UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогноз-2022. Что будет с агросектором и рынком земли?

Еще один год посредственных достижений и упущенных возможностей

Автор: Максим Мартынюк

В июле 2020 года Кабинет министров утвердил Прогноз экономического и социального развития Украины на 2021–2023 годы. Нельзя сказать, что сельскому хозяйству в этом документе уделено много внимания, но несколько показателей все же заложены. Как и следовало ожидать от подобных документов, правительство прогнозирует рост надоев, повышение уровня жиров в молоке и глютена в муке, а также несучесть кур во всех типах хозяйств. В частности, Кабмин ожидает в 2022 году урожай зерновых в 77,2 млн тонн, масличных культур — 22,1 млн, производства молока — 9,8 млн (против 9,6 млн в 2020-м), мяса свинины — более 1 млн тонн при факте в 2020-м на уровне 960 тыс. Валовой внутренний продукт сельского хозяйства, согласно прогнозу, будет расти несильно, но уверенно — на 3,5–3,8% ежегодно и в 2022-м должен достичь 404 млрд грн. При этом удельный вес сельского хозяйства в ВВП Украины, по прогнозу Кабинета министров, должен из года в год сокращаться и в 2022-м составит 8,8%. В правительственном прогнозе также упоминается сельское хозяйство в части его влияния на инфляцию. Прогнозируется, что инфляция в 2022 году будет, но замедлится по сравнению с 2021-м.

«Ожидаемое увеличение предложения на продовольственном рынке, в частности, со стороны сельского хозяйства и отечественных предприятий перерабатывающей промышленности на фоне прогнозируемого значительного урожая, расширения перерабатывающих мощностей, а также благодаря относительной неизменности цен на мировом рынке, позволит не менять общие положительные тенденции по уменьшению темпов роста цен в прогнозируемом периоде», — так выглядит правительственный оптимизм. Вместе с тем среди рисков для экономического развития присутствует неурожай, причем даже такой, что может вызвать дефицит продуктов питания. Вероятность наступления такого риска определена как низкая. На этом отдельные упоминания об агросекторе в описанном прогнозе исчерпаны. Есть, правда, несколько сентенций о рынке земли и его влиянии на отрасль, но их мы рассмотрим немного ниже.

К правительственным прогнозным показателям есть немало вопросов. Например, бросается в глаза необоснованный оптимизм по наращиванию объемов производства продукции животноводства в условиях многолетней тенденции сокращения поголовья крупного рогатого скота, свиней, кур-несушек. И с приходом новых лиц с сомнительной компетенцией и при сворачивании программ государственной поддержки эти тенденции только усилились. Но не дискуссионные показатели отрасли вызывают больше всего вопросов, а полнейшее непонимание вызовов и ошибочное прогнозирование рисков. Климатические изменения? Не слышали. Разорванные логистические цепочки? Не видели (неправда, прекрасно видели). Развитие сельских территорий? Не знаем (тут правда, точно не знают).

Украинское сельское хозяйство играет свою роль в глобальном производстве продовольствия, как и глобальные процессы сказываются на состоянии украинского сельского хозяйства. Поэтому ответ на вопрос «получит ли ООН 6 млрд долл. от Илона Маска на борьбу с голодом в мире?» оказывает намного большее влияние на украинскую экономику, чем об этом думают в украинском правительстве. А еще есть и другие вопросы: пойдет ли Россия войной на Украину? не сядет ли снова какой-нибудь сухогруз на мель/закроется порт на карантин? ценовое ралли на рынке газа будет продолжаться? а производители удобрений будут работать при цене газа 1000+ долл. за тысячу кубометров? а наш сахар будет конкурентным при такой цене газа? какой будет погода в 2021–2022 производственном году в Украине? а в Канаде и на Кубани?

Ответы на эти и множество подобных вопросов могут сильно изменить правительственный прогноз и в целом какой-либо прогноз на 2022 год.

А вот что ни в коем случае не повлияет на сельское хозяйство в 2022 году, так это предмет гордости нашей власти — рынок земли.

unsplash/viridigreen

Парадокс этот заключается в том, что возможность покупать-продавать землю и не могла что-либо революционно изменить в отечественном сельском хозяйстве с точки зрения экономических процессов. Давно прошли те времена, когда более половины сельскохозяйственной земли не находилось в использовании. Период катастрофы и разрушения в сельском хозяйстве пришелся на конец 1990-х годов, и уже в начале 2000-х в агросфере начали появляться первые инвестиции, профессиональное управление и новые технологии вместе с современной техникой. Последние десять лет вся украинская земля находится в экономическом обороте, то есть приносит ренту собственнику и арендатору, как ей и предписано экономической теорией. Да, землю используют на условиях аренды, но какое это имеет значение для подсолнечника? Все, кто хотел инвестировать в украинскую землю, приносящую 700–1000 долл. EBITDA (прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации) с гектара, уже давно инвестировали. Включая иностранцев. Включая тех иностранцев, которые приобретали акции «Астарты» на Варшавской фондовой бирже, «Укрлендфарминга» и МХП на Лондонской. Поэтому все рассказы о сумасшедшем росте ВВП, притоке инвестиций и счастье всех крестьян, которые одновременно продадут свою землю и продолжат получать с нее более высокую аренду, — не более чем неудачные пропагандистские штампы.

В своем прогнозе наше оптимистичное правительство говорит: «Введение с 1 июля 2021 года оборота земли сельскохозяйственного назначения с целью роста эффективности и производительности использования сельскохозяйственных земель за счет повышения уровня экономической конкуренции позволит установить объективную рыночную стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, реализовать права частной собственности всеми субъектами земельных отношений, увеличить количество рабочих мест в сельской местности, повысить инвестиционную привлекательность сельского хозяйства». По моему мнению, логические связи между рынком земли и увеличением количества рабочих мест в сельской местности неочевидны.

Более того, вероятность продажи обрабатываемой земли создала дополнительную зону риска для арендаторов — от единоличника до агрохолдинга. Ведь один юрист с портфелем, как известно, может создать немало проблем, особенно если он представляет владельца нескольких паев посреди большого поля. Отсюда все эти не очень изысканные схемы с превращением работников агрохолдинга в лендлордов. Бизнес естественно пытается защититься, нивелировать риски. И здесь, кроме юридических схем, необходимы еще и деньги на выкуп земли. Но в условиях, когда даже через год после запуска рынка всего банк предлагает целевой кредитный продукт «для покупки земли», бизнес, опять не по собственной воле, начал перегруппировку финансов. Первыми под урезание пошли капитальные инвестиции. И действительно, зачем тебе новый элеватор, если у тебя не будет земли, чтобы вырастить кукурузу, которая должна в этом элеваторе храниться? В свою очередь, это запускает мультипликатор негативных процессов в других отраслях: строители не построят элеватор, производитель элеваторного оборудования его не продаст, металлурги продадут меньше металла, рабочие места в городской и сельский местностях сократятся. То есть все будет ровно наоборот по сравнению с правительственным прогнозом. Но стоит ли обращать внимание на такие мелочи, если на кону быстрое выполнение предвыборной программы президента!

Плох тот прогноз, который не прогнозирует цены. Так что несколько мнений о ценах на землю. По официальным данным, с момента отмены моратория было заключено 66640 договоров купли-продажи земли. В этом количестве учтены все сельскохозяйственные земли, включая огороды и дачные участки. Данные, обнародованные разными неправительственными агентствами, свидетельствуют, что паи стали предметом примерно 30 тысяч договоров со средней ценой в 33 000 грн/га. Зная особенности украинских земельных отношений, можно предположить, что в подавляющем большинстве случаев происходит оформление сделок по ранее выкупленной, но не переоформленной на нового собственника из-за моратория земле. Но даже этот процесс далек от завершения из-за нежелания нотариусов оформлять сделки купли-продажи земли в условиях правовой неопределенности и отсутствия сложившейся юридической практики. Поэтому и цена таких сделок минимальна и идентична нормативной денежной оценке земли. Средняя цена земли в 2022 году будет медленно расти примерно на коэффициент инфляции, количество сделок увеличится за счет повышения активности нотариусов, будут преобладать, как и в 2021 году, сделки, узаконивающие ранее заключенные теневые сделки купли-продажи.

Подытоживая тему рынка земли, надо сказать, что его запуск не дал и не мог дать быстрый положительный эффект для экономики и отрасли. Да, его надо было запускать, но не в таком формате. Да, он даст положительный эффект, но в долгосрочной перспективе. Поэтому в 2022 году рынок земли все так же будет оставаться камешком в ботинке аграриев. Идти можно, но ни в коем случае это не новые возможности. В дальнейшем будет лучше, но в 2022-м будет все так же никак.

Вспоминая 2022 год, нельзя обойти вниманием еще несколько внутриукраинских факторов влияния.

«Укрзалізниця». Очевидно, что перманентная деградация монопольного перевозчика только усилится. К изношенности подвижного состава зерновозов, незначительно компенсированной частным парком вагонов, добавилась критическая нехватка тяговых мощностей. А вдобавок к операционному кризису катастрофически ухудшилось финансовое состояние. По словам агропроизводителей, в 2021 году перевозка тонны зерна обошлась в дополнительную 1000 грн. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что монопольная рента при перевозках зерна в 2022 году будет расти теми же темпами. И пойдет она не на ремонт дизель-электровозов плюс немного украсть, а на поддержку ликвидности компании, элементарное выживание, закрытие дыр от ранее украденного из убытков. Прогноз на 2022 год: логистические проблемы на УЗ углубятся, цены на перевозку будут расти.

Бюджетные субсидии или программы поддержки. Программы будут, но это не означает, что будут деньги: виртуализация как высшая форма диджитализации. Фокус происходит в два действия. Сначала в бюджете вместо 8 млрд грн предусматривают 4 млрд, презентуя это как большое достижение, впервые за период независимости и т.п. Потом фактически Минфин профинансирует 3 млрд грн. Так было в 2019-м, когда первое правительство президента Зеленского просто заморозило выплаты, преобладающая часть которых приходится на четвертый квартал. Так было в 2020-м, когда треть предусмотренных бюджетом средств пошла на погашение долгов предыдущего года. То же повторилось в 2021-м, поэтому нет причин считать, что в 2022-м будет иначе.

Новый безусловный налог на землю. Это не новая идея, но только нынешняя власть, частично под давлением спонсоров парламентских групп, частично в угаре борьбы за наполнение бюджета, отчасти от осознания собственного величия и такого же непонимания собственной слабости, воплотила ее в жизнь. Особенно трогательным выглядит введение нового налога со счастливых от рынка земли крестьян с одновременным снижением налога на землю для одного самого крупного в Европе производителя курятины. Повлияет ли новый налог на отрасль? Не повлияет. Да, вероятно, единоличники станут платить этот налог за арендованные ими земли, но не прекратят продажу зерна за наличный расчет. Да, новый налог подтолкнет какую-то часть собственников паев к выходу на рынок земли, но мы же с вами уже выяснили, что рынок земли не повлияет на сельское хозяйство, по крайней мере в 2022 году.

unsplash/vladyslavsokha

Государственная аграрная политика, а точнее, ее отсутствие. Несмотря на все успехи украинского агросектора, его будущее не безоблачно. Правительству следовало бы 2022 год потратить на две важные вещи: пересмотр политики господдержки сельского хозяйства и подготовку к имплементации положений требований GREEN DEAL.

Господдержка за последние три года окончательно потеряла фокус и превратилась в хаотическую раздачу денег. Как тут не вспомнить два картофелехранилища, получивших государственные дотации, и одновременную фактическую отмену поддержки развития скотоводства.

GREEN DEAL, если мы не будем готовы ее имплементировать, серьезно ухудшит наши возможности, предусмотренные Соглашением о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Его даже частичная имплементация требует напряженной работы всего правительства, связанной с постоянными консультациями с нашими торговыми партнерами. Но пока выглядит так, что правительство и профильное министерство просто не понимают самого наличия проблемы.

Наступающий год не принесет сельскому хозяйству больших потрясений и будет очень похож на предыдущие годы: умеренно прибыльным, иногда напряженным, стандартно загруженным. Предприятия будут конкурировать за земли, покупать новую технику, сеять и молотить. Государственная власть продолжит излучать мнимое величие, принимать странные решения и иногда, под давлением людей, признавать свои ошибки.

2022-й будет годом умеренного развития и годом утраченных в будущем возможностей.

Больше статей Максима Мартынюка читайте по ссылке.