UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОНИ, ЛЮДИ И... СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ

Украина в 2001 году стала настоящим статистическим полигоном. Сначала «на карандаш» взяли скот и птицу...

Автор: Владимир Чопенко

Украина в 2001 году стала настоящим статистическим полигоном. Сначала «на карандаш» взяли скот и птицу. Натренировавшись на домашней фауне, учетчики-добровольцы во время Всеукраинской переписи населения, которую откладывали с 1995 года, зафиксировали и нас, живых. Хотя с целью экономии бюджетных средств — почти 200 млн. грн. — можно было бы сделать все это за один обход…

Теперь статучетчики готовятся к широкомасштабной первой сельскохозяйственной переписи, пока не узаконенной. Какова цель предстоящей вылазки Госкомстата в глубинку? Охотно ли будут делиться крестьяне данными о своих доходах?

С поголовьем ситуация более-менее понятна: цифры до тематической переписи и после нее существенно не отличались, что повысило доверие к государственной статистике. О точности до десятых судить не берусь, поскольку в моем селе перепись вызвала настоящий переполох. Земляки помнят хрущевские времена, когда приходилось платить налоги за сливку, грушку, кусты смородины, крыжовника, а за поросенка, теленка — и подавно. Поэтому накануне «скотской» переписи люди попрятали живность кто куда: в погреба, леса, даже схроны в скирдах соломы. Малейший интерес власти к собственному хозяйству крестьяне расценивают как очередную попытку фискальных органов обложить его податью и, естественно, пытаются всячески откреститься от лишних вопросов.

Многих отрезвила и Всеукраинская перепись населения: нас становится не больше, а меньше! Причем катастрофически… День прошел — и почти тысячу человек как корова языком слизала: в земле! За декаду подворных обходов пришлось выслушать те же нарекания, что и при переписи скота. Опросные листы для многих оказались неожиданностью, поскольку не были заблаговременно напечатаны, из-за чего население с ними предварительно не ознакомилось. Поэтому многие вопросы ставили респондентов в тупик, особенно когда речь шла о материальном положении и источниках доходов.

Кое-кто наотрез отказывался отвечать, усматривая в этом нарушение своих конституционных прав. Статистики, в свою очередь, пугали отказников Конституцией, административным штрафом на сумму от трех до пяти минимальных зарплат. Мудро поступило правительство Великобритании, изъяв из анкеты 2001 года вопрос о доходах, который, как подтвердила практика, стал основной причиной отказа многих граждан от участия в переписи.

Но больше всего насторожило то, что Всеукраинскую перепись затеяли как раз накануне парламентских выборов. Были опасения, что собранные данные могут быть использованы не по целевому назначению. На это наталкивали и неединичные случаи, когда интервьюеры, в основном подобранные органами власти, а не управлениями статистики, интересовались политическими настроениями граждан...

Первая общенациональная сельскохозяйственная перепись по времени не совпадает с президентской гонкой, и это уже хорошо. Тем более что соответствующий законопроект № 4591 Верховная Рада 23 марта нынешнего года вернула на повторное первое чтение. Но даже в случае его беспрепятственного прохождения Кабмину придется разработать и утвердить ряд нормативно-правовых актов, направленных на исполнение закона, скорректировать действующую законодательную базу, а спешка в этой работе — не помощник. К тому же статья 10 законопроекта «О сельскохозяйственной переписи», предусматривающая целевое выделение средств в расходах Государственного бюджета Украины на ее проведение, должна согласовываться со статьей 27 Бюджетного кодекса. То есть в случае принятия этого законопроекта, его обнародования до 15 августа 2004 года документ может вступить в действие только с 1 января 2005 года. Предусматривается также проведение и пробной (пилотной) переписи в одной или нескольких административно-территориальных единицах, прежде чем взяться за общегосударственный массив. Одним словом, пройдет не одна жатва, значительно поредеет поголовье, пока мы сподобимся на всеобъемлющий «переучет» в АПК.

Обидно, что Украина затянула с ним. Кардинальные изменения (позитивные или негативные — это другая тема) в одной из ведущих отраслей экономики требуют все-таки более частой «дактилоскопии». Реалии дня сегодняшнего — почти треть сельхозугодий приходится на хозяйства населения, производящие более 60% валовой сельскохозяйственной продукции. Самое интересное, что, в отличие от агроформирований, они не отчитываются перед органами статистики. А информацию, полученную методом выборочного наблюдения (по Украине обследуют 28,7 тыс. домохозяйств в сельской местности), вряд ли можно назвать полной и достоверной.

Это подтвердил прошлогодний зерновой апокалипсис: убедиться в правдивости данных об урожае зерновых культур в частном секторе было практически невозможно. И проверяющие, как правило, зерно не перевешивают, а записывают данные со слов хозяина. В одном из сел выявили очаг эпидемии у свиней. Для вакцинации прибыли ветеринары, взяв медпрепараты на то количество поголовья, которое значится в сельсовете. На месте выяснилось, что доз требовалось... вчетверо больше.

Не лучше ситуация и с учетом молока, картофеля, фруктов, реализуемых домохозяйствами. Ссылаясь на международные стандарты, Госкомстат считает статистическую информацию качественной, если ее отклонение от реальной не превышает 10%, тогда как в США допустима пятипроцентная погрешность.

Правда, для улучшения аграрной статистики отраслевые ведомства издали несколько общих приказов. Были даже предприняты реальные шаги: с 1 января 2002-го ввели новые сравнимые цены, базой для которых начали служить цены 2000 года, а не 1996-го, которыми оперировали пять лет подряд. К показателям аграрной статистики добавили и рыночный инструментарий: стоимость находящейся в собственности земли, арендованные площади, арендная плата в себестоимости сельскохозяйственной продукции и тому подобное. Реорганизация методологических и организационных составляющих учета продолжается и сегодня. Поэтому есть надежда, что разброс данных первой сельскохозяйственной переписи не будет слишком велик.

— Потребность в законе «О сельскохозяйственной переписи» обусловлена прежде всего тем, что, в соответствии со статьей 30 Конституции Украины о неприкосновенности жилья и статьи 32 в части запрета на вмешательство в личную и семейную жизнь, «...не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом». Поэтому следует создать соответствующие законодательные предпосылки для организации и проведения сельскохозяйственных переписей как периодического сплошного статистического наблюдения, предусматривающего опрос населения о сельскохозяйственной деятельности по определенной программе, — объясняет законодательную коллизию Александр Осауленко, председатель Государственного комитета статистики. — Учитывая опыт других стран, а также рекомендации Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО), по программе которой один раз в десять лет проводятся Всемирные сельскохозяйственные переписи, следует разработать закон, который будет регламентировать проведение общей и тематических сельскохозяйственных переписей в течение длительного времени. Развитые страны проводят общие переписи один раз в пять лет, большинство — раз в десятилетие. Для более глубокого изучения отдельных явлений и процессов в сфере АПК практикуются и тематические переписи: поголовья скота и птицы — один раз в пять лет, с такой же периодичностью — посевных площадей сельскохозяйственных культур, один раз в десять лет — плодово-ягодных насаждений, виноградников и хмеля.

В США, начиная с 1863 года, один раз в пятилетку обновляют статистический «портрет» фермера. Последний профессиональный срез 2002 года выявил значительные изменения в аграрном секторе. Главное — старение фермеров и переход управленческих вожжей после смерти мужа в женские руки. На сегодняшний день почти треть руководителей фермерских хозяйств в США — женщины, чего никогда раньше не было. На 9% возросла доля чернокожих фермеров. А общее количество фермерских хозяйств за пять лет уменьшилось с 2,22 до 2,13 млн.

Средний размер земельных угодий в одном хозяйстве составляет около 180 гектаров, что почти на гектар больше, чем согласно переписи 1997 года. Трансформировалась и «внешность» среднего, наиболее массового сектора в фермерском движении — с годовой выручкой от 2,5 тыс. долл. до 500 тыс. «Середняки» отходят от традиционных видов хозяйствования, характерного для семейных ферм, и либо вливаются в производственные процессы крупного агробизнеса, либо переключаются на выращивание нетрадиционных, специальных видов животных и растений.

В ЕС важнейшие задачи и нормативы сельского хозяйства разрабатывают Европейская комиссия в Брюсселе и Европейское статистическое бюро (Евростат) в Люксембурге. Однако не скажешь, что аграрный сектор стран—членов ЕС лишен национальных особенностей. Их периодически фиксируют государственные статистические управления. В Германии, например, эту задачу выполняют федеральные земли, а национальное статистическое управление занимается только методологическими вопросами и контролирует качество и сравнимость данных.

На постсоветском пространстве сельскохозяйственные переписи прошли в Киргизии, Казахстане, Литве. И хотя в самой большой прибалтийской республике в 2001 году во время всеобщей переписи населения подробно изучили и аграрный сектор, специфика села все же заставила через два года повторить и расширить исследование. Тем более накануне вступления в Евросоюз. Ведь только при наличии точной информации государство может рассчитывать на пропорциональную помощь от ЕС. Опросили фермеров, кооперативные, хозяйственные и сельхозобщества, подсчитали поголовье скота и птицы, хозяйственные здания, технику, работающих членов семьи и наемных рабочих. Данные о земле — как собственной, так и арендованной — фиксировали только на основании подтверждающих документов.

Впервые за 80 лет «сельский» переписной ориентир наметила и Россия — 2006 год. От зоркого статистического глаза не укроются ни 25 тыс. крупных и средних хозяйств, ни 8 тыс. малых, ни 264 тыс. фермерских, ни 16 млн. личных подсобных хозяйств, ни почти 20 млн. семей — владельцев садов и огородов. В мае нынешнего года Госкомстат России и Минсельхоз совместно с Минтруда, Минфином и Росземкадастром организовали пилотное обследование в нескольких сельских администрациях Московской и Белгородской областей. Проанализировав его результаты, осенью проведут пробную перепись уже в более широком ареале (Краснодарский и Красноярский края, Саратовская и Пензенская области). В двух районах каждого из этих регионов пройдет сплошная перепись по всем правилам. И только летом 2006 года состоится полная инвентаризация тамошнего сельхозсектора. В этом промежутке россиянам, как и нам, нужно принять соответствующий федеральный закон.

Идентичными для обоих государств остаются проблемные вопросы: какие главные критерии, базовые показатели должны лечь в основу всеобщих сельских переписей, чтобы обеспечить всю полноту картины? Прежде всего следует четко определить, кого же на самом деле считать сельхозтоваропроизводителем. Маруську, которая на огороде дрожит над десятью кустами помидоров для собственных потребностей, или Марию, которая из своей теплицы возит их на иномарке на базар? Ивана, качающего мед из трех ульев, или соседа с мобильной передвижной пасекой? В Америке в фермерский ранжир попадает каждый, у кого более тысячи долларов выручки в год. В соседней Канаде таковыми считают всех, кто выращивает скот, пушного зверя, зерно, овощи, фрукты или... рождественские елки на продажу. В Литве крестьян классифицируют еще и по величине доходов, разделив их на несколько групп: до 6 тыс. литов (2 тыс. долл.), 6—15 тыс., 15—30 тыс. литов и т.д. При этом не обязательно указывать точную сумму заработков.

В Украине аграрных товаропроизводителей разбили на две базовые категории: юридические лица — сельскохозяйственные предприятия (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) и физические лица — хозяйства населения. Именно они и составляют реестр статистических единиц с соответствующими субреестрами. Самая сложная задача аграрной статистики — отразить объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения. Корректность этой работы зависит от исполнительской дисциплины, добросовестности сельских и поселковых советов. Однако недостатки в ведении похозяйственных книг, а отсюда и примитивный, на глаз, учет земельных участков, направления их использования делают невидимой значительную часть аграрного айсберга. Откроет ли ее сельскохозяйственная перепись?

Это будет зависеть и от вопросов, содержащихся в опросных листах. Можно ограничить их лаконичными семью, как в Канаде, или же расширить до тысячи, от которых подчас становится невмоготу американским фермерам. ФАО ООН рекомендует не перегружать анкету чрезмерным количеством «Как? Где? Почему? Сколько?», а пользоваться базовыми разделами: информация о хозяйстве, основные демографические характеристики владельца и домохозяйства, занятость, земельные ресурсы, сельскохозяйственные культуры, сельскохозяйственные животные, техника и оборудование, здания и другие сооружения, несельскохозяйственные виды деятельности.

Доверятся ли мои односельчане непрошеным визитерам с эмблемой переписи на портфелях? Сомневаюсь... Хотя бы потому, что их отнюдь не радует введение 13-процентного налога на доходы физических лиц. Продал банку молока — плати, заколол кабанчика — плати... Пусть не в текущем году, в перспективе... Крестьяне уже сейчас готовы стать подданными «королевства кривых зеркал». Все, что будет «вариться» на собственном подворье, будут скрывать не только от органов госстатистики, фискалов, но и от соседей. Чтоб не сглазили...

Как убедить недоверчивых украинских сельских респондентов в том, что записанное в опросном листе никоим образом не повредит ни им, ни семьям, не придавит очередным налоговым прессом, не обернется повышением тарифов на электроэнергию и газ? Это будет зависеть от предварительной разъяснительной работы, которая обычно не доходит до глубинки. А еще — от образованности, информированности, толерантности, убедительности и... оплаты труда исполнителей.

Тем временем Госкомстат планирует привлечь к мероприятию граждан Украины, достигших 18-летнего возраста, из числа работающего и неработающего населения. Во-первых, возрастной ценз очевидно противоречит Кодексу законов о труде, статья 188 которого не запрещает допускать к выполнению трудовых обязанностей лиц, достигших 16 лет. Хотя большинство стран мира отдает предпочтение пожилым людям из-за их уступчивости. Во-вторых, к значимому по объемам и важности делу, на мой взгляд, следует привлекать не бомжей и «временщиков», а квалифицированный, хорошо обученный персонал. И, тем паче, не облегчать им задачу, позволяя собирать данные... по телефону. Мы ведь консолидируем мнения не о киноленте «Свинарка и пастух»?!

И плата даже за временную работу должна быть выше прожиточного минимума. В США статистики получают 8—10 долл. в час (это больше, чем средний уровень оплаты) в зависимости от опыта работы и места проведения обследований. Экономия средств во время демографической переписи в России едва не поставила под угрозу срыва ее проведение в Москве и Санкт-Петербурге. После этого соседи поумнели и на сельскохозяйственную перепись выделили больше денег. Хватит ли нам гривен для объективности?

Немало противоречий вызывает и статья 18 законопроекта «О сельскохозяйственной переписи»: «Первичные данные сельскохозяйственной переписи не могут быть затребованы судом, органами прокуратуры, другими органами для изучения и использования в виде доказательств при рассмотрении гражданских и уголовных дел или с целью использования для принятия решений по конкретному респонденту». Для общественности более убедительным было бы упоминание и о налоговой администрации, которая, умышленно или по недосмотру автора законопроекта — Кабмина, спряталась за размытый термин «другие органы». К слову, статистическая конфиденциальность во всем мире выше налоговой.

У нас же — немало лазеек для утечки информации. Уголовный кодекс статьей 47 четко определяет, что суд может затребовать любые данные. Часть вторая статьи 124 Конституции гласит, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Так кто может гарантировать, что информация о моей аграрной «крутизне» останется обезличенной, не попадет в заинтересованные органы?! Даже несмотря на норму административной ответственности за неразглашение данных... В Канаде персонал переписи приносит специальную присягу о соблюдении тайны. Любое нарушение ее карается, в соответствии с Актом статистики, штрафом до тысячи долларов и тюремным заключением до шести месяцев.

…Знаете, для чего в 1702 году Чехия провела мероприятие, аналогичное современной переписи населения? С прозаической целью — содействовать развитию соледобычи на территории Австро-Венгрии, в состав которой входила и Чехия. В те времена сыпучий товар считали чрезвычайно ценным продуктом, производство которого контролировало государство. Даже золотые прииски уступали «соленому» бизнесу по прибылям. Чтобы окончательно монополизировать эту сферу, находчивые австрийцы решили строго регламентировать продажу соли простому люду (наподобие продовольственных талонов в СССР). А для этого необходимо было точно знать численность населения в каждой провинции империи.

Кто знает, какие идеи посещают головы вершителей наших судеб и как они будут реализованы после сельскохозяйственной переписи!

Во время сплошного аграрного «зондирования» многие крестьяне почувствуют настороженность и неуверенность. Мы не скоро придем к потребности добровольно и заинтересованно делиться нажитым — не овеществленным, а хотя бы информацией, как это стало нормой в США. Одной лишь постной агитацией о том, что такая перепись нужна государству, позитива не достичь. Убежден: стимулом для открытости должна стать прежде всего достойная жизнь крестьян, осознание того, что они нужны обществу и власти. И жизненно важные параметры ей требуются от них не ради того, чтобы через три года просто уничтожить задокументированные откровения.