UA / RU
Поддержать ZN.ua

Акцизом единым

В рамках нового бюджетного процесса правительство продолжает делать акцент на росте непрямых налогов - НДС и акцизов, - чем бьет по наиболее бедным слоям населения и сдерживает экономический рост. При этом не брезгует "подыгрывать" производителям дешевых сигарет и противоречить базовым рекомендациям Евросоюза и международных организаций.

Автор: Ольга Рогоза

В рамках нового бюджетного процесса правительство продолжает делать акцент на росте непрямых налогов - НДС и акцизов, - чем бьет по наиболее бедным слоям населения и сдерживает экономический рост. При этом не брезгует "подыгрывать" производителям дешевых сигарет и противоречить базовым рекомендациям Евросоюза и международных организаций.

Несправедливость системы

В 2017 г. поступления от акциза впервые в бюджетной истории Украины перешагнут рубеж в 100 млрд грн. 109,6 млрд грн - именно столько Минфин планирует собрать акцизных поступлений с товаров, произведенных в Украине и импортированных на ее территорию.

Акциз прочно занимает 2-е место по налоговым доходам госбюджета (после НДС) и 3-е -по доходам сведенного бюджета, уступая лишь НДС и налогу на доходы физлиц. Вспомним: еще лет пять назад акциз явно уступал по доходам даже налогу на прибыль предприятий. Доля налога на прибыль в доходах госбюджета за последние 5 лет снизилась почти вдвое - с 15,5 до 8,1%. Что, вероятно, связано как с падением промышленного производства в последние годы, так и с нерешенной проблемой оптимизации обязательств по этому налогу (в т.ч. через офшорные юрисдикции).

Именно акцизы являются лидером по увеличению бюджетного плана. По сравнению с госбюджетом-2016, рост доходов от акциза запланирован почти на 34% - в два раза больше, чем динамика по налогу на прибыль, на доходы физлиц или по импортной пошлине. Крупнейший рост поступлений запланирован по акцизам.

Предложенная структура налоговых доходов госбюджета, где 55,4% доходов обеспечивают непрямые налоги (НДС и акциз), являющиеся, по сути, налогами на расходы и абсолютно не зависят от дохода или прибыли налогоплательщика, - бьет по наиболее бедным слоям населения и несправедлива априори. Причем по сравнению с 2016 г. доля непрямых налогов и несправедливости системы продолжает расти.

Кроме того, НДС и акциз финансово ограничивают потребление и, соответственно, спрос. В условиях, когда в стране два года подряд наблюдалось падение ВВП (-6,6% в 2014-м и -9,9% в 2015 г.) и промышленного производства (-10,1% в 2014-м и -13% в 2015 г.) акцентирование на этих двух налогах - не самая лучшая стратегия правительства с точки зрения стимулирования экономического роста. Доля акциза и НДС резко возросла, рентных платежей и налога на доходы физлиц - упала.

Табачный акциз: подыгрываем производителям дешевых сигарет?

Если акциз является вторым по значимости налоговым наполнителем госбюджета, то табачные изделия уже выходят в лидеры среди всех подакцизных товаров по акцизным поступлениям.

Удивительно, но факт: в Украине табак собирает почти столько же акциза, сколько и бензин и другие нефтепродукты. При этом если акциз с нефтепродуктов доминирует среди импорта, то табачный акциз - явный лидер по внутреннему производству.

По данным Центра контроля над табаком, за 2015 г. табачный акциз принес в госбюджет 22,2 млрд грн. По сравнению с 2014 г. его поступления выросли на 4,1 млрд грн, или на 22,7%. Во многом благодаря тому, что в течение 2014-2015 гг. специфическая ставка акциза и минимальное акцизное налоговое обязательство несколько раз повышались.

По данным Госказначейства, за 8 месяцев 2016 г. табачный акциз уже дал госбюджету 21,6 млрд грн. Это значит - за весь 2016 г. он может дать более 32 млрд грн. Повышение опять-таки идет за счет опережающего повышения специфической части акциза (на 40% с 1 января 2016 г.) и минимального акцизного налогового обязательства.

Что показательно, по раскладке налоговых доходов Госказначейства три четверти доходов от табачного акциза обеспечивает именно фиксированная ставка - которая платится в гривнах, независимо от стоимости сигарет. Именно повышение фиксированной части обеспечило рост поступлений от табачного акциза за 2015-2016 гг. примерно на 14 млрд грн.

Указанный подход был оправдан и с точки зрения финансовой дисциплины, и с точки зрения общественного здоровья. В отчете Всемирной организации здравоохранения о глобальной табачной эпидемии 2015 г. четко сказано: "Уровень акциза и цены на сигареты выше в странах, где используют или более фокусируются на специфическом компоненте акцизного налога. Адвалорные акцизы менее эффективны, чем специфические в достижении целей здравоохранения, поскольку их тяжелее администрировать, они увеличивают возможности для уклонения от уплаты и создают большую ценовую разницу между брендами, стимулируя тем самым переход на более дешевые бренды".

Аналогичный подход в последнее время использовал и ЕС. "Практически все страны Евросоюза увеличивали именно фиксированную часть акциза. 23 из 28 стран ЕС адвалорную часть, наоборот, снизили до минимума", - напомнила глава парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.

Увы, правительство в этом году решило идти наперекор и европейскому опыту, и успешной практике повышения акциза в Украине в 2014-2015 гг. В налоговом законопроекте №5132, "прилагаемом" правительством к проекту госбюджета, предусмотрено повышение адвалорной (процентной) ставки акциза - с 12 до 15%.

Как заявила Нина Южанина, все крупные производители табачных изделий (они же и крупнейшие налогоплательщики Украины), кроме одного - Imperial Tobacco - выступили против повышения адвалора. Такое единодушие не случайно - повышение адвалорной ставки меняет правила игры на табачном рынке, создавая конкурентные преимущества для дешевых сигарет. Против чего выступают и ВООЗ, и Евросоюз.

ЕС последователен в своих требованиях постепенно повышать минимальный акциз на сигареты до 90 евро за 1000 шт., но никаких требований по адвалорной части акциза со стороны ЕС нет. Например, в Швеции, которая известна самым низким уровнем курения в ЕС, адвалорная ставка составляет лишь 1%.