UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономике нужны женщины

Как карантин раскрыл потенциал украинских предпринимательниц

Автор: Ирина Титарчук

Чем больше женщин работает, тем быстрее растет экономика. Согласно оценкам, гендерный дисбаланс обходится экономике в почти 15% ВВП. А повышение уровня занятости женщин в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), соответствующих уровню Швеции, может увеличить ВВП на более чем 6 триллионов долларов США. Здесь следует заметить, что не только среда влияет на возможность и желание женщины заниматься бизнесом или быть руководителем. Часто это роль самой женщины и ее стремление реализовать свой потенциал. И на это влияет множество факторов — от семейных до личных. В статье Business News Daily указано семь вызовов, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, пути их преодоления, и среди них есть социальные ожидания и давление общества, балансирование между бизнесом и семейными обязанностями. Эти вызовы созвучны с мыслями украинских женщин: быть или не быть предпринимателем? И любые практические примеры «успешного успеха» являются весомым мотивационным фактором принятия окончательного решения.

Повышение уровня образования женщин и девушек содействует расширению экономических прав и возможностей женщин и большему экономическому росту. Образование, повышение квалификации и переподготовка согласно подходу life long learning — важные особенно для того, чтобы идти в ногу с технологиями, влияющими на рабочие места, — имеют решающее значение для здоровья и благополучия женщин и девушек, а также их возможностей получать доход и принимать участие в официальном рынке труда. Повышение уровня образования составляет около 50% от экономического роста в странах ОЭСР за последние 50 лет. Но пока что для большинства женщин значительные успехи в образовании не привели к лучшим результатам на рынке труда. Многие женщины учатся ради обучения и по разным причинам не используют полученные знания в своей жизни и не решаются на практическое их применение путем создания бизнеса.

Экономическое равенство женщин полезно для бизнеса. Компании получают большую выгоду от увеличения возможностей трудоустройства и лидерства для женщин. У компаний с тремя или более женщинами на руководящих должностях более высокие оценки во всех аспектах организационной деятельности. Женщины на топовых позициях в бизнесе приносят значительную часть дохода корпорациям. Всем известны имена операционного директора Facebook Шерил Сэндберг, генеральных директоров YouTube — Сьюзен Войчицки, IBM — Джинни Рометти, Hewlett Packard — Маргарет Уитмен и многодетной мамы и исполнительного директора Yahoo Марисы Майер.

Важно также отметить инвестиционные возможности женщин. И активные, и пассивные инвестиционные проекты женщин достаточно энергично реализуются в динамике, что улучшает общее экономическое развитие, но по сравнению с «мужскими» бизнес-стартапами эта доля несущественна. Исследование организации Global Invest Her свидетельствуют, что в 2018 году женщины-инвесторы составляли всего 8% от международного венчурного рынка, а стартапы, основанные женщинами, получали лишь 2,2% от общего объема инвестиций. В 2019 году ситуация улучшилась, по данным TechCrunch, 4399 инвестиций получили женщины, но по сравнению со стартапами, основанными мужчинами, эта доля незначительна.

Вовлечение женщин в предпринимательство и стартапы является ключевым фактором для более крепкой и здоровой экономики, создания рабочих мест в местных громадах и повышения экономической мобильности различных слоев населения.

В США за последние годы на 58% увеличилось количество предприятий, созданных женщинами. Число компаний, которыми владеют женщины, на протяжении десяти лет выросло на 163%. На сегодняшний день они руководят 42% компаний среди всех, обеспечивая при этом 8% рабочих мест и генерируя 4,3% дохода.

В Нидерландах более половины выпускников университетов — женщины, их подход к образованию учитывает принципы гендерного равенства.

Пример успешной реализации национальной стратегии есть у Ирландии, принявшей законодательные изменения на 2017–2020 годы. Основной целью реализации изменений является то, что Ирландия должна быть страной, где все женщины получают равноправие с мужчинами и могут реализовать свой потенциал, наслаждаясь безопасной жизнью. Для этого в Ирландии определили следующие задачи:

— предупреждение социально-экономического неравенства женщин;

— обеспечение значимости женщин в обществе и их равное и активное гражданство;

— усиление лидерства женщин на всех уровнях;

— включение вопроса гендерного равенства при принятии решений.

На Западе подъем женского предпринимательства называют «story of happy beginnings». Для поддержки этого роста внедряются меры, описанные профессором Д.Айзенбергом в исследовании для Harvard Business Review. Это создание экосистемы, которая будет поддерживать рост женского предпринимательства со всех сторон, это доступ к капиталу, поддержка со стороны правительства и бизнес-лидеров, создание ассоциаций и образовательных программ, построение сообщества и инвестирование в развитие культуры предпринимательства.

Может ли Украина похвастаться победами на «гендерном» фронте? Да. Вот несколько ярких примеров, доказывающих, что прогресс в нашей стране есть.

Украинский центр содействия инвестициям и торговле и Центр бизнес-инноваций и трансформаций реализуют проект для развития женского предпринимательства Women IN.

В рамках инициативы при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» реализуется Women Biz Camp — учебный кэмп, предусматривающий усовершенствование навыков по финансам, маркетингу, коммуникациям, юридическим вопросам, ведению переговоров и продвижению бизнеса в социальных сетях для женщин-предпринимателей.

По результатам проекта Women Biz Camp, среди 220 выпускниц сформировано много историй успеха участниц, которые воплотили идею и открыли бизнес, а также те, кто масштабировал предприятие благодаря новым навыкам и дополнительным ресурсам для обеспечения деятельности. И хотя пандемия коронавируса внесла определенные коррективы в работу малых и средних предприятий, которым пришлось приспосабливаться к новым условиям, многие из них использовали эту ситуацию как толчок к новому для бизнеса: перепрофилировали деятельность, диверсифицировали каналы сбыта, расширили ассортименты продукции и целевую аудиторию бренда.

Обладательница единственного агентства аромабрендинга на рынке Украины Кристина Курганская вместе со своей командой разработала новый продукт, актуальный в борьбе с вирусами, — антибактериальный увлажняющий санитайзер для рук на гелевой основе. Санитайзер их производства отличается от находящихся на рынке, поскольку представлен набором небольших одноразовых пакетиков по 2,5 мл, имеющих основную характеристику предприятия — запах, который можно выбрать лично для себя.

Несмотря на то, что до этого агентство занималось созданием ароматов по заказу предприятий для их идентификации с помощью запаха, сегодня оно использует новый формат бизнеса В2С.

Украинское производство растительной косметики для ухода Vesna, которым руководит Виктория Зализнюк, к своей миссии также добавило новое направление — поддержку населения с дезинфицирующими средствами для защиты организма. Еще в начале карантина к ассортименту предприятия добавили антисептик, в основе которого используются медицинские дезинфекторы и активные вещества растительного происхождения.

Эта инициатива также отличается от других своей социальной составляющей — малообеспеченные слои населения могли бесплатно получить раствор, обратившись в официальный магазин.

Еще один способ для поддержки организма — повышение иммунитета населения. Для этого Анна Морозова создала собственную инициативу «Витаминная коробка» — доставка фермерской продукции в дом. В рамках реализации этого проекта сформировано партнерство с украинскими предприятиями и фермерами, производящими качественную пищевую продукцию. Особенность такого подхода к ведению бизнеса состоит в кооперации и коллаборации с другими бизнесами, приносящих выгоду всем участникам процесса.

Для улучшения настроения и подбадривания своих близких и друзей домашняя кондитерская March&Co внедрила проект #купуйумалих, имеющий целью еще и поддержку малого и среднего бизнеса. В рамках этой инициативы София Теребова, владелица кондитерской, придумала собственный продукт — #карантинкейк, который можно заказать с разными надписями «Мой руки», «Оставайся дома», «Не трогай лицо» или выбрать свой собственный и передать близкому человеку.

Также команде удалось еще и расширить карантинный ассортимент — собрать набор #карантинбокс, включающий пастилу, крафтовый шоколад, печенье и пряники. Для того чтобы поддержать со своей стороны другие малые предприятия, в этом боксе есть продукция разных украинских производителей.

На защиту украинских медиков встала Марьяна Рыбай, переориентировавшая свою швейную фабрику «Самбай» на производство медицинских защитных костюмов. Чтобы увеличить объемы производства, пришлось расширить штат работников, который при таких мощностях изготавливает по 150 костюмов в сутки для медиков львовских больниц. Раньше предприятие занималось пошивом мужских рубашек, но по просьбе руководства города Львова перепрофилировало свою деятельность для содействия преодолению эпидемии в Украине.

Кроме проекта Women IN, женщины могут получить поддержку от инициатив «Женщины — это 50% успеха Украины», SheExports, Украинский Женский Фонд, Программы UN Women Ukraine и т.п.

Но это только начало. В современном мире все актуальнее становится вопрос партнерства и коллабораций между предприятиями и организациями, поскольку это способствует их дальнейшему обоюдному развитию, а также демонстрирует способность украинских МСП не только руководить бизнесом в благоприятных экономических условиях, но и использовать кризис как возможность.

Для глобальных изменений надо привлекать всех субъектов общественного и экономического влияния — от отдельного гражданина до государства. Гендерный дисбаланс является реальностью в Украине, что ставит под сомнение полноценное функционирование демократических институтов в процессе принятия политических и экономических решений, имеющих общественно важное значение. Разрушение стереотипов, преодоление дискриминации и поддержка личностного развития женщин содействуют их решительности в принятии решений и побуждают многих из них реализовывать свой потенциал и распространять собственные ценности в бизнес. Ведь, как отмечает основатель Pixelkeet Джессика Гринвальд, «одна из вещей, которая мне больше всего нравится в том, чтобы быть основателем бизнеса, — это создавать культуру, поддерживающую мои ценности».