Прошла осень, а народные депутаты, похоже, так и не выполнили свои обещания по урегулированию вопроса авто на еврономерах. Где, например, законопроект о растаможивании автомобилей с иностранной регистрацией, который, как заявляла 11 октября председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики ВР Нина Южанина в эфире "5 канала", "уже готов"?
При всех стараниях нам не удалось обнаружить такой документ. А ведь год уж близится к концу. Можем лишь констатировать инициативу МВД - там вспомнили о проблеме под самый занавес собственного законопроекта №7286 (буквально в переходных его положениях), который на самом деле призван решить задачи усиления ответственности в сфере безопасности дорожного движения, а не легализации схемноввезенных автомобилей. И маловероятно, что эта полумера, даже если она превратится из проекта в закон, решит проблему, выросшую до национальных масштабов.
Самыми популярными схемами для ввоза авто на еврономерах остаются по факту две нижеследующие.
Первый вариант - "транзит". Срок пребывания транзитных транспортных средств на территории Украины должен составлять не более 5-10 суток. Эта схема популярна у жителей приграничных районов Украины, поскольку владелец такого транспортного средства должен каждые 5-10 суток пересекать государственную границу.
Вторая схема - "временный ввоз" на основании положений Стамбульской конвенции, участником которой является Украина. В этом случае гражданин Украины получает от иностранной компании-владельца автомобиля пакет документов. И собственно на основании этих документов пользуется ввезенным авто как своим личным. Самое главное здесь то, что юридическим собственником авто остается иностранная компания, а гражданин Украины лишь ее использует. Правда, такой автомобиль не может использоваться для внутренних перевозок, как грузовых, так и пассажирских, в том числе в качестве такси. Хотя такси на еврономерах довольно часто можно встретить даже на столичных улицах.
Какие меры воздействия существуют в законодательстве для борьбы с такими схемами? За превышение срока вывоза ввезенного в режиме "транзит" автомобиля более чем на 10 суток размер штрафа может достигать 8,5 тыс. грн. Однако и здесь существует лазейка - законодательством не установлен срок, на протяжении которого после уплаты штрафа автомобиль должен быть вывезен за пределы Украины. Вот и получается, что после уплаты штрафа гражданин может бессрочно пользоваться автомобилем на территории Украины. Если, конечно, не учитывать ст. 485 Таможенного кодекса Украины, предусматривающую ответственность за действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей, в виде штрафа в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей.
При этом подлежащий уплате размер суммы таможенных платежей, на основании которого исчисляется размер штрафа, может определяться таможенным органом, исходя из средней стоимости аналогичных транспортных средств, импортированных в Украину. Что влечет за собой наложение на "владельца" штрафа, размер которого явно несоизмерим с реальной стоимостью автомобиля.
Штраф за превышение срока пребывания в стране ввезенного в режиме "временный ввоз" автомобиля более чем на 10 суток - 17 тыс. грн. И в этом случае тоже не стоит забывать о ст. 485 Таможенного кодекса.
Но даже эти денежные "страшилки" не пугают автолюбителей - количество авто на еврономерах на украинских дорогах с каждым днем только растет. Общественные организации настаивают на своих вариантах легализации этих авто. Доходит до митингов, блокирования улиц и даже выступлений под стенами парламента. Сентябрьский митинг под Верховной Радой тому подтверждение. Именно после сентябрьского диалога властей и представителей объединений собственников авто на еврономерах, народные депутаты пообещали разобраться с этим вопросом до ноября.
Однако соответствующего законопроекта все еще нет на горизонте. Обещанного три года ждут?
Хоть как-то пытается закрыть зияющую брешь своими силами МВД, включив всего один абзац текста в законопроект №7286, поданный на рассмотрение Верховной Рады уже 14 ноября, когда стало абсолютно ясно, что парламент тянет с собственным вариантом решения вопроса авто на еврономерах. Итак, п. 2 переходных положений:
"Установить, что транспортные средства личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию Украины более чем на 90 дней, в течение 10 рабочих дней с момента такого ввоза подлежат государственной регистрации без изменения регистрационных документов и номерных знаков страны их регистрации в порядке, установленном Кабинетом министров Украины".
Вот только непонятно, как, не являясь собственником, можно регистрировать вообще какое-то авто? Выходит, МВД загоняет псевдособственников в ловушку, из которой для них, похоже, нет простого выхода. Но не будем спешить с выводами. Проект - еще не закон. Любопытную мысль по этому поводу на прошлой неделе высказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег НАЗАРЕНКО.
"Представьте себе: завтра Рада проголосует за отмену ВСЕХ налогов при импорте авто. Что будет? Народ поблагодарит, но у народа память короткая, об этом подарке быстро забудут, и второй раз за этих нардепов не проголосуют (Янукович отменил коррупционный техосмотр, и все забыли, даже считают, что акциз на топливо подняли вместо техосмотра).
А теперь второй вариант: Рада налоги на иномарки не отменяет, но и с бляхами вопрос не решает, держа бляховодов на "коротком поводке", как в детской игре "да/нет не говорю". И представьте теперь: выборы, приехал нардеп в округ и говорит: "Только благодаря мне вы продолжаете ездить на бляхах, и если снова меня не выберете, то на мое место придет "злой Бабайка", который бляхи запретит!". Проголосуют за него? Проголосуют. Вот и выгодно нардепам держать электорат в "подвешенном состоянии" и в зависимости".
Неужели просто тянут до выборов?..