UA / RU
Поддержать ZN.ua

Банковские комиссии

На чем сегодня зарабатывают банки

Автор: Артем Святненко

Банковская система Украины, первой принявшая на себя волну финансово-экономического кризиса, в период с 2008 по 2011 г. понесла тяжелые потери в виде больших финансовых убытков и банкротства ряда учреждений. Однако, исходя из итоговых показателей 2012 г. и данных за І квартал текущего года, уже можно констатировать если не полное, то значительное ее выздоровление.

В 2012 г. банки Украины получили прибыль в размере 4,9 млрд грн (это достижение выглядит более впечатляющим, если вспомнить, что убыток 2011 г. составил 7,7 млрд грн). За первые восемь месяцев нынешнего года чистая прибыль всех украинских банков составила 2,5 млрд грн. Меняется и структура доходов банков: для отечественных финансовых учреждений жизненно важной задачей стало наращивание доли комиссионных доходов. Банкиры незаметно, но последовательно увеличивают размеры и ассортимент тарифов на обслуживание клиентов. В результате возрастает и ответственность при выборе банка, особенно для нужд бизнеса.

Проценты и тарифы

В классическом понимании банковский бизнес в экономике выполняет три основные функции: принимает депозиты, выдает кредиты и осуществляет расчеты. Первые две функции формируют процентный доход, последняя - комиссионный. По данным, опубликованным Независимой ассоциацией банков Украины по результатам 2012 г., общие доходы банковской системы Украины на 78,1% состояли из процентных доходов и на 14,1% - из комиссионных. При этом по сравнению с 2011 г. произошло увеличение как процентных, так и комиссионных доходов банковской системы (на 5 и 15% соответственно). В первом полугодии 2013-го, согласно данным НБУ, тенденции сохранились: доля процентных доходов банковской системы составила 78,6%, а комиссионных - 14,5%.

Современные банки работают по большому количеству направлений. Это и привычные для населения кредитные и депозитные операции, обслуживание клиентских счетов и внешнеэкономической деятельности, обмен валют, предоставление гарантий, работа с ценными бумагами. Каждый банк сам выбирает, на чем концентрировать внимание.

Но все же основную часть доходов отечественных банков составляют чистые процентные доходы. Другими словами, это разница между полученными процентами по выданным кредитам и выплаченными процентами по депозитам.

Нюанс: согласно украинскому законодательству, банки считают процентные доходы как начисленные, но не обязательно уплаченные. Поэтому в нынешних условиях оценить реальную долю процентных доходов достаточно сложно.

Вторыми по успешности считаются комиссионные доходы. В отношении комиссий у банка есть большой простор для фантазии. Тут и комиссии за выдачу кредитов, открытие и обслуживание счетов, выпуск карт, выдача наличных через кассу и много других услуг.

С точки зрения маржинального дохода, наиболее прибыльными являются комиссионные продукты, при которых банк получает вознаграждение, выполняя операции по поручению и за счет клиента, так как они содержат минимальные риски потери базового актива. Это обслуживание счетов, переводы, гарантии и аккредитивные формы расчетов.

Третьим по важности источником доходов банков являются торговые операции, занимающие очень небольшую долю. Основные направления купли-продажи - валюта и ценные бумаги. Главным источником дохода в торговых операциях является купля-продажа валюты. Доли процента занимают операции с металлами.

Влияние кризиса

С начала кризиса доля комиссионных доходов в заработках украинских банков снизилась. Если в 2008 г. она составляла 25%, то уже по итогам 2010-го вес комиссионных доходов снизился до 19%. Тенденция вполне объяснима: с приходом кризиса сократился объем практически всех операций. К тому же украинские банки непосредственно перед кризисом массово начисляли "припрятанные" комиссии при кредитных операциях, особенно при потребительском кредитовании (за выдачу, зачисление средств на счет, обслуживание и т.п.). В результате в разы сократившееся кредитование ударило и по комиссионным доходам.

Впрочем, банкиры отмечают, что комиссионные доходы, в отличие от процентных, не так существенно зависят от экономической ситуации. Достаточно иметь клиентскую базу и предлагать конкурентоспособные тарифы. Как правило, делать ставку на комиссионные доходы приемлемо для крупных банков с разветвленной сетью отделений.

Большинство украинских банков изначально были ориентированы на получение прибыли от кредитных операций, а не на развитие услуг, обеспечивающих комиссионный доход. Сегодня многие банки пересмотрели свои позиции и учитывают в своем развитии направления, подразумевающие комиссионную прибыль. Но для этого банкам необходимо затратить много времени и сил на продуктовую линейку. Этот процесс весьма емкий и требует существенных финансовых инвестиций.

В условиях почти полного отсутствия активного кредитования банкиры уже давно начали задумываться о способах увеличения комиссионного дохода. Есть ряд простейших путей достижения этой цели. Самый простой - увеличение размеров действующих тарифов. Такая мера приводит к незначительному снижению объемов продаж, но в целом за счет увеличения цены банку удается заработать больше. Не менее распространено введение новых либо дополнительных комиссий к уже существующим продуктам, например кредитным. Такие комиссии зачастую незначительно влияют на удорожание кредита или услуги и не имеют решающего влияния на выбор клиента в пользу определенного банка. Впрочем, существует много способов увеличения комиссионных доходов путем улучшения качества и технологичности услуг.

Банки взялись
за комиссию

Уровень комиссионных доходов в общей структуре доходов банка зависит от нескольких факторов: степени диверсификации клиентской базы, сегментов рынка, работа в которых приоритетна для банка в рамках реализации его стратегии.

Если говорить об универсальном банке в условиях украинских реалий, то для обеспечения рентабельности акционерного капитала в 7-10% годовых необходимо достичь рентабельности чистых активов 0,7-1%. При нынешнем спрэде по активным операциям в размере 3-4% это стало нереально. Поэтому для универсальных банков доля комиссионно-торговых доходов в структуре операционной прибыли должна составлять 30-40% или 20-30% в структуре общих (валовых) доходов. Исходя из того, что в структуре комиссионных доходов основная доля приходится на расчетно-кассовое обслуживание, следует, что это направление будет развиваться самым динамичным и технологичным способом. У банков просто нет другого выхода.

И банкиры очень хорошо это понимают. В текущем году в сфере банковского бизнеса наблюдается тенденция максимизации объемов безресурсных доходов, которые в большинстве своем формируются по низкорисковым операциям. На сегодняшний день хорошим результатом считается комиссионный доход в размере 20% от суммарного дохода банка. В среднесрочной перспективе до 2015 г. банки будут стремиться поднять этот результат до 30%, а некоторые амбициозные финансовые учреждения заявили о намерениях нарастить темп до 40% в год.

Самые большие статьи для зарабатывания комиссионного дохода - расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц. Также в эту категорию можно включить зарплатные проекты, денежные переводы физлиц, пополнение или снятие со счетов физических лиц. Самое важное - соблюдение баланса между фактической себестоимостью услуги и готовностью клиента купить эту услугу за определенную сумму.

Есть, правда, и некоторые отступления. Например, по комиссиям за коммунальные платежи. Эту массовую услугу многие банки пытаются загнать в онлайн или сектор самообслуживания, повышая комиссионные. Однако, по мнению казначея ПАО "Авант-Банк" Дмитрия Власова, от таких комиссионных стоит совсем отказаться. Поскольку физический приход клиента в отделение банка сегодня является конкурентным преимуществом для развития депозитного и кредитного направлений. "Человек приходит оплачивать счет за электричество и узнает о новом депозите, может взять с собой буклет о новой кредитной программе. Эта информация попадает в его семью, где могут быть предприниматели, у которых назрела необходимость взять кредит, или семья ищет выгодные условия для депозитного вложения. Оплата коммунальных услуг - не бесплатная операция. Она происходит за счет получающей стороны. Если мы, к примеру, переводим деньги в энергопоставляющую компанию, то комиссионные оплачивает она. Компания платит за скорость и своевременность платежа", - отметил г-н Власов.

Как выбрать банк
для бизнеса

В Украине нет предпосылок для резкого роста доходов банковской системы. Скорее всего, рост не превысит 5% при стабильном курсе гривны.

Для банков более важный показатель не столько доход, сколько прибыль. А здесь все зависит от того, на каких операциях банк будет зарабатывать и насколько хорошо сможет оптимизировать свои затраты. Платежеспособный спрос на кредитном рынке остается умеренным, в основном развивается мелкое потребительское кредитование, поэтому банки пытаются увеличить уровень непроцентных доходов.

Как подсказывает отечественный опыт, банкиры постараются решать свои проблемы за счет клиентов. Единственное, что может этому помешать, - здоровая конкуренция. А для нее необходима грамотность и разумная придирчивость пользователей банковских услуг.

Ключевые вопросы при выборе банка (особенно для бизнеса): сколько стоит открытие счета, годовое обслуживание и проведение операций, как быстро и комфортно обналичивает и за какой процент.

Комментарий банкира

Александр АНДРЮШЕНКОВ, директор департамента корпоративного бизнеса ПАО КБ "Південкомбанк":

- Уровень развития технологий в отрасли дает возможность снизить расходы и минимизировать затраты, связанные с человеческим фактором. Банковский сектор модернизируется, предоставляя потребителям не только классические услуги, связанные с кредитованием и РКО, но и активизирует интернет- и мобильный банкинг, операции на рынке ценных бумаг и валютном. В связи с этим доля комиссионных доходов финучреждений в общей структуре доходов банковской системы будет постепенно увеличиваться.