UA / RU
Поддержать ZN.ua

Столичный строительный бум. Киев — безоговорочный лидер Украины по тендерам на строительство

Автор: Юрий Николов Строительство метро на Виноградарь

Строительство метро на Виноградарь

Странный ремонт вполне приличного участка Столичного шоссе, новая двухлепестковая развязка на Полярной / Богатырской, перекрашивание покрашенных в 2019-м садиков, перекладывание вполне приличных плитки и бордюров, новые лавочки вместо еще не старых, километры новых велодорожек из никуда в никуда. Не то чтобы с Киевом это впервые, но продолжающаяся война сильно меняет отношение к нерациональным расходам, а значит, заставляет присмотреться внимательнее в целом к расходам столицы.

Структуры мэрии Киева и других столичных организаций в 2024 году провели строительно-ремонтных тендеров на сумму свыше 30 млрд грн. Даже государственные общеукраинские структуры не дотянули до такого результата, не говоря уж об остальных регионах.

Анализ строительных подрядов в «Прозорро» показал, что за годы войны расходование денег на строительство снизилось по сравнению с легендарной эпохой «Большого строительства» и держится примерно на одном уровне, учитывая снижение курса гривни (см. табл. 1). Скромный скачок строительных заказов в 2023 году объясняется тем, что тогда Госвосстановления заключило соглашений на сумму почти 50 млрд грн на строительство защиты электроподстанций «Укрэнерго» и водопроводов в Днепропетровской области.

Спад строительного энтузиазма объяснялся масштабным перераспределением потоков на местах. Тем временем столичный регион невероятно отрывался от остальной Украины (столбики красного цвета на рисунке).

В последний год перед вторжением с существенным отрывом от остальных регионов лидировала Днепропетровска область (2021 год синим цветом на рисунке). Такое лидерство было обеспечено тем, что половина из 50 млрд грн под чутким руководством координатора «Большого строительства» Юрия Голика и губернатора Валентина Резниченко ушла на пять крупных объектов — четыре дороги и местный аэропорт.

В начале вторжения ситуация резко изменилась.

В 2022 году (желтый цвет на рисунке) лидерами стали общеукраинские подрядчики — «Энергоатом», «Укргидроэнерго», «Укрэнерго» и другие структуры, которые хоть и имеют главные офисы в Киеве, но заказывают строительство по всей Украине. На второе место тогда внезапно выскочила Винницкая область. Правда, только благодаря тому, что в последнюю неделю перед вторжением местный филиал «Укравтодора» протендерил 15 млрд грн на ремонт дорог в рамках «Большого строительства». Но по тем контрактам работы на самом деле не выполняли, а действие договоров просто продлили без финансирования.

Читайте также: КГГА согласовала план строительства дороги в неработающий аэропорт. Стоимость – 1,56 млрд грн

В 2023 году (зеленый цвет) в лидеры впервые вышла Киевская область вместе со столицей (к сожалению, в «Прозорро» автоматически не отделяется столица от области). Восстановлением на деоккупированной Киевщине, к сожалению, объясняется лишь часть скачка. В десятке крупнейших тендеров только два связаны с обстрелами, и оба они внизу таблицы — ремонт ТЭЦ-6 и строительство жилья в Ирпене (см. табл. 2). Остальное — мирно-тыловые, не неотложные дороги и другие ремонты.

В 2024 году (красный цвет) отрыв столичного региона значительно увеличился. Потому что в других регионах уже не заказывали строительство защиты электроподстанций. Зато в Киеве, наоборот, сделали решительный шаг вперед: к ремонту дорог столицы добавилось строительство ветки метро на Виноградарь за 14 млрд грн. Также в десятку крупнейших заказчиков строительства в этом году вошли управления образования Дарницкого, Голосеевского и Днепровского районов Киева, которые заказали ремонт школ и детсадов на 3,2 млрд грн.

Читайте также: Госаудитслужба назвала причину удорожания строительства метро на Виноградарь

Ну, хорошо, возможно, причина в том, что столичный бюджет — самый большой, поэтому и такой результат. К сожалению, нет. Сопоставление расходов на строительные тендеры с общими бюджетами (см. табл. 3) показывает, что у девяти регионов «строительная» доля держится примерно в одном диапазоне — от 26 до 35%, все они в первой половине таблицы. Харьковщина и Николаевщина в лидерах за счет обстрелов и фортификаций. Остальные области имеют соотношение менее 20%. Но и среди них есть регионы с очень большими бюджетами (Львовская, Запорожская, Житомирская, Черкасская области), но они на строительство тендерят значительно меньше, чем Киев.

Что хуже, вполне очевидна и концентрация подрядов в одних руках. Первая десятка заказчиков протендерила почти 30 млрд грн, и из них семь — это структуры мэрии Кличко. Тогда как тысяча других заказчиков Киева и области провели строительно-ремонтные закупки на сумму менее 18 млрд грн.

В целом же, по подсчетам «Наших грошей», в самом Киеве на разные строительно-ремонтные работы в этом году протендерили более 30 млрд грн, тогда как на Киевскую область приходится менее 15 млрд грн (см. табл. 4). Это означает, что мэрия Виталия Кличко является чемпионом по строительству по Украине, даже если из общего результата Киевщины в 45 млрд грн убрать область.

Даже государственные общеукраинские структуры не дотянули до 30 млрд грн, не говоря о всех других регионах.

Мы обратились в КГГА с просьбой объяснить невероятную строительную активность или хотя бы прокомментировать подмеченный нами тренд. Ответ позабавил (см. документ): экстремальный рост строительных тендеров нам объяснили… разницей между бюджетным годом и сроком реализации проекта строительства.

Якобы только для Киева действует это правило, а остальные распорядители, с которыми мы Киев сравниваем, ничего дольше года не строят. Затем нам рассказали о городской целевой программе «Защитник Киева», программе поддержки киевлян-защитников и защитниц и, куда без этого, о средствах, переданных из городского бюджета Минобороны и МВД: в 2023-м всего 1,4 млрд грн, в этом году по состоянию на октябрь — 30 млн грн.

Как все это объясняет непреодолимое желание в разгар войны с невиданным размахом перекладывать асфальт на не наихудших дорогах и ремонтировать пустые детсады? Вот так…