2014-й стал переломным - общая площадь сельхозугодий у граждан впервые сократилась почти на 90 тыс. га за год. Цифра небольшая (0,6% от имеющейся у них площади), но само явление не только важно как симптом, но и иногда становится достаточно болезненной проблемой для конкретных семей, оставшихся без используемых продолжительное время для собственных хозяйственных целей земельных участков.
Активно возвращают/отбирают земельные участки, предоставленные в начале 90-х годов прошлого века под огородничество, для сенокоса и выпаса скота. Иногда участки возвращают граждане за ненадобностью - отпала необходимость в производстве сельхозпродукции для потребления на предоставленных на немалом расстоянии от жилья огородах или уже некого выпасать. Однако часто органы власти отбирали предоставленные земельные участки без причины или каких-либо объяснений. Эти отобранные участки иногда быстро перераспределяли, и их выставляли на продажу уже другие владельцы - не крестьяне и даже не сельские жители.
В случае реализации предложенного компромиссного сценария - продажи сельхозземель государственной собственности (ZN.UA №39 от 16 октября 2015 г., "Земельная реформа: компромиссный сценарий") можно ожидать активизации этого процесса. Потому что при "высокой цели" - формирования инвестиционно привлекательных масштабных земельных участков государственной собственности (а сейчас это все земли вне границ населенных пунктов) для продажи "эффективным инвесторам" - уже не до огородов и скота крестьян.
Сельхозугодий у граждан все меньше
Начало и продвижение земельной реформы характеризовались тем, что благодаря распаеванию сельхозугодия активно переходили в собственность граждан. Также с начала 1990-х годов массово предоставляли участки для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства и огородничества, сенокоса и выпаса скота, а также приусадебные участки. Поэтому в 2014 г. в собственности и пользовании граждан находилось почти в шесть раз больше сельхозугодий, чем в 1990-м (15,9 млн га против 2,7 млн).
В 2014 г. впервые за период с начала реформы уменьшилась площадь земель у граждан для ведения товарного производства. Площадь земель под сенокос и выпас скота сократилась за последние восемь лет на 400 тыс. га, а для огородничества - на 160 тыс. га, или почти вдвое за 20 лет (см. табл. 1).
Земельные участки для ведения товарного производства от граждан переходят к сельскохозяйственным предприятиям. Последние увеличили земельный банк на 111 тыс. га в 2014 г., а фермерские хозяйства - на 256 тыс. га за год. Вопрос в том, переходят ли эти земли только на правах аренды?
Схем перехода прав собственности на участки для ведения товарного производства много. Работает схема перевода этих угодий в категорию земель для личного крестьянского хозяйства, которые можно продавать и покупать, их вообще проще вывести из сельхозземель и использовать для других целей. Еще эти участки могут быть переданы другому владельцу в обмен за долги.
Если в 2005 г. у крестьян в пользовании было 1,4 млн га предоставленных земельных участков для сенокоса и выпаса скота, то в 2014 г. остался 1 млн га. Поголовье скота в хозяйствах населения постоянно уменьшается - почти на четверть за 24 года. Действительно, отдельные участки (как для сенокоса и выпаса, так и для огородничества), особенно находящиеся в отдаленных местах, ренатурализуются, становятся самосейными лесами.
Однако часто эти участки, общественные пастбища, отбирают у граждан властные структуры. Это вызвало ряд крестьянских бунтов, протестов, пикетов в разных регионах. Чиновники оправдывают такие решения тем, что крестьянам предоставлены земельные участки - паи, и на них они могут создавать сенокосы и пастбища - единолично или совместно. Однако эти
объяснения выглядят, по меньшей мере, нерациональными и незаконными. Прежде всего, потому, что распаеванные сельскохозяйственные угодья имеют свое целевое назначение, чаще всего это пашня. Использование ее для сенокоса и выпаса скота будет классифицироваться как нецелевое, что повлечет за собой установленную для землевладельцев ответственность за противоправные действия.
Крестьяне хорошо помнят, что во многих случаях при распаевании земли с каждого пайщика сняли по несколько соток в пользу специального отвода определенной площади под выпас сельского скота. Распорядители же угодий вне границ сел, динамично меняясь (в свое время это были областные и районные рады и администрации, сейчас - органы государственного ведомства по земельным ресурсам), распоряжались землями по своему усмотрению, без ответственности перед сельскими громадами. До сих пор в распоряжении сельских громад и их органов местного самоуправления находится ограниченный ресурс - только 12% земель в границах населенных пунктов.
Крестьяне же ищут спасения в создании обществ владельцев скота, добиваются возврата пастбищ в коммунальную собственность сельских громад. А в первую очередь - активно уменьшают поголовье скота в своих хозяйствах. Рост поголовья, которое содержат граждане, коррелировал с расширением их землесобственности и землепользования к началу 2000-х годов. После этого наблюдается устойчивая тенденция к его сокращению. В 2014 г. в личных хозяйствах населения содержалось на 41% меньше крупного рогатого скота, на 31 - свиней, на 20% - овец и коз по сравнению с 2000-м.
Земельные участки для огородничества, как правило, находятся в пригородных и припоселковых зонах, значит, они пригодны для садовых товариществ, строительства коттеджных городков, для распределения их среди "нужных людей". Иногда их изымают даже засаженными предыдущими пользователями, которые из-за своей неосмотрительности, хозяйничая на них более 20 лет, не оформили должным образом договор аренды.
Чиновники не хотят учитывать признанный международный подход, что сформированные традиционные формы землепользования граждан должны признаваться законными в первую очередь. Но не до морали.
На грани перелома к нисходящей тенденции - и предоставление земель гражданам для коллективного и индивидуального садоводства. В 2014 г. для этих целей выделено только около 100 га, тогда как в 1990–1995 гг. ежегодно выделялось по 10 тыс. га.
Примечательно, что сокращаются также объемы предоставления угодий для личных крестьянских хозяйств и приусадебных участков (для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек). Если в начале 90-х годов прошлого века ежегодно выделяли 280 тыс. га, в начале 2000-х - 80 тыс., то за 2014 г. - всего 5 тыс. га земель этого целевого назначения. В десяти областях уже фиксируется сокращение площади предоставленных для этих целей угодий.
Открытия земельного рынка люди не ждут
Поражает сокращение количества семей, оставшихся без тех или иных земельных участков, на которых они производили продовольствие для самообеспечения и реализации излишков на рынках (см. табл. 2).
Ежегодно за последние восемь лет почти 19 тыс. владельцев перестали использовать участки для ведения товарного производства и в лучшем случае передали их в аренду сельхозпредприятиям (если не допускать различных теневых схем их перехода). Учитывая такую тенденцию, вряд ли можно думать, что эти граждане ждут внедрения рынка земли, чтобы расширить свои хозяйства. При сложившихся условиях ведения личного и фермерского хозяйства, при отсутствии государственной поддержки развития большинство их владельцев не станут активными покупателями земли. Хотя именно они в большой степени отвечают определенным критериям - являются владельцами, сами работают на земле, имеют опыт работы, проживают в сельской местности.
За этот же период ежегодно 72 тыс. семей оставались без участков для огородничества, 36 тыс. семей - без участков для сенокоса и выпаса скота.
Если в начале 1990-х годов ежегодно владельцами личных крестьянских хозяйств становились 465 тыс. человек, в начале 2000-х - 135 тыс., то в 2014 г. - всего 8 тыс. человек. Уменьшение масштабов хозяйствования в этом довольно специфическом украинском сегменте может иметь негативные последствия для производства сельхозпродукции и занятости сельского населения. Сейчас доля продукции хозяйств населения в общем производстве страны весомая - 45%, а самозанятыми тут считаются 2,6 млн человек (из 3,1 млн всех занятых в отрасли).
Следует отметить, что со вступлением в силу нормы, согласно которой лицо не зарегистрируют безработным, если оно имеет личное крестьянское хозяйство, эти процессы активизировались. К сожалению, это важное социальное явление не отслеживается.
Желающие получить земельный участок есть. Землю не дают
По официальным данным, количество граждан, которым уже предоставлена земля в собственность и пользование, составляет 25,1 млн человек. Учитывая, что на начало 2014 г. в государстве было 37,2 млн постоянно проживающих лиц в возрасте от 18 лет, значит, еще 12,1 млн из них имеют право на получение в собственность и пользование, по крайней мере, 10 соток земли (если они еще не использовали это право). Для удовлетворения лишь этой потребности хотя бы на указанном уровне необходимо 1,2 млн га сельхозугодий. Общаясь с молодыми семьями на тематических молодежных форумах, можно прийти к выводу, что многие из них не верят в возможность безвозмездно получить законные 10 соток. Утверждается, что в последнее время это право реализуется лишь для "избранных", приближенных к власти людей.
Очевидно, что у государства всегда должен быть фонд земель для предоставления их в трудные времена социально незащищенным гражданам, выделения их для общественных нужд, расширения природно-заповедных и природоохранных территорий и т.п. Сегодня этот фонд еще есть, им можно считать земли запаса и не предоставленные в собственность и постоянное пользование земли, их площадь составляет 4,5 млн га (11% всех сельхозугодий, из них 3 млн га переданы во временное пользование). Но очевидна сложность даже с выделением обещанных земельных участков участникам антитеррористической операции.
Законопроектом "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно проведения земельных торгов" №2279 предусмотрено исключить из перечня не подлежащих продаже на земельных торгах участки государственной или коммунальной собственности или права на них (пункт 16) в случае "передачи гражданам земельных участков для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и построек (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, для сенокоса и выпаса скота, для огородничества". Указанный законопроект уже принят за основу и отправлен на повторное второе чтение.
И хотя остается статья 121 Земельного кодекса, определяющая нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам для указанных целей, некоторые специалисты усматривают в этом создание очередной коллизии. Из разъяснений Минюста о практике применения норм права в случае коллизии, применяется акт, изданный позже, даже если принятый ранее акт не утратил своей силы.
Есть основания ожидать, что "раздача" земли государством будет прекращена. Относительно перехода к рыночному механизму ее приобретения "за деньги" возникает вопрос: имеют ли крестьяне и граждане, пользовавшиеся огородами, материальную возможность воспользоваться этим механизмом? Или без земли легче претендовать на социальные выплаты?