UA / RU
Поддержать ZN.ua

Беспорядок — главное препятствие на пути внедрения качественной системы электронного управления

По стране шагает электронное управление. Например, во Львове только в течение последнего месяца состоялась международная конференция и две пресс-конференции. На одной из них журналистам говорили о преимуществах этого, обычного на Западе, инструмента. Теперь, оказывается, можно будет даже заявление в местный РАГС подать через Интернет.

Автор: Василий Худицкий

По стране шагает электронное управление. Например, во Львове только в течение последнего месяца состоялась международная конференция и две пресс-конференции. На одной из них журналистам говорили о преимуществах этого, обычного на Западе, инструмента. Теперь, оказывается, можно будет даже заявление в местный РАГС подать через Интернет.

На одной из пресс-конференций, проходившей на днях в пресс-клубе, представители Львовской ОГА и управления юстиции сообщили, что отныне гражданам Украины уже не надо будет собирать справки. За них это сделают соответствующие органы. Но на вопрос журналиста ZN.UA, какой экономический эффект от внедрения новаций, представитель управления юстиции ответил, что он появится, возможно, со временем. На еще один вопрос: когда же, по примеру Грузии, в Украине можно будет спокойно получить паспорт в течение одного-пяти дней, - ответ был, что проблема тоже только рассматривается...

Какова же ситуация в действительности?

"Электронное управление - это весьма удобно, - говорит Олег Доскач, эксперт по управлению. - Через Интернет на Западе голосуют на выборах, следят за состоянием поступлений и затрат в местных советах, оплачивают счета за коммунальные услуги и др. К этому там шли многие годы. Электронное правительство является лакмусом самоорганизации общества. В Украине пока что это больше похоже на пафосную кампанию перед местными выборами".

Электронное управление не следует понимать как управление чем-то. Это способ администрирования документов, а фактически - упрощение в реагировании на обращения людей. Не важно, обратилось к власти юридическое или физическое лицо. Это необычайно хороший инструмент. Он работает в странах, где люди с уважением относятся к органам власти. Фантастика? Нет, обращения человека решаются. Не имеет значения, как рассмотрено обращение - электронным или документальным способом. Должен быть законным для всех без исключения его результат. Это начало уважения к власти.

Однажды мне пришлось побывать в Эстонии, которая одной из первых на постсоветском пространстве внедрила указанные реформы. Каждый эстонский гражданин получил специальную электронную карточку с личным номером. Это, фактически, удостоверение личности, документ на все случаи жизни.

Львовский колорит парковки

Во Львове, как и в целом в Украине, внедрение электронного управления (или администрирования) имеет свои особенности. Например, в прошлом году во Львове ввели электронную парковку. Но с украинским исполнением. Установили несколько десятков парковочных аппаратов в разных местах, куда надо подойти и заплатить деньги. Здравый смысл подсказывает, что человек должен платить за услугу, которой воспользовался. Когда ты ставишь машину, зачастую не знаешь, сколько времени тебе понадобится. Возможно, через несколько минут ты вернешься. Поэтому во многих странах, в том числе и в Украине, предусмотрены бесплатные минуты. Но это на бумаге.

"На прошлой неделе, - продолжает О.Доскач, - ставлю машину на проспекте Шевченко и иду на встречу, не зная точно, сколько времени она будет продолжаться. Вернувшись через час и 15 минут, на ветровом стекле нахожу бумажку с надписью, что совершил административное правонарушение. Следовательно, должен уплатить штраф на сумму 135 или 265 грн. На этой бумажке также есть фиксация времени т.н. нарушения:
9.20 утра. Хотя я припарковал свое авто ровно в 9.15. Внизу приписка, что в случае нежелания платить штраф я могу перезвонить на номер указанного здесь телефона, предварительно уплатив в банкомате 4 грн за один час стоянки. И тогда штраф будет отменен.

Подхожу к парковщику и спрашиваю, что происходит. Ведь место парковки должно быть надлежащим образом оборудовано: паркомат должен быть виден из любого места, а участок парковки - обозначен желтой полосой. В ответ звучит, что ничего этого не надо, так как есть фотофиксация. Парковщик показывает фото авто на фотоаппарате, где написано, что оно сделано в 10.20. То есть фактически фотофиксация сделана не через пять минут после того, как я поставил машину, а через час. Но в чеке для оплаты штрафа указано время 9.20. Таким образом, парковщик сознательно накрутил штраф, поскольку, как выяснилось, у него такой план".

Сравниваю с эстонским опытом. Там ты ставишь машину на парковку, отправляешь с мобильного номера СМС на указанный номер, в котором указываешь номер парковочной зоны и номер своего авто. Все. Если вкладываешься в 15 минут, отсылаешь еще одно СМС и снимаешь номер с парковки. Ничего платить не надо. Если же приходишь через час или два, снова отправляешь СМС с номером парковочной зоны и номером своего авто, и тебе приходит счет для оплаты. Нет никакого парковщика, никакого парковочного аппарата. Что интересно: эстонцы, которые хотели внедрить во Львове эту систему, получили отказ. Почему? Очевидно, местной власти она показалась невыгодной. А так - можно покупать из бюджета парковочные аппараты, устраивать своих людей на работу парковщиками или вообще держать там "мертвые души".

В Эстонии все это делает электроника. Один человек обслуживает сервер в масштабе всего города. Практически - ноль затрат. Благодаря этому Таллинн ежегодно зарабатывает на парковке 4 млн евро! А вот городской бюджет Львова, города с вдвое большей численностью населения, за 2014 г. получил от сбора за места парковки автотранспорта лишь немногим более 3,89 млн грн. Можно догадываться, что приличные средства идут в карманы парковщиков.

В одном из комментариев директор ЛКП "Львовавтодор" заметил, что многие люди отказываются платить за парковку или дают слишком крупные банкноты, а поскольку автомат не выдает сдачи, парковщики вынуждены брать деньги. "К сожалению, это двухсторонняя проблема", - делает вывод чиновник. Но тогда встречный вопрос: зачем вам электронная система администрирования?

"В моем понимании, электронное управление должно быть не первым шагом реформ, а где-то третьим или пятым, - продолжает Олег Доскач. - Объясню, что имею в виду. Представьте себе, что вы пришли на предприятие, на котором работают несколько человек. Обязанности между ними не определены, все делают все вместе, как умеют, и как выходит. Поэтому получается хаос. И вот мы даем им в руки суперсовременный компьютер. Исчезнет ли хаос? Нет, будет суперсовременный хаос и подмена понятия. Первым шагом в украинских реформах должна была стать элементарная организация труда коллектива, наведение порядка в среде общественных отношений. Способ такой организации известен - изменения законодательства, норм и правил отношения власти к людям и наоборот. И только потом можно внедрять в государстве электронное администрирование".

Если я зарегистрировал в информационной системе право собственности на какой-либо объект, то уже никто не имеет права отменить эту регистрацию. Если же произошло так, что указанная регистрация стала неправомерной, поскольку у этого объекта оказался еще один претендент, то само государство должно оплатить денежную компенсацию, которая равняется рыночной стоимости имущества, а не говорить: "Судитесь!". Но если бы такое положение было записано в законе, то электронный реестр недвижимости так быстро бы не открыли. Сначала вылизали бы каждую запятую. Однако, очевидно, чиновники не хотят такой четкости, а нынешнее положение кому-то весьма удобно. Современные чиновники ничем не отличаются от низкооплачиваемых парковщиков, пусть простят меня последние...

Предоставьте подтверждение вашего существования

Возьмем государственный реестр предприятий. Опять все классно. Простое дело - за основу классификации взяты названия предприятий. Теперь, чтобы зарегистрировать новое предприятие, человеку надо сделать запрос, что название допустимо. Но такое начали делать только после того, как возникли досадные прецеденты. Реальный пример - с предприятием "Мрія", у которого были крупные долги. Что делают суды? Арестовывают его имущество. И, будете смеяться, - автоматически под этот арест попадают несколько десятков предприятий, в названии которых есть "мрія". Это несмотря на то, что коды в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) у всех предприятий разные.

"Лично был причастен к ситуации, - рассказывает О.Доскач, - когда понадобилось продать имущество предприятия, к моему несчастью, с таким же названием, хотя и из другого города. Конечно, хотя код ЕГРПОУ у него был другой, оно также попало под санкции. Что оставалось делать? Иду к государственному исполнителю, который наложил арест на это предприятие, и прошу его снять с этой фирмы. Не бесплатно, конечно. Таким образом, работник государственной исполнительной службы заработал деньги. Иного выхода у меня не было, поскольку на руках у меня был договор, который я должен был выполнить".

Еще пример.

В соответствии с законом о предприятиях, раз в год руководитель или владелец каждого предприятия должен подать в Государственный реестр юридических лиц сведения о том, что его предприятие... существует. Если предприятие зарегистрировано в сентябре какого-то года, то в сентябре каждого следующего должна проходить эта процедура. И смотрите, какой маразм. Предприятие ежемесячно платит налоги. Налоговая, соответственно, имеет этот реестр, - что еще надо?

"Однажды так случилось, что я забыл подать соответствующую ведомость, хотя налоги платил исправно, - рассказывает О.Доскач. - Звонит мой отец и говорит, что меня, как директора фирмы, налоговая милиция подала в розыск! Хорошо, хоть штрафов за это нарушение не придумали. Что дальше? Звоню знакомому юристу и рассказываю о своей истории. А он мне говорит, что изменили форму подачи информации в реестр. Дай мне код ЕГРПОУ, 50–100 грн, и я все устрою. Но зачем это? Все счастливы - все при деле!".

Никаких подписей и печатей

А вот совсем другой, тоже реальный пример.

"Однажды у меня возникла необходимость зарегистрировать предприятие в Великобритании, - продолжает эксперт. - Звоню знакомому, у которого есть контакты в этой стране, прошу помочь. Не проходит и часа после нашего разговора, как мой коллега пересылает мне документ о зарегистрированной фирме.

Я не понимаю, спрашиваю у знакомого, как ему это удалось сделать так быстро. На что тот показывает мне переписку с коллегой из Великобритании, г-ном Робертом. "Г-н Петр, проблем нет, нужны копия паспорта, форма собственности будущего предприятия, владелец и обязательства, что вы будете платить налоги. И вот вам документ, что зарегистрированная вами фирма принадлежит вам. Работайте! А еще вы должны раз в год отчитываться о результатах вашей работы и платить налоги". Никаких уставных взносов. Красиво оформленный электронный документ. Никаких подписей, печатей.

На вопрос моего коллеги, сколько стоят его услуги, англичанин сообщил, что это никакая не услуга. Ее может сделать каждый ребенок! И добавил, что когда мы будем в Великобритании, он с удовольствием выпьет с нами пива. Точка".

Англичанам, как и большинству европейцев, можно только позавидовать. Так почему бы нашей власти не изменить законодательство, максимально упростив его, чтобы люди не тратили время на ерунду и не доказывали очевидное. Ведь если нынешние глупости войдут в электронный документооборот, они лишь умножатся, как компьютерный вирус. В то же время еще одна неприятность: если в бумажном виде ты что-то написал, отослал и получил сообщение о получении адресатом, то у тебя есть доказательства своих действий. В электронном виде совершенно другой поворот: мы вам дали доступ в реестр, вы не посмотрели, что там есть или чего нет, - это ваши проблемы.

В Украине не только много квалифицированных IT-специалистов, здесь также довольно хорошая инфраструктура для внедрения электронного управления. Но препятствием на пути внедрения качественной системы электронного управления является беспорядок в обществе, сложная законодательная база, отсутствие реальных рычагов ответственности - от парковки и до государственного реестра имущества.