое делают украинцы. К сожалению, на выбор решающую роль влияет цена. А за последние 5 лет средневзвешенная цена на легальные сигареты в Украине выросла в 3 раза, а акциз ― в 4.

Не секрет, что очень часто палочкой-выручалочкой для госбюджета были именно табачные налоги, и, в частности, высокий акциз. Последний, в случае необходимости "подлатать" бюджет или просто по требованию популистов, поднимали по два, а бывало ― и по три раза за год, не задумываясь о последствиях. А они вполне реальны.

… и нелегальных сигарет

По данным исследований, проводимых в Украине международной компанией Kantar TNS на регулярной основе, в июне текущего года доля нелегальных сигарет достигла 8,4%. Расчеты, опирающиеся на эту цифру, показывают, что соответствующие годовые потери госбюджета превысят 5 млрд грн. При этом вот что мы наблюдаем:

― 9 из 10 пачек нелегальных сигарет на рынке вообще не имеют акцизной марки;

― две трети нелегального рынка занимает продукция неустановленного происхождения, маркировка на упаковке которой имитирует незаконно ввезенные на территорию Украины сигареты, произведенные в других странах;

― наиболее распространены среди нелегальной продукции сигаретные брэнды Marvel и Compliment. Их доля на нелегальном рынке достигла 70%. Часть этой продукции маркирована якобы для продаж в магазинах беспошлинной торговли.

Минус 10 млрд в госбюджете

Понятно, что годовые потери госбюджета в 5 млрд грн ― не предел. Ведь заложенная ранее тенденция не только не меняется, она усугубляется. Так, с 1 июля акцизные ставки на табачные изделия вновь выросли согласно решению, принятому ВР в конце прошлого года. И это вдобавок к росту специфических ставок акцизного налога на 20% с 1 января 2019 г., предусмотренном специальным 8-летним графиком до 2025 г.

График ежегодного роста ставок акцизного налога на табак был принят ВР с благой целью постепенного приближения их уровня в Украине к уровню в странах ЕС, сохранив при этом прогнозируемость деятельности отрасли. Но при этом темпы роста акциза в Украине были заложены значительно более высокие, чем те, которые закладывались для стран Восточной Европы, вступающих в ЕС. Если для достижения ставок акциза до уровня, определенного Директивой 64/ЕС в этих странах давалось 12–15 лет, то в Украине ― всего 8.

Однако и этого оказалось мало ― даже указанный напряженный график власть с легкостью нарушала, превышая согласованные темпы роста акцизов. Сейчас мы пожинаем плоды многолетней безответственной акцизной политики, которая действительно помогала оперативно пополнять бюджет, но привела к нежелательным экономическим последствиям, поскольку совершенно не учитывала ситуацию на рынке: наличие и объем нелегальной продукции, потребительную способность населения, сокращение спроса, в том числе и за счет оккупации украинских территорий. Да и эффективное противодействие нелегальной торговле не велось.

Возможности наполнения бюджета бездумным повышением акцизов подошли к пределу. Это уже очевидно. Так, несмотря на 30-процентное повышение акцизов, в 2018 г. впервые не выполнен план поступлений от табачных изделий на суму 5 млрд грн. Это факт.

Теперь прогноз. По мнению аналитиков, при всех акцизных стараниях в 2019 г. поступления вырастут лишь на 8–10% по сравнению с 2018 г., а это минус приблизительно 10 млрд грн от запланированного в госбюджете.

Круг замкнулся. Уже не секрет, что стремительное сокращение "белой" составляющей рынка заставила легальных производителей сигарет пересмотреть свои инвестиционные планы. В свою очередь криминальный бизнес усиливает свое влияние на рынок, пользуясь бездеятельностью власти.

В результате даже если нынешняя власть будет придерживаться действующего акцизного плана (+20% ежегодно), то к 2024 г. легальный рынок сигарет сократится в два раза по сравнению с 2018 г. При этом доля нелегальной составляющей рынка достигнет практически 50%.

Бой с "тенью"

Чтобы этого не случилось, нужна непоказушная борьба с "теневыми" продажами всеми возможными способами. И новые люди у власти, похоже, это понимают. Не случайно в самом начале июля СБУ совместно с ГПУ и ГБР провели успешную операцию, наглядно продемонстрировавшую масштабы нелегальной торговли.

Тогда силовики задержали в Мукачево рекордную партию нелегальных сигарет без акцизных марок, предназначенную для продажи в странах ЕС, ― около 2 млн пачек на общую сумму 70 млн грн. Представьте: для ее транспортирования понадобилось 13 грузовиков!

Практически в то же время СБУ пришла с проверкой на Львовскую табачную фабрику (ЛТФ). И, чтобы ни говорил собственник этого производства, основания для визита были.

Ведь именно сигаретные бренды Marvel и Compliment, производящиеся на ЛТФ, удивительным образом занимают львиную долю отечественного нелегального рынка. Правда, зачастую на таких сигаретах нанесено маркирование Duty Free. Но при всем при том опрошенные эксперты не помнят случая задержания значительных объемов такой продукции при попытке ввезти ее на территорию Украины. Поэтому считают, что высока вероятность ее производства внутри страны.

А эксперт Константин Красовский прямо утверждает: "В декабре 2016 г. на пункте пропуска "Рава-Русская" пограничники с таможенниками нашли 291 ящик сигарет, в т.ч. сигареты марки Lifa. В октябре 2017 г. были задержаны сигареты марки Marvel. Везде на фотографиях предупреждения на английском. По данным ГФС, сигареты этих марок изготовлялись в Украине исключительно предприятиями Львовской области".

Заставляет задуматься и информация от "Еспресо" со ссылкой на ГФС:

"За 2016–2018 гг. ни одно предприятие в Львовской области не купило ни одной марки акцизного налога для производства сигарет (УКТ ВЭД 2402 20 9010 и 2402 20 9020 ― сигареты с фильтром и без фильтра). Но при этом за три года в Львовской области было произведено почти 5 млрд шт. сигарет".

Особенно если учесть, что "единственный производственный комплекс в Львовской области, который может производить сигареты в промышленных масштабах, ― это Львовская (Винникивська) табачная фабрика".

Политическая воля

Но в одиночку силовики с нелегальным рынком не справятся. Обязательно нужно создавать законодательные и экономические условия, неудобные для нелегалов.

В свое время власть проявила намерения криминализировать товарную контрабанду, но дальше двух законопроектов, застрявших в кабинетах ВР, дело не двинулось. В свою очередь Кабмин одобрил в августе 2017 г. Стратегию по противодействию нелегальной торговле на период до 2021 г, но План мероприятий по ее реализации, увы, до сих пор не утвержден.

Государство не в состоянии даже оценить свои убытки, т.к. не владеет статистикой нелегального оборота табачных изделий. Если бы такая статистика присутствовала, то не нужно было бы доказывать очевидное: пора менять подходы к планированию бюджетных поступлений от акциза, включить политическую волю и применить эффективные инструменты для детенизации рынка, пересмотреть график приближения ставок акцизного налога к уровню, определенному Директивой 64/ЕС, и отсрочить выравнивание ставок в ЕС и Украине до 2030 г. Ведь расчеты маркетологов показывают, что более низкие ежегодные темпы роста акциза позволят и легальный рынок сохранить, и доходы от него продолжать наращивать.

Единственная оговорка: при этом нельзя сводить на нет усилия силовиков, задерживающих партии нелегальных сигарет. Для этого конфискованные табачные изделия не должны вновь попадать на рынок. Их судьба предопределена Налоговым кодексом ― безусловное уничтожение в строгом соответствии с порядком, установленным Кабмином.