UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перекоалициирование АПК: error!

Сколько еще надо обанкротившихся "агротонов", "валиноров", "мрій", чтобы понять: не сельские территории нужно развивать. А поселенческую сеть, еще точнее - сельские общины.

Автор: Владимир Чопенко

Аграрные умы, собранные вместе в секторальной группе №7 по разработке коалиционного соглашения, намеревались методом глубокой вспашки перелопатить принципы агропромышленного комплекса Украины. Вдохновлять их должен был заранее изложенный на двух страницах план действий "Реформа сельского хозяйства. Мы введем рынок земли и создадим эффективную систему поддержки сельхозпроизводителя" со списком известных в аграрном бомонде фигур с заранее распределенными должностями.

Меньше всего в этом наборе было объединяющего. Во-первых, четко просматривался рвотный квотный принцип в раздаче кресел. Во-вторых, несколько политических сил категорически выступают против купли-продажи земли, что априори и вызвало противостояние. В-третьих, собственно основные принципы аграрного соглашения оказались оторванными от реалий дня сегодняшнего и сроков их реализации.

Всесторонне проанализировав это коллегиальное произведение, и самому захотелось добавить в него разумные зерна. С учетом персональных данных, профессиональной подготовки и предпочтений кандидатов на аграрные должности…

Земельная реформа

a. В условиях стремительного падения экономики Украины, девальвации гривни, оттока инвестиций, снижения реальных доходов населения, потери территорий ввести рынок земель сельскохозяйственного назначения с 1 января 2016 г.

b. С 1 января 2015 г. обеспечить осуществление пилотного проекта по обороту земель сельскохозяйственного назначения, арендованных агрохолдингом "Золота Мрія". При расчетах с кредиторами учитывать стоимость личных крестьянских хозяйств, приусадебных земельных участков и личного имущества владельцев земельных долей (паев).

Для социальной защиты таких владельцев ходатайствовать о законодательном предоставлении им гражданства тех стран, откуда происходят иностранные инвестиции.

c. Законодательно урегулировать изготовление личным крестьянским хозяйствам и крестьянам, ведущих товарное производство на приусадебных участках, проектов землеустройства относительно севооборотов в проектных институтах с дальнейшей их регистрацией.

d. Установить минимальный срок аренды земель, земельных долей (паев) не менее 15 лет. Для тех владельцев, которые теоретически доживут до окончания этого срока, автоматически продлевать его без согласия владельца.

e. Расчеты по договорам субаренды проводить в наличной форме исключительно в валюте США, что будет способствовать наполнению как локальных (семейных), так и местных бюджетов и эффективному их функционированию в контексте передачи им расширенных полномочий.

f. За досрочное расторжение договора аренды земельного пая законодательно предусмотреть уголовную ответственность владельца пая.

Государственная поддержка сельского хозяйства

a. Законодательно упорядочить передачу Министерства аграрной политики и продовольствия от структур Присяжнюка+Иванющенко в субаренду транснациональным компаниям.

b. Государственную поддержку мелких и фермерских хозяйств, крестьян передать под опеку волонтерским организациям. Обязать международные донорские организации обеспечить финансирование таких добровольческих формирований.

c. В условиях стремительной девальвации и колебаний на международных рынках имплементировать спекулятивный инструментарий - фьючерсные контракты, аграрные расписки - для увеличения реальных доходов сельскохозяйственных производителей.

d. Самозанятым формам хозяйствования и частным лицам, реализующим сельскохозяйственную продукцию, неуклонно соблюдать европейские требования относительно качества и безопасности продукции.

e. На протяжении 2015 г. обеспечить приватизацию всех государственных предприятий, подчиненных Минагрополитики, путем передачи Аграрного фонда, Государственной продовольственной зерновой корпорации, припортовых элеваторов, производственных мощностей "Укрспирта" и других в аренду на 49 лет, пропорционально распределив эти субъекты хозяйствования едиными имущественными комплексами между участниками коалиции.

Ликвидировать Национальную академию аграрных наук, приватизировав ее научно-исследовательские учреждения, производственные площади и земли.

Такое распределение будет способствовать созданию и успешному прохождению на следующих парламентских выборах новых политических субъектов: Государственного зернового блока, Ликероводочной партии, Аграрного союза и т.д.

f. В 2015 г. все средства (вместо 50% в действующей редакции закона), которые поступают в специальный фонд государственного бюджета за реализованную перерабатывающими предприятиями продукцию и направляются в виде дотаций производителям животноводческой продукции, полностью переадресовать на компенсацию стоимости коровников, овощехранилищ, теплиц, оптовых рынков и т.п.

g. Исключительное право на получение такой компенсации будут иметь агрохолдинги и компании, представленные в профильном комитете Верховной Рады и органах государственной власти. Остальным предприятиям компенсацию предоставлять только при условии уплаты 50% отката.

Перечень "льготников" до 1 января предшествующего года подают такие структуры, как сходки, кружки и клубы аграрного бизнеса.

h. Средний срок расчетов продовольственных торговых сетей (ритейлеров) с предприятиями пищевой промышленности (при существующем 150 суток) заменить на бессрочный. Нереализованную продукцию считать государственной социальной поддержкой и обеспечивать ею незащищенные слои населения.

Налоговая реформа

a. В связи с тем, что участники G20 одной из краеугольных проблем считают уклонение транснациональных компаний от уплаты налогов, выступить с инициативой регистрировать такие компании в Украине плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога и специального режима налогообложения налога на добавленную стоимость.

b. Формировать мобилизационный продовольственный резерв для обеспечения военных в зоне проведения АТО за счет продукции, производимой личными крестьянскими хозяйствами и единоличниками. Логистику поставок этой продукции возложить на волонтерские организации.

Остальное - 80–100 млн т намолоченного зерна беспрепятственно экспортировать для обеспечения продовольственной безопасности в мире. Возмещение НДС из бюджета осуществлять автоматически в офшорные зоны.

P.S. А если серьезно, то, во-первых, нынешняя власть, в том числе и МинАП, должны лезть из кожи вон, чтобы вернуть доверие крестьян к себе. Во-вторых, деятельность органов государственной власти должна базироваться на европейских принципах: прозрачность, публичность, эффективность.

Поэтому следует начать с обнародования результатов девятимесячной деятельности правительства народного доверия. С перечнем конкретных предприятий, которые в условиях ведения военных действий сотнями миллионов возмещают НДС, получают бюджетные компенсаторы за строительство аграрной инфраструктуры с дальнейшим выводом средств в офшоры.

Следующий шаг - реформировать органы управления АПК согласно международным стандартам, отказавшись от архаических системы распределения и принципов управления. Необходимо максимально приблизить эту структуру к потребностям крестьян, чтобы она стала центральной в развитии сельских общин как основы для формирования дальнейшей эффективной государственной политики.

К сожалению, ничего даже похожего не нашел в подправленном разделе XII "Реформа сельского хозяйства", который эксперты группы VoxUkraine оценили лаконично - провал. Тихо убрали бравурное "Мы введем рынок земли…". Как она будет обращаться в непростых нынешних условиях, когда уменьшается капитализация? Но даже не это должно сдерживать разработчиков. Сигнал должен поступить от крестьян, которые поймут, для чего власть так загорелась ввести куплю-продажу пашни. Пока им этого не растолковали…

Как и того, чем выгоднее 15-летний срок по сравнению с нынешним семилетним, охватывающим полноценный севооборот? Какую "целесообразность" преследуют аграрные стратеги, пытаясь законодательно закрепить одну из норм неудачного законопроекта "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения"? Окончательно законодательно закрепостить крестьян, которые табунами обивают пороги судов в надежде досрочно расторгнуть соглашения даже при нынешних условиях с недобросовестными арендаторами, которые за эксплуатацию крестьянских паев расплачиваются… половой? Кто доживет до окончания вдвое большего срока аренды, если средний возраст владельца земельного пая превышает 60 лет?

"Подобрели" разработчики первоочередных мер по реформированию АПК и к агрохолдингам. Разработку новой системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (в результате чего эти "мастодонты" потеряют немалые преференции) авторы вместо начала 2016 г. перенесли аж на… 2018-й. Хотя прежде всего нужно определиться с правовым статусом собственно агрохолдингов и крупных сельскохозяйственных предприятий. Ведь законы "О фермерском хозяйстве" и "О личном крестьянском хозяйстве" действуют, а "великанов" случайно или сознательно упустили из поля зрения.

Сколько еще надо обанкротившихся "агротонов", "валиноров", "мрій", чтобы понять: не сельские территории (поля, разлинованные грунтовыми дорогами и лесными полосами, защищающими пахотные пласты от ветровой эрозии) нужно развивать. А поселенческую сеть, еще точнее - сельские общины, достучаться до Ивана с Марьей, угнетаемых накопленными годами проблемами величиной со скирды... Так кого вы намерены оживлять?

Многое еще можно подсказывать-советовать. Только кому?!