В этом году украинские аграрии были вынуждены переориентировать севообороты на другие культуры, уменьшать выращивание отдельных культур, а на складах у многих до сих пор остается урожай прошлого года. Об этом в эфире "5 Канала" рассказал заместитель председателя Всеукраинского конгресса фермеров, председатель Конгресса фермеров Полтавщины Григорий Шамрицкий.
«Благодаря Вооруженным силам Украины мы отсеялись, и это была тяжелейшая посевная за всю историю независимой Украины!»,— сказал он.
При этом из-за низкого спроса со стороны трейдеров и непонятного ценообразования у многих до сих пор на складах остается прошлогодний урожай.
«У нас еще немало невывезенного зерна из предыдущих урожаев. К примеру, на сегодняшний день подсолнечник в нашем регионе не покупает ни одна трейдерская компания и реализовать культуру просто невозможно. Надо либо самостоятельно везти его в порт и продавать за бесценок, либо в дальнейшем хранить у себя на предприятии. К слову, не у каждого малого агрария есть даже транспорт для перевозки зерна. Так же и установки для сушки зерна для большинства небольших предприятий – это роскошь», – рассказал Григорий Шамрицкий.
В целом цены на зерновые в военный период упали в пересчете на курс доллара в 2-2,5 раза. При том что себестоимость производства всех культур выросла на 20-30%, а по некоторым культурам на 40%.
«Цена на сою сегодня в нашем регионе в пределах 16 тыс. грн с НДС за тонну. Пшеницу покупают за 5,3-5,4 тыс. грн/т, кукурузу за 5,6-5,7 тыс. грн/т. В то время как в довоенный период цена на пшеницу была 8-9 тыс. грн, а на кукурузу 7-7,5 тыс. грн с НДС», — отметил эксперт.
На этом фоне, в последнее время в Конгресс обращаются сельхозпроизводители, преимущественно малые, с сообщениями, что им звонят по телефону покупатели зерновых и предлагают приобрести зерно по безналичному расчету (с НДС) по такой же цене, как и за наличные.
«Это значит, что, несмотря на попытки навести порядок на таможне, коррупция в этой сфере не слишком уменьшилась и теневые схемы продолжают существовать. Но надеемся, что все-таки они будут преодолены и все зерно будет продаваться легально и официально», — подытожил Григорий Шамрицкий.
Перечисленные факторы и «сужение» экспортных путей больно бьют по агробизнесу, который из-за специфики отрасли не может остановиться и ждать до лучших времен.
«Агро - это такой вид бизнеса, который ты не можешь поставить на паузу. Не можешь из-за войны или вообще в тяжелой ситуации остановиться, а потом через год-два снова начать с той же точки. Мы должны выплачивать арендную плату своим пайщикам, заработную плату, проценты по кредитам и само тело кредитов… Поэтому в любой ситуации вынуждены сеяться, выращивать культуры, даже если они планово убыточны, на грани убыточности или имеют маленькую доходность. Поэтому сеем в любой сложной ситуации», — подчеркнул Шамрицкий.
Из-за комплекса проблем большинство аграриев, в том числе малые фермеры, переформатировали севооборот с ориентацией на масличные культуры. В то же время значительно уменьшили выращивание таких культур, как кукуруза. По ряду причин: высокие цены на досушивание зерна (из-за удорожания энергоносителей), рост стоимости логистики (объемы перевозки зерна кукурузы в 2-3 раза больше по сравнению с урожаем других культур) и т.д.
«Поэтому больше выращиваем сои и подсолнечника. А также увеличили площади под пшеницей и яровым ячменем», – говорит Григорий Шамрицкий.